Урок-КВН. Кислоты. Соли. Основания. 8 класс


УРОК-КВН
по химии
по теме «Основания. Кислоты. Соли»
(8 класс)
Подготовила
учитель химии
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия им. Н.Трублаини»
ПОСТНИКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
2017 г.
УРОК-КВН
по теме «Основания. Кислоты. Соли»
(8 класс)
ТЕМА: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основания. Кислоты. Соли»
ЦЕЛЬ: проверить степень усвоения учащимися знаний об основных классах неорганических
соединений и умения применять знания теоретического материала на практике;
развивать эрудицию, внимание, творческое мышление;
воспитание умения работать одной командой.
ТИП УРОКА: систематизация, обобщение и контроль знаний и умений
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок-КВН
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: карточки с заданиями, эмблемы, сообщения уч-ся, «Зачетные листки»
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: оксиды, кислоты, щелочи, индикаторы, реакция обмена, реакция нейтрализации
Х О Д У Р О К А
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня у нас необычный урок – это урок-КВН. В классе присутствуют три команды: «Соли», «Основания», «Кислоты». На сегодняшнем уроке вам предстоит продемонстрировать свои знания и умения как по изученному материалу, так и умения нестандартно и творчески мыслить и действовать. Итак, мы начинаем … (все хором) КВН !Проведение обобщения и контроля знаний.
1 КОНКУРС «Презентация»
Каждая команда готовила эмблему своего класса химических соединений и информацию о значении веществ своего класса в природе и жизни человека. Максимальная оценка за этот конкурс 4 балла (2 балла – за эмблему, 2 – за рассказ) Команды демонстрируют свою эмблему и делают доклады.
2 КОНКУРС «РАЗМИНКА»
Командам предлагается дать ответы на 5 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 бал. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде. Первой отвечает команда, набравшая наибольшее количество балов за 1 конкурс.
С помощью каких веществ можно определить, что это: кислота или щелочь ? (индикаторов)
Какой оксид жизненно необходим для работы зеленых растений ? ( оксид углерода)
Какую кислоту добавляют в напитки для получения кислого вкуса ? (Ортофосфатную)
Сколько агрегатных состояний имеет вода ? (Три)
Из каких оксидов получают основания ? (Основных)
__________________________________________________________________________________
Как называются растворимые в воде основания ? (Щелочи)
Количество гидроксильных групп в формуле основания зависит от …. (валентности металла)
Самый важный природный оксид – это… (вода)
Гидроксильная группа всегда имеет валентность… (один)
Какая кислота содержится в желудочном соке ? (Соляная)
__________________________________________________________________________________
По содержанию кислорода кислоты делятся на ,,, (бескислородные и кислородсодержащие)
Валентность кислотного остатка в серной кислоте … (два)
Какое вещество можно получить при смешивании кислотного оксида и воды ? (кислоту)
Какое вещество образуется при взаимодействии серебра и соляной кислоты ? (реакция не происходит)
Назовите соль, которую вы используете каждый день на уроке ? ( карбонат кальция)
3 КОНКУРС «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Капитанам команд на доске необходимо составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (указать тип реакции) Оценка за каждое правильно составленное уравнение реакции 2 бала. Карточки с заданиями капитаны выбирают самостоятельно.
Команда «Основания»
22987001123950013169901123950041338511239500 О2 Н2О Р2О5 Н3РО4
Команда «Соли»
23806151162050010896601162050028956011620500Са СаО Са (ОН)2 Са (NО3)2
Команда «Кислоты»
2347595100965001308100100965002895609144000FeO FeSO4 Fe (OH)2 FeO4 КОНКУРС «ТЕСТИРОВАНИЕ»
Пока капитаны команд работают над составлением уравнений реакций, члены команд берут участие в конкурсе «Тестирование». Оценка за каждый правильный ответ 0,5 бала. Учащиеся с помощью учителя проверяют ответы на тесты, подсчитывают сумму своих личных баллов, затем команда подсчитывает свою общую сумму баллов.
Среди химических формул укажите формулу азотной кислоты:
А) Н2 SO4 б )HNO3 в) H2SIO3
2. Вещества, изменяющие свою окраску под действием щелочей- это:
А) катализаторы; б) ингибиторы в) индикаторы
3. Валентность кислотного остатка определяют:
А) по количеству атомов кислорода в кислоте;
Б) по количеству атомов водорода в кислоте;
В) по валентности кислотообразующего элемента кислоты
4. Укажите формулу амфотерного оксида:
А) СаО б)МпО2 в) Na2O
5. Реакция между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими составными частями, называется реакцией:
А) обмена б) разложения в) замещения
6. Назовите лишнее вещество:
А) HCL б ) HBr в) HNO3
7. Укажите оксид, которому соответствует кислота:
А) Mn2O7 б ) FeO B) K2O
8. Водород будет выделяться при смешивании таких веществ:
А) Cu + H3PO4 б) Ag + H2SO4 в) Zn + HCl
9. Реакции между основаниями и кислотами, в процессе которых образуется соль и вода, называются реакциями:
А) замещения б) соединения в) нейтрализации
10. Укажите формулу двухосновной кислоты:
А) HBr б) H2CO3 в) H3PO4
11. От чего зависит способность металлов реагировать с кислотами:
А) от расположения в периодической системе б) от расположения в ряду активности
12. Укажите ряд кислот, где валентность кислотного остатка равна 2:
А) HCl, H2SO4, H2S б) H3PO4, HF, H2CO3 в) H2S, H2SiO3, H2CO3
Подведение итогов
Учитель подводит итоги конкурсов. Учащиеся подводят в «Зачетных листах» итоги своего участия в КВН и выставляют себе оценку. Учитель награждает команду-победителя.
Домашнее задание.
Повторить определения оксидов, оснований, кислот