Рабочая программа составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2).


Развитие речи
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» для 1 дополнительного класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) и на основе авторской программы по развитию речи авторы Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева.
Цель программы – формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.Задачи1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;2)развивать интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
Важнейшими задачами уроков развития речи являются: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи — устной и письменной.
Уроки развития речи тесно связаны с другими разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят обучающихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи, обучающиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.
Решение этих задач предусматривают: формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической правильности.
Специфика образовательного процесса
Специфика образовательного процесса отражена в Программе развития Нижневартовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Цель программы: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей сохранению физического, психического, социального здоровья и социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
Обеспечение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование.
Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
Внедрение технологий здоровьесбережения.
Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся и выпускников.
Совершенствование воспитательной работы.
Обновление деятельности подразделений образовательного учреждения.
Способствовать повышению профессионального роста всех участников образовательного процесса.
В связи со специфичностью контингента учащихся школы, психофизических возможностей и общего уровня развития школьников с нарушенным слухом при разработке программы учитывались специфические принципы обучения слабослышащихи позднооглохших учащихся. Специфические принципы обучения слабослышащих обучающихся:
учет социальных факторов в формировании личности слабослышащего школьника;
специальная система обучения слабослышащих детей языку как важнейшее средство преодоления аномального хода развития обучающихся;
обучение основам наук в единстве с усвоением родного языка как средства общения;
максимальное обогащение речевой практики;
активизация разных видов деятельности учащихся в учебно – воспитательном процессе;
компенсированная направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих детей;
единство практического овладения системой научных знаний и обучения основам наук.
Специфические принципы обучения слабослышащих обучающихся:
усвоение основ наук в единстве с усвоением родного языка;
интенсификация развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной стороны устной речи;
активизация речевого и делового общения как условие развития социально активной творческой личности;
максимальное использование различных видов деятельности в учебном процессе;
пропедевтика и концентричность.
2. Общая характеристика учебного предмета
В программе по развитию речи выделены два раздела: «Уточнение и обогащение словаря» и «Развитие связной речи».
В 1 дополнительном классе обучающиеся овладевают преимущественно словами с конкретным значением. Развитие устной речи тесно связано с развитием письменной речи.
Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
С этой целью необходимо формировать у детей умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по готовому и коллективно составленному плану.
Обучающиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования, связного и последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали.
На уроках развития речи обращается внимание на практическое знакомство со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Эти уроки подготавливают определенный речевой материал для последующего его обобщения на уроках грамматики и служат целям пропедевтики при усвоении формообразующей системы языка.
Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Преобладающими видами упражнений на уроках развития речи являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения.
В1 дополнительном классе объем устных связных высказываний увеличивается за счет количества предложений.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в1 дополнительном классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч (33 учебные недели).
Сетка часов по математике
I четверть II четверть III четверть IV четверть
36 часов
28 часов 36 часов 32 часа
ИТОГО 132 часа
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Коммуникативно-познавательная направленность. Программы  и  реализуемый  в ней системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка   и осмысление способов функционирования этих языковых единиц устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
   Познавательная  направленность. Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего  инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
  Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Программы  нацелена на развитие художественно- эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
   Культура речевого общения. Программы ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
   Обучение  развитию речи  на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.
   Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей,  возникает интерес и появляется бережное отношение к русскому языку, его  богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
5.Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения учебного предмета «Развитие речи»
Личностные  результаты  
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные  
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.Коммуникативные
- сформированность умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач, включая коммуникацию в сети Интернет;
- сформированность умения уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- понимание высказывания, выраженного не только знакомыми, но и незнакомыми речевыми средствами, иной структурой фразы, в новых условиях общения; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
- овладение умением использовать дактилологию как вспомогательное средство;
- овладение умением получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.
Предметные результаты  
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
понимать и употреблять речевой материал, необходимый для организации учебного процесса;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
уметь соотносить названия предметов с соответствующей картинкой или натуральным объектом;
понимать и выполнять поручения с указанием действия и предмета;
употреблять в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;
понимать и выполнять поручения с указанием направления действия;
делить слова на слоги, ставить ударение;
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
составлять простые нераспространенные и распространенные предложения по сюжетной картинке (2 – 3);
составлять связный рассказ из 2 – 3 предложений по демонстрации действий или картинке.
6.Содержание учебного предмета
Система обучения развитию речи предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
I. Языковая способность.
II. Речевая деятельность.
III. Языковые закономерности.
Содержание образовательных областей предмета «Русский язык” Литературное чтение»:
Языковая способность.
Потребность в словесном общении с учителем, товарищами, родителями в условиях слухо-речевой среды.
Ситуативное общение, внеситуативное.
Расширение ситуативного и внеситуативного общения в знакомых и новых обстоятельствах.
Понимание, использование вариативных высказываний. Стремление запоминать новые речевые единицы и использовать их в речи.
Понимание значения новых слов, словосочетаний в условиях ситуативного общения, речевого контекста.
Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.
Стремление к установлению взаимопонимания в знакомых ситуациях общения на основе словесной речи (внятность произнесения, использование уточняющих вопросов, вариативных высказываний).
Понимание значения нового речевого материала в условиях практической деятельности, в предметной ситуации, в контексте прочитанного.
Улавливание аналогий в языковых формах, построение речевых высказываний по аналогии со знакомыми словоформами и конструкциями высказываний.
Речевая деятельность
Говорение
Овладение словесной речью в общении и для общения. Потребность в речи. Использование словесной речи для установления контакта со взрослыми, детьми.
Овладение коммуникативными умениями. Стремление быть понятым учителем или товарищами.
Деловые и личностные мотивы речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к словесной речи. Установление взаимопонимания на основе речевого общения.
Потребность в речи, в расширении словарного запаса (стремление запоминать новые слова и выражения, избирательное использование форм речи в зависимости от ситуации общения).
Выбор речевых единиц (слов, словосочетаний, типов высказываний) с учётом ситуации общения.
Мотивированностьречевых действий.
Чтение
Чтение задания, инструкции и действие в соответствии с их содержанием. Адекватная реакция на прочитанное.
Понимание содержания связного текста (сказки, рассказа). Отражение содержания прочитанного в рисунках, аппликации, драматизации. Ответы на вопросы по прочитанному.
Ориентировка в книге.
Привлечение информации, чтение полученной при чтении, перенесение в нужную ситуацию (учебную, жизненную).
Письмо
Письменный шрифт, чтение слов, предложений.
Элементы букв, буквы, слова, короткие предложения. Буквы прописные, заглавные, способы их соединения.
Письменная форма выражения мысли (отдельные слова, короткие предложения, небольшие рассказы, отчеты, заявки). Пользование письменной речью в общении, для передачи информации.
Изложение мысли в письменной форме, логично, последовательно.
Техника письма: четкость, скорость, аккуратность.
ДактилированиеВосприятие и воспроизведение речи в устно-дактильной форме. Использование устно-дактильной формы речи как вспомогательного средства общения и обучения.
Слушание
Восприятие речи окружающих на слухо-зрительной основе. Адекватная реакция на воспринятое.
Реализация в самостоятельной речи произносительных возможностей при контроле со стороны учителя и самоконтроле произношения.
Языковые закономерности
Практическое усвоение грамматической структуры языка. Грамматические и лексические обобщения.
Слово. Предложение. Текст.
Слова, близкие и противоположные по значению.
Однокоренные слова. Начальная форма слова.
Типы высказываний по их коммуникативной цели.
Синтаксические конструкции простого и сложного предложения.
Утвердительные и отрицательные конструкции предложения.
Конструирование и перестроение предложений с учетом их состава и семантики.
Группировка слов по морфологическому сходству и различию.
Основные языковые категории.
Орфографические правила и определения грамматических понятий.
Прямая, косвенная речь.
7. Тематическое планирование
Тема раздела Количество часов (за год и по четвертям) Количество контрольных работ
IчетвертьШкола. Осень. 36 часов В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.
Фрукты. Овощи. Ягоды. II четверть
Каникулы. Продукты питания. Посуда. Спальня. 28 часов В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.
Зимние забавы. III четверть
Каникулы. Птицы. Домашние животные. Дикие животные. Рыбы. Зима. Семья. 36 часов В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.
IV четверть
Каникулы. Весна. Весной в саду. Домашний адрес. 32 часа В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Дата Тип урока Основное содержание урока Основные виды учебной деятельности учащихся Предметный результат Универсальные учебные действия
По плану По факту ЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные
I четверть (36 часов)
1
(1)
Знакомство учащихся друг с другом. Имена товарищей. ОНЗ Выявление состояния устной речи, коммуникативных возможностей, обследование словаря. Проговаривание имен. Формировать умение учащихся употреблять в речи побудительных и вопросительных предложений.
Адекватно воспринимать оценку учителя. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Строить речевое высказывание в устной форме.
2
(2) Урок-игра «Назови мое имя».
Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом.
Принимать и сохранять учебную ситуацию.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной ситуации.
Адекватно воспринимать оценку учителя. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Строить речевое высказывание в устной форме.
3
(3)
«В классе». Что такое урок? ОНЗ Понимание и выполнение поручений, инструкций.
Работа с картинками. Формировать умение учащихся употреблять в речи побудительных и вопросительных предложений.
Принимать и сохранять учебную ситуацию.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной ситуации.
Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
4
(4) Описание предметов «В классе».
ОНЗ Работа с картинками. Адекватно воспринимать оценку учителя. Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
5
(5)
Работа по картинке «Учебные вещи».
ОНЗ Чтение, называние предметов,
соотнесение их с картинками и табличками. Работа с картинками. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку.
Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Строить речевое высказывание в устной форме.
6
(6) Составление предложений по картинке «Учебные вещи». ОНЗ Работа с картинками. Строить речевое высказывание в устной форме.
7
(7)
Работа по серии картин «Утро». ОНЗ Работа с картинками. 8
(8)
Описание видов деятельности по картинке «Утро». Урок отработки умений и рефлексии Работа с картинками. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Строить речевое высказывание в устной форме.
9
(9)
Работа с картинкой «Овощи». ОНЗ Сравнение и группировка предметов и картинок по вопросам учителя. Работа с картинками. Умение называть овощи и показывать картинку. Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
10
(10)
Составление предложений по картинке «Овощи».
Урок отработки умений и рефлексии Работа с картинками. 11
(11)
Работа с картинкой «Фрукты». ОНЗ Работа с картинками. Умение называть фрукты и показывать картинку. Строить речевое высказывание в устной форме.
12
(12)
Составление предложений по картинке «Фрукты».
Урок отработки умений и рефлексии Работа с картинками. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
13
(13)
Обобщение по теме «Овощи». Урок отработки умений и рефлексии Работа с учебником, текстом. Умение называть фрукты, овощи; показывать картинки. Адекватно воспринимать оценку учителя. Строить речевое высказывание в устной форме.
14
(14)
Обобщение по теме «Фрукты». 15
(15)
«Предметы школьной мебели». ОНЗ Выполнение поручений.
Обращение к товарищу показать предмет.
Работа с картинками. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
16
(16)
Составление предложений по теме «Предметы школьной мебели». ОНЗ Работа с картинками, составление предложений. Строить речевое высказывание в устной форме.
17
(17) 18
(18)
Работа с текстом «Осень». ОНЗ Работа с текстом, картинками. Умение называть времена года, растения; описывать погоду. Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
19
(19)
Растения и цветы осенью. Урок отработки умений и рефлексии Просмотр иллюстраций, составление предложений. Строить речевое высказывание в устной форме.
20
(20) Работа с картинкой «Ягоды».
ОНЗ Работа с картинками. Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
21
(21)
Составление предложений по серии картин «Ягоды».
ОНЗ Работа с картинками. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
22
(22)
Составление предложений по теме «Работа на пришкольном участке». ОНЗ Описание видов деятельности. 23
(23) Работа с картинкой «Одежда». ОНЗ Слова, обозначающие предмет. Соотнесение предмета с картинкой. Работа с картинками. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
24
(24) Составление предложений по картинке «Одежда».
Урок отработки умений и рефлексии
Работа с картинками. Строить речевое высказывание в устной форме.
25
(25)
Работа с картинкой «Обувь». ОНЗ Слова, обозначающие предмет. Соотнесение предмета с картинкой. Работа с картинками. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
26
(26)
Составление предложений по картинке «Обувь».
Урок отработки умений и рефлексии Работа с картинками. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
27
(27) Обобщение по теме «Одежда. Обувь».
Урок отработки умений и рефлексии Слова, обозначающие предмет. Соотнесение предмета с картинкой. Работа с учебником, текстом. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Адекватно воспринимать оценку учителя. 28
(28)
Работа по картинке «Игры». ОНЗ Работа с учебником, текстом. 29
(29)
Составление предложений по картинке «Игры». Урок отработки умений и рефлексии Слова, обозначающие предмет. Соотнесение предмета с картинкой. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
30
(30)
Работа по картинке «Игрушки». ОНЗ Работа с учебником. Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
31
(31)
Составление предложений по картинке «Игрушки». Урок отработки умений и рефлексии Слова, обозначающие предмет. Соотнесение предмета с картинкой. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Строить речевое высказывание в устной форме.
32
(32)
Работа с текстом «После уроков». ОНЗ Работа с текстом. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
33
(33) Обобщение по теме «Игры. Игрушки». Урок отработки умений и рефлексии Работа с учебником, текстом. Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. Адекватно воспринимать оценку учителя. Строить речевое высказывание в устной форме.
34
(34) 35
(35) Описание выходного дня «Воскресенье». ОНЗ Слова, обозначающие предмет. Соотнесение предмета с картинкой. Работа с картинками. Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
36
(36) Работа по картинке «Что ты будешь делать на каникулах?» ОНЗ Работа с учебником. Строить речевое высказывание в устной форме.
№ п/п Тема урока Дата Тип урока Основное содержание урока Основные виды учебной деятельности учащихся Предметный результат Универсальные учебные действия
По плану По факту ЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные
II четверть (28 часов)
1
(37)
2
(38)
Описание осенних каникул. ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом.
Умение называть месяцы, дату каникул. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм..Принимать и сохранять учебную ситуацию.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной ситуации.
Формировать внутреннюю позицию школьника, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
людей.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Обобщать, выделять существенные признаки.
действия.
Оценивать правильность выполнения действия.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.
Допускать существование
различных точек зрения,
принимать другое мнение
и позицию, формулировать
собственное мнение и позицию.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
находить информацию в учебной книге (текстовую, изобразительную) , сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.
Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Строить речевое высказывание в устной форме.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Строить речевое высказывание в устной форме.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Составлять
текст на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
3
(39)
Работа с картинкой «Продукты питания». ОНЗ Называние предметов,
соотнесение их с картинками и табличками.
Умение называть предметы по группам и называть обобщающим словом. 4
(40) 5
(41) Составление предложений по картинке «Продукты питания». Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 6
(42) Урок-игра «Угадай что это».
ОНЗ 7
(43)
8
(44) Работа по сюжетной картинке «Посуда». ОНЗ Называние предметов,
соотнесение их с картинками и табличками.
9
(45) Составление предложений по картинке «Посуда».
Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 10
(46) 11
(47)
Работа по сюжетной картинке «В столовой». ОНЗ Составление словосочетаний с предлогами на, в. 12
(48) Обобщение по теме «Посуда».
Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 13
(49)
14
(50) Работа по сюжетной картинке «Спальня». ОНЗ Уточнение вопросов кто? что? Называние и показ отдельных предметов, соотнесение с табличкой и картинкой.Слова, обозначающие мебель.
Умение называть предметы, соотносить предмет, табличку и картинку. 15
(51)
Составление предложений по картинке «Спальня».
Урок отработки умений и рефлексии 16
(52) Работа по сюжетной картинке «В ванной комнате».
ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 17
(53)
Составление предложений по сюжетной картинке «В ванной комнате».
Урок отработки умений и рефлексии 18
(54)
Работа по сюжетной картинке «Наступила зима».
ОНЗ 19
(55)
Составление предложений по картинке «Наступила зима». Урок отработки умений и рефлексии 20
(56) Работа по сюжетной картинке «Зимние забавы». ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 21
(57) Описание экскурсии «Зимой на улице». Урок отработки умений и рефлексии 22
(58)
Составление предложений по картинке «Зимние забавы». Урок отработки умений и рефлексии 23
(59) Описание выходного дня. Урок отработки умений и рефлексии 24
(60)
Работа по сюжетной картинке «Ёлочные украшения». ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 25
(61) Составление предложений по теме «Ёлочные украшения».
Урок отработки умений и рефлексии 26
(62)
Работа по сюжетной картинке «Новый год». ОНЗ 27
(63) Составление предложений по картинке «Новый год».
Урок отработки умений и рефлексии 28
(64) Работа по картинке «Что ты будешь делать на каникулах?» ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. № п/п Тема урока Дата Тип урока Основное содержание урока Основные виды учебной деятельности учащихся Предметный результат Универсальные учебные действия
По плану По факту ЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные
III четверть (36 часов)
1
(65)
2
(66)
Описание интересных событий «Елка». ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание. Формировать умение учащихся сообщать об интересных событиях, собственной жизни. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм..Принимать и сохранять учебную ситуацию.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной ситуации.
Формировать внутреннюю позицию школьника, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
людей.
Формировать внутреннюю позицию школьника, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Уметь чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию речи.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса кизучению курса развития речи. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Строить речевое высказывание в устной форме.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Составлять
рассказ на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.
3
(67)
4
(68)
Зимние каникулы. Вопросы о деятельности одноклассников.
ОНЗ Называние предметов, соотнесение его с картинкой, табличкой.
5
(69)
Работа по сюжетной картинке «Птицы». ОНЗ Называние предметов, соотнесение его с картинкой, табличкой.
Соотносить иллюстрацию и содержание. Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию; употреблять слова, обозначающие детенышей животных. 6
(70)
7
(71) Составление предложений по картинке «Птицы». Урок отработки умений и рефлексии Называние предметов, соотнесение его с картинкой, табличкой.
Соотносить иллюстрацию и содержание. 8
(72)
Работа по сюжетной картинке «Домашние животные».
ОНЗ Называние предметов, соотнесение его с картинкой, табличкой.
Соотносить иллюстрацию и содержание. Умение называть животных, соотносить картинку с табличкой; называть обобщающее слово. 9
(73)
10
(74)
Составление предложений по сюжетной картинке «Домашние животные».
Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание. Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию; употреблять слова, обозначающие детенышей животных. 11
(75) Обобщение по теме «Кто, где живет».
Урок отработки умений и рефлексии Детеныши домашних животных.
Умение называть животных, соотносить картинку с табличкой; называть обобщающее слово. 12
(76)
Работа по сюжетной картинке «Дикие животные». ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание. 13
(77)
14
(78) Составление предложений по картинке «Дикие животные». Урок отработки умений и рефлексии Составление в описательно-повествовательной речи слов, отвечающие на вопросы Кто? Что делает? Где?).Соотносить иллюстрацию и содержание. Умение называть животных, соотносить картинку с табличкой; называть обобщающее слово. 15
(79)
Обобщение по теме «Кто, где живет». Урок отработки умений и рефлексии.
Детеныши диких животных.
Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 16
(80)
Называние картинок
Кто? Что? Группировка картинок по вопросам.
ОНЗ Практическое овладение понятиями одушевленности и неодушевленности.
17
(81)
18
(82) Работа с деформированным текстом «Животные». Урок отработки умений и рефлексии Вопросы: кто? что? Пропуск слов. Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию; употреблять слова, обозначающие детенышей животных. 19
(83)
Работа по сюжетной картинке «Рыбы». ОНЗ 20
(84)
Работа с деформированным текстом «Рыбы». Урок отработки умений и рефлексии Вопросы: кто?что? Пропуск слов. Соотноситьиллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 21
(85) Работа с текстом «Зимой в лесу». ОНЗ Игра «Поймай слово». Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 22
(86)
Работа по сюжетной картинке «Каток во дворе». ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 23
(87) Составление предложений «Каток во дворе». Урок отработки умений и рефлексии Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 24
(88)
25
(89) Составление предложений по одной картине на тему «8 марта».
ОНЗ Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 26
(90)
27
(91) Описание выходного дня. ОНЗ Соотнесение слов отвечающих на вопросы: Кто? Что делает? с картинками. 28
(92)
29
(93) Работа по сюжетной картинке «Семья».
ОНЗ Соотнесение слов отвечающих на вопросы: Кто? Что делает? с картинками. Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 30
(94)
Составление предложений по теме «Семья». Урок отработки умений и рефлексии Соотнесение слов отвечающих на вопросы: Кто? Что делает? с картинками. 31
(95)
Работа по серии картинок «Хороший поступок». ОНЗ Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 32
(96) 33
(97)
Работа с деформированным текстом «Хороший поступок». Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 34
(98) 35
(99)
Описание природы по теме «Весна». ОНЗ Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 36
(100)
Закрепление понятий по темам: животные, птицы, рыбы, семья.
Урок отработки умений и рефлексии Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. № п/п Тема урока Дата Тип урока Основное содержание урока Основные виды учебной деятельности учащихся Предметный результат Универсальные учебные действия
По плану По факту ЛичностныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательные
IV четверть (32 часа)
1
(101)
2
(102)
Описание весенних каникул. ОНЗ Описание картинок, видов деятельности. Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Формировать внутреннюю позицию школьника, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Формировать внутреннюю позицию школьника, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.

Обобщать, выделять существенные признаки.
Оценивать правильность выполнения действия.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
.
3
(103)
Работа по одной картине «Занятия детей весной». ОНЗ 4
(104) 5
(105)
Работа по серии картинок «Почему растаял снеговик?»
ОНЗ Признаки весны, времена года, погода. Работа с картинками, текстом. 6
(106) 7
(107)
Описание экскурсии «Весна». ОНЗ 8
(108)9
(109)
Работа с деформированным текстом «Утром». ОНЗ Вопросы: кто? что? Что делает? 10
(110) Составление предложений «Мой домашний адрес». ОНЗ Называние домашнего адреса, составление предложений. Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 11
(111)
12
(112)
Работа с текстом «Коля идет домой». ОНЗ Правила поведения детей, поступки. Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 13
(113)
14
(114) Работа с деформированным текстом «Вечером дома». ОНЗ Вопросы: какая? Какой? какие? Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 15
(115)
16
(116)
Составление рассказа по серии картин «Весной в огороде».
Урок отработки умений и рефлексии Инструменты, земля, погода. 17
(117)
18
(118)
Работа с картинками «Весенние цветы». Урок отработки умений и рефлексии Вопросы: что это? где? когда? Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 19
(119)
20
(120)
Работа по сюжетной картинке «Прятки». ОНЗ Игры, игрушки в домашних условиях. Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. 21
(121)
22
(122)
Животные весной. Сравнение.
ОНЗ Животные, поведение животных весной. 23
(123)
24
(124)
Составление предложений «Растения весной». Урок отработки умений и рефлексии Растения весной, описание растений. 25
(125)
26
(126)
Работа по сюжетной картинке «День рождения». ОНЗ Праздники, возраст, чаепитие. 27
(127)
28
(128)
Работа по картинке «В парке». ОНЗ Вопросы: какое? какая? Работа с картинками, текстом. 29
(129)
30
(130) Работа с деформированным текстом «В саду». Урок отработки умений и рефлексии Составление предложений, называние фруктов, ягод. Соотносить иллюстрацию и содержание.
Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Формировать умение учащихся узнавать предмет по устному и письменному описанию. 31
(131)
32
(132)
Работа картинке «Здравствуй, лето!» ОНЗ Описание видов деятельности, составление предложений. 8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические пособия
№ п/п Название Авторы Классы Наличие электронного приложения
Учебники
1. Русский язык. Развитие речи Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва. 1 Да
Учебно-методические пособия
1.
2. Методическая разработка для учителя.
Технологические карты уроков. Зыкова. 1 Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
Наглядные пособия, таблички, карточки, разрезная азбука, картинки Рабочие программы, технологические карты уроков
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Применение
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Компьютер
Ноутбук
ФМ системы (Roger MyLink)
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Стол учительский с тумбой
Стол компьютерный
Ученические парты 1-местные с комплектом стульев
Цифровая лаборатория для начальной школы (для учащегося) 1
1
1
5
1
1
1
1
5
1 Приобретение интерактивных досок обеспечат возможность активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий; эффективной самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ.
FM-системы являются одним из обязательных условий оснащения образовательного процесса по ФГОС для глухих, слабослышащих и позднооглохших. Беспроводные технологии предназначены для максимальной интеграции детей с нарушением слуха, а также создания комфортных условий для слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи глухим ребенком . FM-системы позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего.
Тенденция внедрения и применения современных технологических новшеств, средств информационно-коммуникационных технологий в образовании, требует представления и обработки информации в цифровом формате. Использование цифровой лаборатории в образовательном процессе позволяет выстроить систему обучения лиц с ОВЗ, при котором достигается максимальное количество обученности.
Работа с программным обеспечением по-новому строит сам процесс проведения эксперимента. Построение занятия проходит на основе технологии проблемного обучения, что соответствует требованиям ФГОС.
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы Электронные образовательные ресурсы Ресурсы Интернета
Видеофильм «Наша школа»
Мультфильм «День рождения»
Сказка «Хороший поступок»
Мультфильм «Зимние забавы» Презентации к уроку
Электронные наглядные пособия к уроку www.prosv.ruhttp://www.labirint.ru/
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с на значением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Критерии оценки
Уровни освоения учебного материала Язык ребенка Критерии
Оптимальный уровень «Я сам»     Учащийся правильно без ошибок выполняет письменные работы, допуская исправления и не больше 2 ошибок. Старается делать задания самостоятельно, используя только организующую помощь учителя.
   На уроках, при устных ответах, занимает  активную позицию, находит пути решения поставленной задачи или старается найти по наводящим вопросам учителя.
Допустимый уровень «Помогите, и я сделаю»    При выполнении письменных работ  учащийся допускает не больше 6 ошибок (половина заданий). С направляющей, развёрнутой помощью  может  выполнить задания.
  На уроках мало проявляет  активность, не самостоятелен, ждёт помощь учителя, отвечает на вопросы простой  односложной фразой, чаще просто повторяя ответ товарища. Умеет воспользоваться необходимой опорной табличкой.
Критический уровень «Мы вместе»    При выполнении письменных работ учащийся больше половины заданий сделал неверно. Задания делаются по типу «я начну, а ты продолжи» с максимально-развёрнутой помощью.
  На уроках не активен, может только повторить  ответ товарища с помощью учителя. Не может воспользоваться опорной табличкой.