Конспект открытого урока Оксиды. Кислород. Воздух


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Высокогорненского городского поселения
Открытый урок
Тема: Кислород. Воздух. Оксиды.
Составил:
учитель химии
первой квалификационной категории
Кургак Ирина Сергеевна
2015 год
Тема урока: Кислород. Воздух. Оксиды.
Цель урока: дать общую характеристику кислорода, познакомить учащихся с историей открытия элемента, физическими и химическими свойствами, нахождением в природе, получение и применение, основными соединениями.
Задачи:
Обучающие
Продолжить формирование понятий “химический элемент”, “простое вещество” на примере кислорода;
Расширить представление о кислороде как самом распространенном веществе на Земле;
Познакомить с историей открытия кислорода, его физическими свойствами.
Развивающие
Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету химии;
Способствовать формированию основных интеллектуальных операций: анализировать, делать выводы, составлять схемы и зарисовывать их.
Воспитательные
Формировать коммуникативные навыки: взаимодействия и сотрудничества (работа в группах), рефлексивные умения.
Тип урока: комбинированный урок (КУ).
Методы:
Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
Объяснение с элементами беседы, рассуждения (загадки, стихи), сопровождающиеся презентацией;
Информационный (ИКТ);
Вопросно-ответный способ УД (“Вспоминай-ка”);
Игровой (“Выбирай-ка”, “Найди ответ ”).
Средства:
Раздаточный материал: план урока,
лист доверия (оценивания) (Приложение 1),
карта-инструкция: “Найди ответ ” (Приложение 2),
карта-инструкция “Найди ошибку”,
правила работы в группах, классная доска, компьютер.
Организационные формы:
Фронтальная;
Работа учащихся малыми группами.
Индивидуальная.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Общая цель этапа Подготовить учащихся к уроку;
Обеспечить благоприятную обстановку;
Создать условия мотивации учебной деятельности;
Определить цели урока;
Актуализировать опорные знания учащихся.
Форма организации УД фронтальная
Методы обучения Вопросно-ответный способ УД
Содержание учебного материала Приветствие - проверка отсутствующих - определение темы урока - совместное целеполагание - создание мотивации
УД - актуализация опорных знаний.
Учитель: Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: “Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом”.
На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации).
У. Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку, потом попробуем отгадать загадку, чтобы узнать тему урока. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете.
“Вспоминай-ка”
Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы. Ими вы можете воспользоваться на любом уроке (по желанию).
Фронтальная беседа (актуализация опорных знаний):
1. Назовите основные классы неорганических соединения.
2. Что такое оксиды.
3. Приведите примеры.
4. Что такое валентность, степень окисления.
МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием.
Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, пожалуйста обратите внимание на экран. Что связывает эти картинки?
ВНИМАНИЕ! Сейчас я вам загадаю загадку, а её отгадка – название нашей темы урока.
Без него мы жить не можем,Он всегда нам всем поможет.Он находится везде –И на суше и в воде.Кто же скажет мне из вас,Как зовётся этот газ?
Запишите в тетрадях тему урока: “Кислород. Воздух. Оксиды».
Кислород – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента. Хотя вначале этот элемент Лавуазье назвал «жизненным газом».
А как вы думаете, почему кислород вездесущ?
Подумайте, что каждому из вас было бы интересно узнать о кислороде? Что нужно о нем знать?
Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы, учитывая интересы воспитанников.
Актуализация личностного опыта учащихся
Что вы знаете о кислороде?
Откуда берется кислород?
Кто дышит кислородом?
Показатели реального результата Полная готовность класса к работе на уроке;
Включение учащихся в рабочий ритм;
Создание мотивации учебной деятельности;
Определение темы урока;
Совместное целеполагание;
Актуализация опорных знаний, личностного опыта учащихся.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Общая цель этапа Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний;
Расширить представление о кислороде: истории открытия, нахождении в природе, его физических и химических свойствах,
Вызвать познавательный интерес у учащихся к предмету через удивительное (презентация, стихи, сказка);
Формировать умение анализировать, делать выводы.
Форма организации учащихся коллективная
Методы обучения ИКТ
Содержание учебного материала 1. История открытия кислорода.
(презентация, слайд)
Главным открывателем кислорода является французский химик Антуан Лавуазье, который в 1775 году установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах.
Сообщение учащегося. Трижды открытый элемент (история открытия кислорода).
Кислород впервые получили многие химики, не зная, правда, что это за газ.
За кем же закрепили приоритет его открытия?
С кислородом химики сталкивались давно, но установить природу газа им не удавалось. Полагают, что первым кислород получил голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел (1572-1633) нагреванием нитрата калия:
2KNO3 = 2KNO2 + О2↑.
Дреббел установил, что в кислороде, который он назвал «воздухом», вспыхивает тлеющий уголь, а человек спокойно дышит. В 1615 г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы около Лондона на три часа. Предполагают, что в подводном судне находился и король Англии Джеймс I. В 1665 г. ассистент Бойля, английский физик Роберт Гук (1635-1703) в книге «Микрография» писал, что воздух состоит из газа, который находится в селитре (нитрате калия KNO3), и большого количества, какого-то инертного газа. Позднее, в 1678 г. датский химик Оле Борх снова установил, что при нагревании селитры действительно выделяется газ, в котором вспыхивает тлеющий уголь. В 1721 г. священник Стефен Гейлс (1667-1761), повторив опыт Борха, собрал этот газ над водой, но принял его за очищенный воздух. В 1772 г. К. Шееле выделил кислород, используя реакцию взаимодействия диоксида марганца МпО2 с серной кислотой:
2МnО2 + 2H2SO4 = 2MnSO4 + 2Н2О + О2↑.
Полученный газ Шееле назвал «огненным воздухом». Через два года английский священник Пристли, ничего не зная о работах своих предшественников, снова открыл кислород, нагревая оксид ртути (II):
2HgO = 2Hg + O2↑.
В полученном газе ярко вспыхивала тлеющая лучинка, горела железная проволока, рассыпая искры. Полученный им газ Пристли назвал «дефлогистированным воздухом». Приоритет открытия кислорода был закреплен за Шееле и Пристли.
В том же 1774 г. Лавуазье, проводя опыты с нагреванием оксида ртути (II) и горением фосфора, пришел к выводу, что в воздухе находится газ, поддерживающий горение. Сначала он назвал его «жизненным газом», но впоследствии дал газу название «кислотообразующий принцип», или «оксиген». Последнее название в России постепенно трансформировалось в слова «кислород» и «кислотвор». Закрепилось в химической литературе только первое слово. 
Позднее стали изучать свойства кислорода. Изучим их и мы.
2. Общая характеристика кислорода
Химический знак кислорода – О
Относительная атомная масса – 16
Химическая формула простого вещества – О2Относительная молекулярная масса – 32
В соединениях кислород обычно двухвалентен.
3. Нахождение в природе.
У. предлагает послушать стихотворения, которые читают учащиеся:
Ученик 1.
По причинам этим многимКислород везде в природе,Он и в доме и в воде, В материалах и еде,В соде, мыле, глицерине,Сахаре и маргарине,
Ученик 2.
В уксусе и ацетоне,Спирте, клее и картоне, Марганцовке, желатине,Перекиси, аспирине,
Ученик 3.
В ванилине и крахмале –Перечислим все едва ли.В целлофане и капроне,В извести, стекле, бетоне…Он попал в кирпич, цемент – Всюду “О” как элемент.
Презентация
В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода.
Кроме кислорода в состав воздуха входят еще другие вещества (слайд).
Кислород является важным составляющим элементом растений и животных (слайд 10).
После просмотра презентации
Вопрос: Верно ли высказывание: мы ходим по кислороду, мы пьем кислород, мы дышим кислородом?
Ответ: Да (кислород входит в состав земной коры, воды, воздуха, поэтому это утверждение верно).
Физические свойства кислорода.
У. предлагает учащимся послушать познавательную сказку о добром юноше и понять о чем в этой сказке шла речь?
Он был очень тихим и добрым юношей: без цвета, вкуса и запаха. Всю свою жизнь он странствовал по белому свету, прячась и скрываясь ото всех. Даже имени у него не было, сирота он был. Родителей он своих тоже не помнил. Много встречалось на его пути людей добрых и не очень. Но вот как-то раз в далекой-далекой Франции повстречал юноша ученого по имени Антуан. Юноша так понравился ему, что тот пригласил его в свою химическую лабораторию и подарил ему красивое имя OXSIGENIUM-рождающий кислоты, а в России его стали звать Кислородом.
Однажды, в лабораторию заглянула красавица Вода и она так понравилась Кислороду, что он захотел раствориться в ней без остатка, но ничего из этого не вышло, потому что в 100 объемах Воды, растворяется всего 3 объема Кислорода. Тогда Кислород очень отчаялся и при Т -183С превратился в жидкость голубого цвета, а при Т – 219 С – затвердел и превратился в кристаллы синего цвета. Как только не пытались Друзья утешить и развеселить своего друга, чтобы он снова стал как прежде! Но Кислород превратился в Невидимку и удрал. До сих пор блуждает он по белому свету и ищет свое счастье.
Ответ учащихся: о свойствах кислорода.
У: какими же физическими свойствами обладает кислород?
(вместе с учащимися составляют схему).
Физкультминутка.
Химические свойства.
По положению кислорода в 6 группе главной подгруппе, что можно сказать?
Он отдает электроны, является окислителем.
Самые распространенные? (вода, углекислый газ, руды – халькогены).
Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами – 49%
В связанном состоянии он находится в почве, минеральных рудах.
В песке – 53%, в глине – 56%.
В составе воды, рек, озер, морей и океанов содержится – 80% кислорода.
В организме человека в связанном состоянии содержится до 65% кислорода.
Какие оксиды в воздухе?
Теперь ответьте на вопрос: Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?
Ответ: Туристы засыпают угли костра, чтобы прекратить доступ кислорода, чтобы костер не смог снова загореться и не возник пожар.
Окислитель – горение.
Процесс с участием кислорода, с выделением тепла и света – горение!
У. задает вопрос: где в природе встречается кислород? ВЕЗДЕСУЩ!
Показатели реального результата Активные действия учащихся с объемом изучения;
Вызван познавательный интерес к предмету через интересные сообщения о кислороде.
ЭТАП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Общая цель этапа Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения;
Формировать коммуникативные умения воспитанников;
Вызвать осознание ценности совместной работы, доверия (реализуемое через лист оценивания);
Развивать оценочные суждения.
Форма организации учащихся Работа малыми группами
Методы обучения дидактическая игра
Содержание учебного материала Игра “Выбирай-ка”
У. класс разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение.
Подбери нужное слово.
Кислород – это … газ, самый … элемент в земной коре. Он … воздуха, … в воде.
Слова для справок: малорастворим, вещества, тяжелее, распространенный, бесцветный.
Проверка задания происходит через компьютер.
5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2 ошибки.
Учащиеся сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания).
Показатели реального результата Самостоятельное выполнение задания, требующее применения знаний, полученных на уроке;
Осознание ценности совместной работы, формирование коммуникативных умений;
Развитие оценочных суждений, осознание ценности доверия.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Общая цель этапа Формирование целостной системы ведущих знаний по теме;
Продолжить развитие оценочных суждений;
Вызвать осознание ценности доверия.
Форма организации учащихся Индивидуальная работа
Методы обучения игра
Содержание учебного материала “Найди ответ!”
Задание: В каждом задании кроме правильного ответа есть и ошибки. Ваша задача найти ошибки и зачеркнуть их, оставив правильные ответы не зачеркнутыми.
Система оценивания:
Все найденные ошибки – 5 баллов
4 ошибки – 4 балла
3 ошибки – 3 балла.
Проверка осуществляется посредством компьютера (слайд 14).
1. Кто установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах?
а) Д.Пристли
б) К.Шеелев) П.Байенг) А.Лавуазье
2. “Крестики-нолики”
Выигрышный путь оксидов:
FeO О25O2
5O Н2О 2О
O O3 SO2
3. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне кислорода:
а) 1
б) 6
в) 8
г) 16
4.Степень окисления у кислорода в оксидах:
а) -1
б) -2
в) +2
г) +1
5. Относительная молекулярная масса кислорода:
а) 32
б) 18
в) 16
г) 29
Показатели реального результата Активная и продуктивная деятельность учащихся;
Развитие оценочных суждений;
Осознание ценности доверия.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Общая цель этапа Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности;
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Форма организации учащихся Коллективная
Содержание учебного материала Совместное обсуждение урока и листа доверия (оценивания).
ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания)
Ф.И. ученика _______________________
Название игры Баллы (бонусы)
“Вспоминай-ка”    
“Выбирай-ка”    
“Найди ответ!”    
РЕФЛЕКСИЯ
  ДА НЕТ
Принимал активное участие в уроке.    
Урок понравился.    
Урок не понравился.    
На уроке узнал много нового и интересного
Выставление оценок.
Показатели реального результата Рефлексия собственной деятельности
\s
Приложение 2
«Найди ответ!»
1. Кто установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах?
а) Д.Пристли
б) К.Шеелев) П.Байенг) А.Лавуазье
2. “Крестики-нолики”
Выигрышный путь оксидов:
FeO О25O2
5O Н2О 2О
O O3 SO2
3. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне кислорода:
а) 1
б) 6
в) 8
г) 16
4.Степень окисления у кислорода в оксидах:
а) -1
б) -2
в) +2
г) +1
5. Относительная молекулярная масса кислорода:
а) 32
б) 18
в) 16
г) 29