Консультация Где же лево, а где право

Где же лево,
а где право?

Очень многие малыши испытывают трудности в освоении этих понятий. Как же облегчить процесс обучения?

Мы воспринимаем пространство вокруг нас благодаря комплексному взаимодействию зрения, слуха и осязания. Новорожденный в силу незрелости мозговых структур пока не владеет этим взаимодействием. Даже интересуясь подвешенными погремушками, малыш пока не в состоянии попасть рукой по ним. Это станет возможным только через несколько месяцев. А уже в 6 месяцев ползущие к маме карапузы видят препятствие на пути и пытаются его обойти (не форсировать!). Манипуляции с предметами проводятся пока двумя руками (левая и правая неразделимы), однако пространство по мере взросления (ползание, потом ходьба) все расширяется появляется верх-низ, лево-право, вперед-назад.

В чем проблема
Примерно с 2 лет начинается период, когда уже можно формировать у малыша представление о левой и правой стороне тела. И только потом начнется осознание окружающего пространства. Завершается этот процесс лишь к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе. В противном случае ребенка ожидают большие трудности. Самые явные проблемы с обучением грамоте и письму. Ведь в их основу положен графический анализ написания буквы и синтез ее по инструкциям учителя. Даже то. с чего начинается жизнь 1-го класса, организационный момент: ходить по парам, поднимать правую руку, следовать инструкции учителя „отступите слева две клеточки" все это требует четко сформированного навыка определения в пространстве. Потому малыш, не обладая этими простейшими умениями, становится неуверенным в себе, тревожным, затрачивает больше времени на выполнение заданий, не успевает. Так как все это приходится на период адаптации к школе, когда даже подготовленные дети испытывают тяжелый стресс, ситуация становится совсем плачевной. Вам кажется, что такого не бывает? Что уж в этом-то возрасте дети точно все это знают? Уверяю вас, из 25 первоклашек в ответ на просьбу поднять правую руку ошибутся как минимум трое. А уж если надо повернуться направо, тут не справятся 5-7 человек. Дело в том, что это уже двухкомпонентное действие: чтобы сориентироваться, необходимо сначала найти свою правую руку, потом повернуться в ту же сторону. Так что работать, работать и еще раз работать!



Раннее начало

· С самыми маленькими просто: все, что вы им говорите, это и есть „учебный материал", так что просто называйте вещи своими именами! Любой маме столько раз приходится всовывать сопротивляющиеся пальчики в рукава распашонки, что чего только не случалось рассказывать... Так что, когда половина работы сделана, уместно выдохнуть с удовлетворением: „Вот правую ручку и одели!" Сколько раз на дню приходится надевать и снимать распашоночки, кофточки, варежки? В общем, не сомневайтесь, в соответствии с законами диалектики количество перейдет в качество, и вчерашний несмышленыш протянет вам сначала правую, а потом и левую руку.

· На 2-м году жизни ребенок начинает открывать для себя радость манипуляции предметами: пользоваться выключателями света, нажимать кнопочки, крутить ручки в общем, нещадно эксплуатировать все, до чего можно дотянуться. Посмотрите вокруг наверняка хотя бы одно из доступных малышу удовольствий находится в таком месте, что действовать можно только одной рукой. Например, выключатель в углу можно достать лишь правой акцентируйте его внимание на этом. Все вышеперечисленное можно отнести к пропедевтике, подготовительной работе, хотя здесь мы рассчитываем не только на память. Обучение работает на рефлекторном уровне, выстраивая цепочку „слово-рука". Теперь приступаем вплотную.

Что делать?


· Самое лучшее время для того, чтобы малыш что-то усвоил, время, когда обучение максимально эффективно (так называемый сенситивный период) с 2,5 лет. Здесь уже можно рассчитывать на зачатки сознательности, ценные минуты произвольного внимания.
Однако необходимо помнить, что дети сначала начинают различать собственные руки, ноги, уши, а потом уже станут дифференцировать предметы вокруг себя по этому признаку. Это обусловлено тем, что мышление у ребятишек 2-4 лет конкретное, предметно-действенное. Итак, исходим из того, что у большинства жителей планеты Земля обычно две руки и одна из них правая, а другая левая. Запоминать детям легче и естественнее что-то одно, чаще правую руку. А дальше будем руководствоваться остаточным принципом: если та правая, значит, этой руке делать нечего, будет левой. Самый банальный, но и проверенный десятилетиями способ апеллировать к ложке: „Какой рукой держишь ложку, та рука правая". Только не растеряйтесь, когда находящееся в кризисе 3 лет дитя в приступе негативизма быстренько переложит ложку в другую руку. Часы тоже лучше не использовать: они есть почти у всех, их носят на разных руках и как постоянный признак не годятся.
Гораздо удобнее взять браслетик для ребенка. Только акцентируйте внимание на то, что это персональный браслетик (или ленточка с написанным на ней именем). Наденьте его на правую ручку со словами:
Браслетик, прочно надетый мамой,
Укажет точно, где ручка правая.
Также неплох альтернативный вариант наклейки, столь любимые детворой. Но используйте татушки и наклейки только на одну руку, не нужно украшать правую звездочкой, а левую цветочком это внесет лишнюю путаницу. Теперь, разобравшись с руками, расширяем границы:

· правая рука легла на бок (какой?) правый;

· взялась за коленку (какую?) правую;

· схватилась за ухо (какое?) правое.
Вывод: все, что находится со стороны правой руки, правое; со стороны левой будет левым.
Делаете с ребенком динамическую зарядку командуйте: левой-правой.
Предлагайте разнообразные забавные стишки:
Ручка правая проснулась, встрепенулась, потянулась,
Ушко правое потерла и легла на правый бок.
Ручка левая проснулась, встрепенулась, потянулась,
Ушко левое потерла и легла на левый бок.
Ножкой правой: топ-топ-топ.
Ножкой левой: топ-топ-топ.
И двумя руками: хлоп!
Тут есть очень важный момент показывая малышу физические упражнения, да и любые движения в принципе, делать это нужно, встав спиной к нему! В противном случае возникнет эффект зеркального отражения вы скажете „поднимаем правую руку", покажете движение правой рукой, а ребенок сделает это левой, будучи уверенным в своей правоте (невольный каламбур). Эту особенность следует учитывать еще долгое время (даже в начальной школе все движения учитель показывает, повернувшись спиной к ученикам). Порадует малыша и такой прием косметическим карандашом проведите на его лице посередине вертикальную линию и обсудите, что справа от нее, а что слева. Обратите внимание на нос не справа, не слева, он посередине, а вот ноздри разделились.
Так же и рот посередине, а зубы можно назвать справа и слева. Кстати, если линию сделать из варенья, будет еще веселее!

Мир так изменчив...

Разобравшись с собственным телом, можно приступать к окружающему миру. Самый простой и работающий вариант: на что удобно показывать правой рукой, то находится справа, и наоборот соответственно. Сначала отработайте эти понятия, не изменяя позиции малыша.

· Например, ребенок сидит на диване и называет все, что находится справа от него, а потом все, что слева. Теперь вы просите его встать и повернуться лицом к дивану. Какие вещи сейчас находятся по правую руку, а какие по левую?

· Потребуется достаточно много времени, чтобы перестать путаться в таких непостоянных вещах.

· Пусть малыш попробует сформулировать ответ на вопрос: „Что нужно сделать, чтобы стол, стоящий справа, оказался слева?"

· Обращаем внимание на то, что про местоположение предмета можно сказать и „справа", и „слева".

· Имеет значение относительно чего.

· Посадите в ряд игрушки, мишка будет справа от зайца, но слева от обезьянки.

· Походите вместе с ребенком по квартире, тренироваться можно буквально на всем: стол справа от холодильника, но слева от плиты и т.п.

· Возьмите игрушечную машинку, и пусть малыш провезет ее по заданному вами маршруту (не стоит давать подряд несколько инструкций, излагайте их постепенно). Дальше можно усложнить, спросив: „Куда попадет машинка, если повернет направо, потом еще раз направо, затем налево?"

· На улице множество предметов, в том числе и движущихся; рассматривать их одно удовольствие: автобус был слева, теперь справа. Предлагайте ребенку описывать ваши передвижения.

· С 4 лет можно предлагать малышу графические диктанты, сначала упрощенные. На листе бумаги в крупную клетку заштрихуйте в центре клеточку и дайте малышу. Предложите ему закрасить красным карандашом клеточку справа от вашей, потом
синим карандашом клеточку слева. Позже можно пробовать отсчитывать по 2-3 клеточки и менять направление, получая забавные рисунки. Обращаем внимание, что значит „справа налево" и „слева направо". Хорошо будет порисовать стрелочки по тем направлениям, которые задает мама.

А если с нами левша?

И, конечно, особое внимание на детей с ведущей левой рукой. Ведущая роль одной руки уже заложена с рождения ребенка, точнее, еще с пренатального (внутриутробного) развития. Тенденции вы можете наблюдать, но ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Это приведет к пагубным последствиям: нарушится отлаженная связь между полушариями головного мозга. Даже если вам кажется, что в вашем доме растет левша, помните, что окончательно об этом можно говорить в 5-6 лет, сейчас же предлагайте карандаши в обе руки. Не настаивайте" чтобы малыш взял именно в правую; пусть сам определится. Конечно, левшам сложнее научиться ориентироваться в пространстве, но „нет ничего невозможного для человека с интеллектом". Итак, тема при кажущейся элементарности довольно непроста.
Особую сложность создает то, что правое может стать левым, и наоборот. Но ваша настойчивость и терпение, внимательность и креативность помогут малышу освоить эту науку.
И не забывайте, что залог успеха постоянные упражнения, тогда у вашего крохи четко сформируется навык, и через несколько лет у него не будет проблем ни в школе, ни дома. Удачи!
15