Статья Особенности разработки рабочей программы по английскому языку для обучающегося с НОДА.


Особенности разработки рабочей программы по английскому языку
для обучающегося с НОДА

Развитие  интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в том числе степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от достижений сложившейся в России системы специального образования. Согласно решению Коллегии Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности». Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ. Необходимо понять не как, а чему и для чего учить ребенка с ОВЗ. В условиях резко изменившегося рынка труда, мы обязаны дать выпускнику с ОВЗ набор знаний и умений, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.
Актуальность данной работы состоит в том, что грамотно составленная рабочая программа по английскому языку для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) при сохранном интеллекте и нормальном психическом развитии вполне способна послужить стимулом к дальнейшему или даже углубленному изучению иностранных языков, получению специального образования и профессии. На протяжение последних десятилетий английский язык стал языком международного общения, знание которого приветствуется в самых различных областях жизни. Для человека с НОДА знание английского языка открывает дополнительные возможности для общения, которого часто не хватает людям с ОВЗ, и приобретения востребованной профессии с последующим трудоустройством.
Основная образовательная программа для обучающихся с НОДА самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС.
ФГОС в условиях инклюзивного образования позволяет выделить две группы
обучающихся с НОДА с учетом особых образовательных потребностей.
Первая группа обучающихся - это дети с НОДА, которые успешно
завершили начальное общее образование, имеют двигательные нарушения
различной степени тяжести и могут в полной мере освоить Стандарт общего
образования. Обучающийся с НОДА полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение
текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных
формах. Эти специальные условия аттестации конкретизируются
применительно к особенностям обучающихся с НОДА данной группы.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА
должны быть специально организованы в соответствии с особенностями
ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая
специальная помощь – создание условий для реализации особых
образовательных потребностей. Основная образовательная программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно
поддерживается программой коррекционной работы, направленной на
развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной
образовательной программы. Таким образом, программа коррекционной
работы является неотъемлемой частью основной образовательной
программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Коррекционную помощь оказывают специалисты (медицинские работники соответствующего профиля, учитель-логопед, специальный психолог, педагог-психолог, педагог АФК, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности обучающегося с НОДА). Специалисты могут работать в системе образовательных организаций для обучающихся с НОДА, в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребенку профиля (медицинские учреждения, Центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, ПМПК и др.). Родители обучающегося с НОДА, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего ребенка совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с НОДА направляется на комплексное обследование в психолого-медико-
педагогическую комиссию с целью выработки рекомендаций родителям и
специалистам по его дальнейшему обучению.
Вторую группу обучающихся составляют дети, успешно завершившие начальное образование и имеющие потенциальные, интеллектуальные возможности достаточные для освоения Стандарта основного общего образования. Трудности освоения Стандарта связаны с наличием легкого когнитивного дефицита, астеническими проявлениями и речедвигательными нарушениями. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с НОДА для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в
соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми
образовательными потребностями категории обучающихся с НОДА и
дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенка. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с НОДА направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению.
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы: изучение предметной области «Иностранный язык» на базовом уровне должно обеспечить способность свободно общаться в различных формах и на разные темы при необходимости с использование альтернативных средств коммуникации.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения
основной образовательной программы, предлагаемые ФГОС, требуют внесения изменений в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и связанными с ними объективными трудностями. Данные изменения включают:
организацию и проведение аттестационных мероприятий с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (по запросу родителей);
изменение временного режима, предусмотренного процедурой аттестационных испытаний (оценочных, контрольных работ), в зависимости
от индивидуальных психофизических особенностей ребенка с НОДА (по запросу семьи и/или желанию ребенка), включая увеличение времени,
предоставление возможности ребенку для отдыха и другие необходимые
мероприятия;
адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала;
специальную психолого-педагогическую помощь обучающимся с
двигательной патологией (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных
особенностей здоровья ребенка, направленную на создание и поддержание
эмоционального комфортного для ребенка климата во время проведения
оценочных мероприятий.
В случае выбора ОГЭ выпускнику с НОДА необходимо заявить о
своем желании воспользоваться льготами, предусмотренными для данной
категории участников ОГЭ. Желание воспользоваться льготами участник
ОГЭ должен обозначить в заявлении на участие в ОГЭ, подаваемое в установленные сроки (для первой волны ОГЭ - до 1 марта). Заявления о предоставлении льготы принимаются от обучающихся с НОДА
на все экзамены. Либо он сдает все предметы на общих основаниях
совместно с другими экзаменуемыми и без права на дополнительные 1,5 часа
экзаменационного времени. В этом случае ему предоставляется:
1). аудитория со специализированной рассадкой, в которой сдают экзамен только участники ОГЭ с НОДА ;
2). возможность беспрепятственного доступа участников ОГЭ с НОДА в
аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
3). право на увеличение продолжительности каждого экзамена на 1 час 30 минут;
4). присутствие ассистента, оказывающие выпускнику с НОДА необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
5). возможность использования с учетом их индивидуальных особенностей необходимыми им техническими средствами;
6). в аудиториях могут быть организованы питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с НОДА часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии. Формирование учебных планов образовательной организации, в том числе
и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из обязательных предметных областей. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология»).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования должнапредусматривать использование разнообразных доступных методов
и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения) с учетом двигательных,
речедвигательных и сенсорных нарушений у обучающихся с НОДА. При оценке устного ответа и чтения педагог обязательно должен
учитывать речевые нарушения обучающихся с НОДА и ни в коем случае не
снижать отметки за недостаточную интонационную выразительность,
замедленный темп и отсутствие плавности. Для более адекватной оценки педагог должен соблюдать индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний. При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:
- неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);
- выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и т.д.;
- нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине;
- смешение сходных по начертанию букв;
- прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных движений.
В образовательной организации, в которой я работаю, обучается ребенок с НОДА первой группы, то есть обучающийся имеет парализованные ноги, при этом интеллект сохранен, психическое развитие и двигательная активность рук в норме. Учащийся полностью включен в образовательную среду своего класса, но из-за своего большого веса и особенностей архитектуры школы передвижение в инвалидной коляске по школе сопровождающим его лицам весьма затруднительно. Поэтому с прошлого учебного года ПМПК рекомендовала организовать дистанционное обучение с помощью программы Skype. Skype  — это бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы. При этом ребенок участвует и очно присутствует на всех внеклассных и общешкольных мероприятиях.
ПМПК разработала образовательный маршрут группы А для данного учащегося, который включает в себя предметы на общем подходе (русский язык, литература, алгебра и геометрия, история и обществознание, биология, география, физика, химия, информатика, иностранный язык), предметы на адаптивном подходе (физическая культура, технология, ОБЖ), особые образовательные условия в виде дистанционного обучения, индивидуальные учебные планы по каждому предмету, индивидуальное расписание.
Все учителя, работающие с этим ребенком, прошли профессиональную подготовку по организации дистанционного обучения и работе с программой Skype в виде курсов повышения квалификации. В школе и в квартире учащегося было установлено необходимое оборудование и программное обеспечение для эффективного образовательного процесса.
Являясь преподавателем английского языка, я составила индивидуальный учебный план для учащегося 9 класса на основе общеобразовательной программы без коррекции, согласно рекомендациям ПМПК. По программе нашей образовательной организации на индивидуальное обучение иностранному языку в 9 классе отводится 1 час в неделю, что составляет 34 урока в год. Учитывая особенности детей с НОДА особенно в подростковом возрасте, такие как заниженная самооценка и ограниченный круг общения, я планировала тематику уроков, делая акценты на достижения самого учащегося в различных сферах жизнедеятельности, на потенциальные его возможности и перспективы, на расширение круга общения со сверстниками и единомышленниками в сети Интернет. На мой взгляд, главная проблема при дистанционном обучении иностранному языку – недостаточная возможность проконтролировать и оценить монологический аспект речи, так как при контроле монологической речи ребенок подглядывает в заранее подготовленные источники (учебники, книги, распечатки), не попадающие в обзор камеры. Поэтому все темы, предполагающие контроль монологической речи, я заменила темы, удобные для диалогической речи. В диалогической речи всегда есть место экспромту и использовать заранее подготовленные шпаргалки становится затруднительно или даже невозможно. Далее представляю индивидуальный учебный план, по которому работаю в настоящее время с ребенком с НОДА.
Пояснительная записка
Индивидуальный учебный план по английскому языку для учащегося 9 «а» класса Г.Е. разработан на основе авторской программы под редакцией М.З. Биболетовой и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по английскому языку.
Тип программы: базовая программа по английскому языку без коррекции (на основании рекомендаций ПМПК от 28.08.2016 г.).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Английский с удовольствием», М.З. Биболетовой, учебник английского языка для 9 класса общеобразовательных организаций, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016-2017 учебный год. Форма организации учебных занятий: дистанционное обучение (на основании рекомендаций ПМПК от 28.08.2016 г.).
Цели учебного предмета «английский язык»:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Задачи учебного предмета «английский язык»:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
- речеваякомпетенция — развитиекоммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;- социокультурная/межкультурная компетенция—приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательнаякомпетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка;
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Место учебного предмета «английский язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год индивидуальный учебный план рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). На проведение контрольных работ, проектов исследований отводится 8 часов.
Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса по английскому языку:
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
АудированиеВыпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами)
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка;
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложения по интонации;
• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
• различать на слух британские и американские варианты английского языка.
Орфография
Выпускник научится правильно писать изученные слова.
Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
• находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
• распознавать и употреблять в речи:
— различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме);— распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We moved to a new house last year);
— предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter);
— предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park);
— сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or;
— косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
— имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения;
— имена существительные c определённым/неопределённым/нулевым артиклем;
— личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения;
— имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little);
— количественные и порядковые числительные;
— глаголы в наиболее употребительных временны2х формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
— глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
— различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
— условные предложения реального характера (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party);
— модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, be able to, must, have to, should, could).
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;• распознавать в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;
• распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II — If I were you, I would start learning French);
• использовать в речи глаголы во временны́х формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;
• употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.
Система обучения детей с НОДА претерпевает изменения: благодаря современным информационным и компьютерным технологиям стало доступно дистанционное обучение. Особенности учащихся с НОДА требуют индивидуального и дифференцированного подхода к выбору не только условий обучения, доступной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом, но и технологий образовательного процесса. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей успешной социализации и интеграции в общество. Соответственно, ещё одной важнейшей особенностью разработки программы является необходимость предусмотреть удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех обучающихся с ОВЗ и специфичных для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, отсутствием самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляетсяв наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Все эти факторы обязательно надо учитывать при составлении программы: отбирать темы, которые послужили бы стимулом к развитию кругозора, приобретению новых навыков, расширению общения, организовывать урочную деятельность, в которой учащийся мог бы проявить себя наравне со сверстниками или даже превосходя их.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598).
3. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru4. http://ru.wikipedia.org5. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
6. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого ; авт.-сост. В.Н. Андреев [и др.] ; под ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 57 с.
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" Приложение.
Календарно-тематическое планирование
для индивидуального обучения в 9а классе.
номер урока
тема урока сроки
1 Мои летние каникулы.
Грамматика: видо-временные формы глагола. 04/09
2 Взаимоотношения с родителями и сверстниками.
Грамматика: видо-временные формы глагола, предлоги. 11/09
3 Жизнь в семье и вне семьи.
Грамматика: вопросительные предложения. 18/09
4 Мое свободное время.
Грамматика: пассивный залог. 25/09
5 Как провести выходной день. 02/10
6-7 Кино и видео в жизни подростка.
Грамматика: пассивный залог, фразовые глаголы. 09/10-16/10
8 Проект «Создание видеофильма». 23/10
9 Контрольная работа №1 по теме «Я и мое окружение». 30/10
10 Путешествие как способ познать мир.
Грамматика: предлоги места и направления. 13/11
11 Из истории путешествий. 20/11
12 Происхождение географических названий. 27/11
13 Организованный и самостоятельный туризм.
Грамматика: модальные глаголы. 04/12
14 Советы путешественнику. 11/12
15 Проект «Путешествие моей мечты». 18/12
16 Контрольная работа № 2 по теме «Путешествие». 25/12
17 Что такое глобализация? 15/01
18 Проблемы глобализации. 22/01
19 Глобализация и моя страна.
Грамматика: инфинитив, прямая и косвенная речь. 29/01
20 Толерантность или конформизм. 05/02
21 Что такое конфликт?
Грамматика: инфинитив, многозначные слова. 12/02
22 Решение семейных конфликтов.
Грамматика: инфинитив, условные предложения. 19/02
23 Военные конфликты.
Грамматика: инфинитив, интернациональные слова. 26/02
24 Декларация прав человека.
Грамматика: инфинитив, притяжательные местоимения. 04/03
25 Проект «Права подростка». 11/03
26 Контрольная работа №3 по теме «Глобализация и конфликты». 18/03
27 Пути получения образования.
Грамматика: модальные глаголы. 01/04
28 Проблема выбора профессии. Резюме. 08/04
29 Роль английского языка в моей будущей профессии. 15/04
30 Проект «Моя будущая профессия». 22/04
31 Стереотипы в нашей жизни. 29/04
32 Спорт. 06/05
33 Молодежная субкультура.
Грамматика: видо-временные формы глагола. 13/05
34 Контрольная работа №4 по теме «Мир моих увлечений». 20/05