Урок — практическая работа по теме «Получение кислорода и изучение его свойств». (8 класс)


Урок - практическая работа по теме «Получение кислорода и изучение его свойств».
Задачи урока: познакомить учащихся с основными способами получения кислорода, его свойством поддерживать реакции горения, продолжить формирование умений работать с химическим оборудованием, нагревательными приборами, продолжить формирование навыков работы в химической лаборатории.
Оборудование: на столе учащихся: прибор для получения кислорода с перманганатом калия, стаканчики с водой, ложечки для сжигания веществ, штативы для пробирок, две пробирки с пробками, спиртовка, спички, сера, уголь.

План урока.
Правила техники безопасности:
а) работа со спиртовкой;
б) работа с горячими пробирками.
Начало работы:
а) собираем прибор и проверяем его на герметичность, горизонтально закрепляем его в лапке штатива;
б) готовим спиртовку к работе и начинаем нагревание;
в) сведения о кислороде как элементе и простом веществе:
- химический знак, относительная атомная масса, заряд ядра, распределение электронов;
- что мы знаем о кислороде как простом веществе;
- способы получения кислорода;
- как собрать газ
3. Ход работы:
а) обнаружение кислорода;
б) наполнение кислородом двух пробирок;
в) сжигание в кислороде угля и серы ( тушить в стаканчике с водой).
4. Оформление работы (таблица в инструкции)
5. Домашнее задание. Повторить способы получения кислорода и его свойства.
6. Заключительная часть урока:
а) подведение итогов урока;
б) уборка рабочего места.
Инструкция по проведению практической работы
« Получение кислорода и изучение его свойств».
Цель работы:
- Ознакомиться со способами получения кислорода в лаборатории и его химическим свойством – поддерживать горение простых и сложных веществ.
- Научиться практически собирать газ в сосуд над водой или вытеснением воздуха.
- Совершенствовать умение работать с простейшими приборами при нагревании.
План работы:
В пробирку поместите перманганат калия (примерно 1 см), вложите небольшой рыхлый комочек ваты и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
Проверьте прибор на герметичность. Возьмите химический стакан наполненный наполовину водой, опустите конец газоотводной трубки в воду и плотно обхватите рукой пробирку и согрейте ее. Будьте осторожны, не раздавите её! Если из газоотводной трубки пробулькивают пузырьки воздуха, то прибор герметичен, или, как говорят химически, «держит».
Закрепить пробирку в штативе в горизонтальном положении.
Заполните кислородом две пробирки. Чтобы убедиться, что пробирки заполнились кислородом, поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Если лучинка разгорелась, значит пробирка заполнилась кислородом. После того как пробирки заполняться кислородом, прекратите нагревание.
Раскалите в пламени спиртовки уголек и быстро внесите его в одну из пробирок с кислородом. Запишите ваши наблюдения.
Во вторую пробирку с кислородом внесите в металлической ложечке предварительно подожженную серу. Сравните, как горит сера на воздухе и в чистом кислороде.
Название опыта. Уравнение химической реакции. Рисунок приборов.
Что наблюдали. Выводы по опыту.
Оформите отчет в виде таблицы. Не забывайте давать названия проводимым опытам, записывать уравнения химических реакций и делать поясняющие надписи к рисункам.
Сделайте общие выводы о свойствах кислорода (вам помогут в этом следующие вопросы).
а) Какими способами можно получить кислород в лаборатории? Какие по типу реакции лежат в основе этих способов?
б) Какими способами можно собрать кислород? Как доказать наличие этого газа в сосуде?
в) Какое важное химическое свойство кислорода вы подтвердили, проводя эту практическую работу?
г) Какому классу соединений относятся полученные вещества?