Особенности построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы для обучающегося с ОВЗ. категория обучающихся — 1-4-е классы, незрячие , НОДА.


ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ Категории обучающихся: – НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата);– незрячие. Учитель-логопед:Евгения Юрьевна ПлехановаВысшая квалификационная категорияУчитель-дефектолог:Ираида Рагибовна ШайнуроваПервая квалификационная категорияг. Нижневартовск16 октября 2015 годКазенное учреждение «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»Центр оздоровительной и коррекционной работы ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ(приказ Минобрнауки от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ:ФГОС НОО для глухих детей;ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей;ФГОС НОО для слепых детей;ФГОС НОО для слабовидящих детей;ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи;ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;ФГОС НОО для детей с задержкой психического развития;ФГОС НОО для умственно отсталых детей;ФГОС НОО для детей с расстройствами аутистического спектра.ИННОВАЦИОННОСТЬ ФГОС НОО:- базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики;- снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.НОВОВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО:закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование;в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»;определены 4 варианта образовательных программ. ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММОбразовательная программа\степень сохранности интеллектаОсобые обязательные условия          Предусмотрена возможность переходана другой вариант ОП  Вариант 1 интеллект - норма- коррекционная работа;- специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ.  Вариант 2Незначительные отклонения от «нормы интеллекта» - коррекционная работа;- специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;- создание адаптированных образовательных программ (АОП) и индивидуальных учебных планов.Вариант 3Легкая степень УО (интеллект. нарушения)- коррекционная работа;- специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;- Создание адаптированных образовательных программ (АОП) и индивидуальных учебных планов. Вариант 4Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР)- коррекционная работа;- специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;- создание адаптированных образовательных программ (АОП) и индивидуальных учебных планов. «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»ПРИ РАЗРАБОТКЕ АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА).Варианты АООП НОООсновные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО  Вариант 1 интеллект - нормаРасширение и обогащение словарного запаса, через развитие представлений о себе и круге близких людей, окружающем мире; 2. Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи.3. Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них. Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи. 4. Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики. Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.5. Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.6. Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. По каждому из направлений коррекционной работы от варианта к варианту идет упрощение содержания работы  Вариант 2Незначительные отклонения от «нормы интеллекта» Вариант 3Легкая степень УО (интеллект. нарушения)1. Расширение и обогащение словарного запаса, через развитие представлений о себе и круге близких людей, окружающем мире.  2. Формирование понимания обращенной речи и устной речи на доступном уровне (разговорно-диалогической). Формирование умения задавать простые вопросы, отвечать на них. 3. Формирование общей разборчивости речи с целью улучшения понимания речи обучающегося окружающими. 4. Развитие мелкой моторики: функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.   Вариант 4Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»ПРИ РАЗРАБОТКЕ АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА).Варианты АООП НОООсновные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО  Вариант 1 интеллект - нормаразвитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;развитие мышления;развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии);развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)По каждому из направлений коррекционной работы от варианта к варианту идет упрощение содержания работы  Вариант 2Незначительные отклонения от «нормы интеллекта» Вариант 3Легкая степень УО (интеллект. нарушения) Вариант 4Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) Варианты АООП НООсновные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО  Вариант 1   интеллект - нормаразвитие осязательных навыков, развитие мелкой моторики;обогащение и активизация словаря, развитие связной речи;развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы. Вариант 2 Незначительные отклонения от «нормы интеллекта» Вариант 3 Легкая степень УО (интеллект. нарушения)развитие сенсорной сферы: развитие фонематического восприятия – умение узнавать, различать (дифференцировать), локализовать звуки в пространстве; развитие осязательных навыков и мелкой моторики – использование осязание и мелкой моторики в повседневной жизни;развитие пространственной ориентировки в микро- и макропространстве; развитие умения использовать при ориентировке информацию, полученную с помощью сохранных анализаторов, а также ориентировки на себе и относительно себя;обогащение речевой практики (развитие номинативной функции речи – называние предметов, собственных действий словом, формирование умений отвечать на вопросы односложным ответом, развитие умения употреблять простейшие речевые формы); развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия.Вариант 4 Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с множественными тяжелыми нарушениями (ТМНР)«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»ПРИ РАЗРАБОТКЕ АООП НОО ДЛЯ СЛЕПЫХ (НЕЗРЯЧИХ) ОБУЧАЮЩИХСЯ «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»ПРИ РАЗРАБОТКЕ АООП НОО ДЛЯ СЛЕПЫХ (НЕЗРЯЧИХ) ОБУЧАЮЩИХСЯВарианты АООП НОООсновные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО  Вариант 1 интеллект - нормаразвитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны, умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля).развитие внимания. Развитие видов и свойств внимания.развитие памяти. Развитие видов и свойств памяти;развитие мышления. Развитие видов мышления и мыслительных операций. Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Развитие умения соотносить предметы с моделями, макетами, рельефными изображениями.развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные;развитие воображения. Развитие видов воображения.(для 4 варианта)формирование учебного поведения (выполнение инструкции учителя; выполнение действия по образцу и подражанию). Развитие регуляции и контроля в процессе выполнения предметно-практических действий. По каждому из направлений коррекционной работы от варианта к варианту идет упрощение содержания работы  Вариант 2Незначительные отклонения от «нормы интеллекта» Вариант 3 Легкая степень УО (интеллект. нарушения)Вариант 4 Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с множественными тяжелыми нарушениями (ТМНР) КРАТКАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА, ВИД ПРОГРАММЫ 3.2, 6.2 – НЕЗРЯЧАЯ, ДЦПДевочка скромная, с трудом вступает в контакт со взрослыми. Общая и мелкая моторика имеют грубые нарушения (с учетом дефекта зрения и физической патологии девочки), правая рука – рабочая, наблюдаются спастические зажимы. Ребёнок инструкцию понимает, обучаема в условиях специально-организованной коррекционной работы; к помощи со стороны взрослых восприимчива, относится адекватно. Темп работы и работоспособность снижены, девочка быстро утомляется. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ниже возрастных показателей. Зрительное восприятие нарушено в силу первичного дефекта. Тактильное и слухо-моторное восприятие развиты недостаточно. Внимание устойчивое, концентрация – в пределах возрастной нормы. Мышление наглядно-действенное, с помощью взрослого устанавливает причинно-следственные связи, осуществляет классификацию и обобщение, справляется с заданиями на словесно-логическое мышление. В конструктивной деятельности самостоятельно не ориентируется. Дефектологическое заключение: - Специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные парциальной несформированностью компонентов психической деятельности. - Дефицитарное развитие (незрячесть, ДЦП). Нарушение звукопроизношения полиморфного характера - искажения, замены и смешения звуков, отмечаются нарушения звукослоговой структуры. Фонематическое восприятие грубо нарушено, навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Пользуется развернутой фразовой речью, но использует преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Объем словарного запаса – в пределах обиходной лексики, типично неточное употребление названий предметов, вербальные парафазии. Наблюдается  недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Допускает ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Логопедическое заключение - общее недоразвитие речи 3 уровень, обусловленное дефицитарностью зрительных образов (зрительная депривация).КРАТКАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЦЫ 1 КЛАССА, ВИД ПРОГРАММЫ 3.2, 6.2 – НЕЗРЯЧАЯ, ДЦП ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НО(ОБУЧАЮЩАЯСЯ 1 КЛАССА, ВИД ПРОГРАММЫ 3.2, 6.2)Специальное оборудование: рабочее место для детей с ДЦП: парта с бортиками, кресло с подлокотниками.Беспрепятственный доступ ребенка к своему рабочему месту (расстояние между партами в классе не менее 60 см), к классной доске, которая расположена не выше 50-60 см от пола.Места для отдыха: диванчики, кресла, удобные для ребенка с ДЦП.Для передвижения по лестнице специальный подъемник, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НО(ОБУЧАЮЩИЙСЯ НЕЗРЯЧИЕ )Для передвижения по коридору:таблички с названием кабинетов по системе Брайля;тактильная дорожка в коридоре (дорожка с шероховатой поверхностью на полу);зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного желтого цвета, размером 10 см);тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь)зрительные ориентиры на стенах и дверях; ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НО(ОБУЧАЮЩИЙСЯ НЕЗРЯЧИЕ )Учебное пространство в кабинете:стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные тона;не допускается на окнах исполь­зование темных штор, освещение кабинета макси­мально доступное;классная доска и учебные парты не имеют глянцевую поверхность;лента направляющая (по линиям передвижения обучающейся), надписи в кабинете с дублированием содержания по Брайлю, индивидуальное место для занятий. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НО(ОБУЧАЮЩИЙСЯ НЕЗРЯЧИЕ )Специальные учебники и учебные пособия: - рельефно-графические изображения (пособия) – предметные и сюжетные картины, пособия по лексическим темам;- исключены пособия с глянцевым отображением (файлы, ламинирование). ЗАДАЧИ АООППо коррекции познавательного развития:личностно-ориентированное взаимодействие учителя-дефектолога с обучающейся;коррекция и компенсация первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка;коррекция познавательной деятельности.По коррекции устной и письменной речи:развитие у ребенка навыков речевой коммуникации;расширение, уточнение и активизация словарного запаса;формирование стойкого динамического стереотипа грамматических закономерностей родного языка;развитие связной речи; развитие слухового и осязательного восприятия, ориентировки в малом пространстве, мелкой моторики рук;формирование представлений о себе и представлений об окружающем мире. В ПРОГРАММЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ:Нормативные и методические документы на основе которых строится АООП.Характеристика обучающегося.Резервные возможности и факторы риска при реализации АОПП.Цели и задачи АООП.Формы коррекционно-развивающей работы.Сроки реализации АООП.Диагностическое обследование (сроки, методы и методики).Принципы, методы обучения и направления коррекционно-развивающей работы.Условия реализации АООП.Планируемые результаты освоения АООП (согласно ФГОС для ОВЗ)– предметные, метапредметные, личностные, результаты освоения коррекционно-развивающей работы.Используемые технологии в коррекционно-развивающей работе с обучающейсяСистема оценки достижений обучающейся (уровневая дифференциация).Содержание работы по направлениям коррекционно-развивающей работы.Календарно-тематическое планирование.План взаимодействия со специалистами по направлениям коррекционной работы (взаимодействия со следующими специалистами: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (адаптивная физкультура).Рекомендации учителям.Рекомендации родителям. СПасибо за внимание!