Урок-кроссворд на тему Повторение изученного о простом предложении








Цель урока: в увлекательной игровой форме повторить изученное
учащимися по теме «Простое предложение»; вспомнить
строки из произведений А.С.Пушкина;
воспитывать у учащихся интерес к предмету.




Оборудование: кроссворд на доске, карточки-задания, запись на доске.




























Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока (запись темы в рабочие тетради учащихся).
Работа по теме урока.
Слово учителя.
Сегодня наш урок будет посвящён интересной и увлекательной игре – разгадыванию кроссворда. (Всем учащимся раздаётся листок с кроссвордом.) Примеры для анализа взяты из произведений русского поэта, гордости русской литературы. Его имя предстоит узнать – это будет нетрудно сделать.
Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках мы прочитаем название предложения по наличию главных членов.
(На доске открывается кроссворд и запись «Мороз и солнце; день чудесный!»)
- Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор этого стихотворения?
- Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте его, соблюдая правильную интонацию.
2. Работа по повторению с заполнением кроссворда.
Запись под диктовку в тетради предложения. (Один учащийся делает это у доски.)
«Одна в глуши лесов сосновых, давно, давно ты ждёшь меня».
- Подчеркните как члены предложения слова: меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.
- Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов предложения:
«Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился». Запишите вид предложения в кроссворд под номером 3
- Какие ещё виды предложения по наличию второстепенных членов предложения вы знаете? Приведите примеры. (Устно)
- В ваших персональных карточках рассмотрите предложение под номером один. В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчёркнутая часть предложения.
- Только ли из подлежащего и сказуемого может состоять основа?
- Определите, к какой части речи относится слово «бег» в предложении:
«Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня». Запишите название этой части речи в кроссворд под №5.
- Каким членом предложения является это слово?
Запись под диктовку в тетради предложения. (Один учащийся делает это у доски.)
«В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит».
- Поясните графически постановку знаков препинания. Запишите название части речи, перед которой поставили запятую, в кроссворд под №7.
- Ставится ли запятая перед союзом «а» в простом предложении?
- Определите на слух вид предложения по цели высказывания, запишите его в кроссворд под №8.
«Караул, лови, лови, да дави его, дави!»
- Какие ещё предложения по цели высказывания вы знаете?
- В ваших персональных карточках рассмотрите предложение под №2. Название подчёркнутого графически члена предложения запишите в кроссворд под №11.
- Можно ли считать однородными определения «голубыми» и «великолепными» в предложении:
«Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит».
- Почему?
Запишите под диктовку предложение:
«Пора, красавица, проснись!»
Определите синтаксическую роль существительного «красавица» и запишите в клеточки кроссворда под №9.
- Почему в этом предложении две запятые?
Запись предложения под диктовку (один ученик делает это у доски).
«Герой, я не люблю тебя!»
- Произведите его орфографический и пунктуационный разбор (устно).
- Определите вид предложения по наличию основ. Запишите их под №12.
- В персональных карточках рассмотрите предложение под №3. Расставьте знаки препинания, вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите его в кроссворд под №13.

Наш кроссворд разгадан! Читаем, что получилось в выделенных клеточках.
ОДНОСОСТАВНОЕ
- Какое предложение называется односоставным? В предложении, с которого начался наш урок найдите односоставное.

IV. Подведение итогов урока.
- Из каких пушкинских произведений были взяты предложения для кроссворда?
V. Выставление оценок.






Персональная карточка для учащихся.

№1. Зимы ждала ждала природа

№2. Удивился старик, испугался.

произведения

№3. Сегодня мы вспоминали любимые
стихи сказки поэмы А.С. Пушкина.





































3

2
1
















































4











5

















6













7






8














9











10

















11
















12













13












Ответы:
Дополнение;
Определение;
Распространенное;
Основа;
Существительное;
Подлежащее;
Союз;
Побудительное;
Обращение;
Обстоятельство;
Однородное;
Простое;
Обобщающее;
В выделенных клеточках односоставное.
15