Проект урока сольфеджио в 3 классе с применением технологии интерактивного обучения

Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки Самарской области










Проект урока сольфеджио в 3 классе
с применением технологии интерактивного обучения







Выполнила: Гвоздева Татьяна Васильевна,
ПДО
МБОУ «Школа №65 с углублённым изучением
отдельных предметов» г.о. Самара









Самара, 2016
Паспорт урока сольфеджио в 3 классе
Тема урока:
Четвертные длительности в музыкальном произведении

Учитель
Гвоздева Татьяна Васильевна

Образовательная цель
Формирование музыкальной культуры личности, развитие коммуникативных способностей третьеклассников на основе глубокого осмысления метроритмических длительностей в произведении «Во поле берёза стояла»

Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
- получает навыки группового сотрудничества;
- совершенствование музыкального слуха (восприятия)
ЛР-1: объясняет ценность и значимость развития музыкального слуха и метроритма каждого человека и для себя лично
ЛР-2: проявляет устойчивый интерес к выполнению задания
КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками
КУД-2: отстаивает собственную точку зрения с учётом мнения одноклассников
КУД-3: проявляет ответственность и инициативность в достижении группового результата
РУД-1: участвует в постановке главной задачи
РУД-2: участвует в самооценке результативной деятельности
ПУД-1: анализирует и сравнивает информацию
ПУД-2: восстанавливает последовательность звуков, выделяет существенные признаки
ПУД-3: выполняет задания с применением алгоритма
ПР-1: записывает диктант по музыкальному произведению с применением четвертных
ПР-2: приводит примеры с четвертными длительностями

Программные требования к образовательным результатам раздела «_______________»
Ученик научиться:

Ученик получит возможность научиться:

Мировоззренческая идея
Развитый музыкальный слух и метроритм – условие гармоничного взаимодействия в окружающем мире

Ценностно-смысловые ориентиры
Мир. Музыка.

План изучения учебного материала
1. Прослушивание мелодии
2. Анализ и строение музыкальных фраз
3. Эскиз нотного текста
4. Сравнение с оригиналом

Основные понятия
Длительности (четверти, восьмые, половинные)


Лад (мажор, минор)


Размер (2/4, ѕ, 4/4_


Музыкальное произведение «Во поле берёза стояла»

Тип урока
Изучение нового материала

Форма урока
Урок – практическая работа

Образовательная технология
Технология интерактивного обучения

Оснащение урока
Музыкальные инструменты (фортепиано, баян)
Технические средства (аудио- и видеотехника)

Мизансцена урока
3 группы по 3 человека, парты сдвоены

Предварительная подготовка к уроку учащихся
Знание длительностей

Домашнее задание
Диктант наизусть, петь с дирижированием

Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой уч-ся на урок.
Выбор лидера группы. Определение общих правил работы в группе.


II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)

Вводная беседа:
- Прочитайте высказывание композитора.
- О чём говорит Шуман?
Задание:
- Сколько длится четверть?
- Сколько длится половинная?
- Сколько длится восьмая?
- Какая длительность звучит сейчас?

Главный вопрос урока:
Как отличить в мелодии разные по длительности четвертные
Задание 1 группе:
Выяснить, как считаются длительности и записать на музыкальном примере
Задание 2 группе:
Выяснить, как считаются длительности и записать на музыкальном примере
Задание 3 группе:
Выяснить, как считаются длительности и записать на музыкальном примере










Слайд 1.
Фронтально


Слайд 2.





Слайд 3.
Запись темы в тетрадь

Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки.
-анализирует информацию, выделяет общие и отличительные признаки (МР)

высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

-формулирует учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели (МР)

-выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);

высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР)

III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)

Практическая работа в подгруппах
Работа групп:
1 ученик – Определяет лад, тональность.
2 ученик – Определяет размер и количество тактов в произведении.
3 ученик – Определяет длительности.

Подгрупповая дискуссия:

Дополнительная информация:





Индивидуальная и групповая работа.

- выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);
-находит в тексте необходимую информацию, оформляет её на нотном стане (МР);
-отстаивает своё мнение ненасильственными способами (ЛР);
-соотносит своё мнение с мнениями одноклассников (МР)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)

Презентации итогов групповой работы
Презентация 1 группы:
показать запись своей работы в нотной тетради и сравнить с оригиналом
Презентация 2 группы:
показать запись своей работы в нотной тетради и сравнить с оригиналом
Презентация 3 группы:
показать запись своей работы в нотной тетради и сравнить с оригиналом
Коллективная дискуссия:
убедительно доказать ненасильственными способами, что воспроизведение оригинала той или иной группы более точное.
Вывод, обобщения по уроку:
у выбранной в результате коллективной дискуссии группы, наиболее развит музыкальный слух и точная графическая запись длительностей.

У доски вся группа.


У доски вся группа.


У доски вся группа.


Слайд 4.

Игра на музыкальном инструменте. 1 уч-ся.

воспроизводит мелодию по памяти, восстанавливает метроритм длительностей (МР);

приводит музыкальные примеры с разнообразными четвертными длительностями (МР)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)

Коллективное обсуждение:
Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итог коллективной работы.



Листы оценки и самооценки
- оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР)











Приложение 1
Слайдовая презентация
Слайд 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, - прислушайся, какие звуки они издают».
(Р. Шуман)
Слайд 3.
Четвертные длительности в музыкальном произведении

Слайд 2.
Счёт длительностей:
половинная (1-и-2-и)
четверть (1-и)
восьмая (1 или и)
Слайд 4.
Аудиозапись р.н.п. «Во поле берёза стояла»



Приложение 2
Инструкция для работы групп
Определить лад, тональность.
Определить размер и количество тактов в произведении.
Определить направление движения мелодии в каждом такте.
Определить длительности в каждом такте.
Записать в нотной тетради.
Роберт Шуман 0@Pa Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·њй8
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ЫC
·
·
·
·
·
·і
·
·Є
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Д
·
·
·15