Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)


Ознакомление с окружающим миром
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» для 1 дополнительного класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» составлена на основе ФГОС начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2), примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) и на основе авторской программы по ознакомлению с окружающим миром, авторы Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.

Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окружающим миром» выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа – человек – общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное развитие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.
Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, уходи за животными, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
Постоянное внимание при изучении указанного курса уделяется накоплению и систематизации у детей представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе). Ограниченное, а подчас и искаженное представление детей со сложной структура дефекта об окружающем мире, о той среде, где ребенок живет, определяет необходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих детей со сложной структурой дефекта происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, за окружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его личности, являющихся составной частью социальной адаптации.
Программа «Ознакомление с окружающим миром» предполагает работу в трех направлениях.
Первое направление предусматривает практическое знакомство с ближайшим окружением учащихся, с жизнью и трудом людей; формирование нравственной, эстетической и коммуникативной культуры.
Изучение тем «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна» направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлении учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека.
Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача второго направления.
Третье направление – знание учащимися элементарных правил безопасности поведения в окружающей среде и условий, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Изучение курса «Ознакомление с окружающим миром» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дает ребенку с нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.












Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Ознакомление с окружающим миром» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Ознакомление с окружающим миром» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Ознакомление с окружающим миром» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Ознакомление с окружающим миром» в 1 дополнительном классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 часов (33 учебные недели).

Сетка часов по предмету «Окружающий мир»

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть


18 часов


14 часов

18 часов

16 часов

ИТОГО 66 часов


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.








Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в 1 дополнительном классе:

Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.





Содержание учебного предмета
Умственное воспитание ребенка важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника.
Одна  и задач умственного воспитания ознакомление детей с фактами явлениями окружающего мира. Знакомить  ними надо таким образом, чтобы, обогащая представления детей, стимулировать любознательность и познавательные интересы, которые не развиваются сами по себе.
В “Программе”  содержание раздела “Ознакомление с окружающим миром” состоит из двух составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни.
Введение в предметные мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
Детей знакомят с многообразием окружающего мира.











Тематическое планирование

Тема раздела
Количество часов (за год и по четвертям)
Количество контрольных работ

I четверть

«О себе»
4 часа
В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.

«Я и школа»
5 часов


«Город, в котором я живу»
2 часа


«Родная страна»
2 часа


«Родная природа»



II четверть

«О себе»
4 часа
В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.

«Я и школа»
3 часа


«Город, в котором я живу»
4 часа


«Родная страна»
1 час


«Родная природа»
2 часа


III четверть

«О себе»
5 часа
В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.

«Я и школа»
3 часа


«Город, в котором я живу»
3 часа


«Родная страна»
3 часа


«Родная природа»



IV четверть

«О себе»
4 часа
В 1 классе не предусмотрены контрольные работы.

«Я и школа»
4 часа


«Город, в котором я живу»
3 часа


«Родная страна»
1 час


«Родная природа»
4 часа


Итого:
66 часов




Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема урока
Дата
Тип урока
Основное содержание урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
Предметный результат
Универсальные учебные действия



По плану
По факту




Личност
ные
Регулятив
ные
Коммуни
кативные
Познава
тельные

I четверть (18 часов)

1
(1)

Мое имя, фамилия, возраст.


ОНЗ
Имя, фамилия.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Умение называть имя, фамилию.
Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя; умения применять знания в жизненных ситуациях.
Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
 Формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2
(2) 3
(3)

Состав семьи.
Имя и отчество взрослых членов семьи.

.

Урок отработки умений и рефлексии








4
(4)
Домашний труд, участие в нем ребенка.


Урок отработки умений и рефлексии
Виды домашнего труда.
Выполняют задания в рабочей тетради.






5
(5)
Здание школы снаружи и внутри: число этажей,
цвет.


ОНЗ
Школа, количество этажей, кабинетов.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Умение описывать здание школы.





6
(6)
Расположение классов в школе. Их названия и назначения.


ОНЗ

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Умение называть школьные помещения в соответствии с их назначением.
Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя; умения применять знания в жизненных ситуациях.
Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

7
(7)
Профессии работников школы.



ОНЗ
Основные профессии.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знание основных профессий в школе.





8
(8)
Имена, отчества учителя, воспитателя.


Урок отработки умений и рефлексии
ФИО учителя, воспитателя.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знание имени, отчества учителя, воспитателя, сурдопедагога.





9
(9)
Экскурсия на пришкольный участок.


ОНЗ
Понятие «листопад». Погода.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать особенности погоды осенью.





10
(10)
Название родного города. Название улицы и номер дома
школы.


ОНЗ
Название города.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать название города, адрес школы.





11
(11)
Площадь Победы – главная площадь города.


ОНЗ
Памятники, площадь города.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать местонахождение памятника города.





12
(12)

Наша Родина – Россия.


ОНЗ
Россия – наша Родина.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать название нашей страны, флаг.
Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.


13
(13)

Москва – столица нашей страны.


ОНЗ
Москва – столица.
Выполняют задания в рабочей тетради.






14
(14)

Погода осенью. Ведение календаря погоды.


ОНЗ
Особенности погоды осенью.
Знакомство с обозначениями ветра, облачности, осадков, температуры в календаре.

Научиться наблюдать и описывать состояние погоды, записывать температуру воздуха.





15
(15)

Растения осенью. Изменение окраски листьев.


Урок отработки умений и рефлексии
Наблюдение за погодой.
Работа с календарем времени года.
Умение наблюдать за погодой, температурой, работать с календарем времени года.
Умение наблюдать осенние изменения окраски листьев.





16
(16)

Жизнь птиц осенью.


ОНЗ
Птицы улетают на юг.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Умение узнавать птиц на рисунке.






17
(17)

Жизнь животных осенью.


ОНЗ
Животные готовятся к зиме.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать особенности жизни животных осенью.





18
(18)

Экскурсия на пришкольный участок.


Урок отработки умений и рефлексии

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.



















№ п/п
Тема урока
Дата
Тип урока
Основное содержание урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
Предметный результат
Универсальные учебные действия



По плану
По факту




Личност
ные
Регулятив
ные
Коммуни
кативные
Познава
тельные

II четверть (14 часов)

1
(19)

Домашний адрес.



ОНЗ
Город, улица, номер дома,
квартиры.
Беседа. Практическая отработка.
Умение называть имя, фамилию.
Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя; умения применять знания в жизненных ситуациях.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2
(20)
Правила поведения дома.



ОНЗ

Беседа.
Знать правила поведения дома, уметь их применять.





3
(21)

Правила личной гигиены, их выполнение.


ОНЗ
Как правильно чистить зубы.
Беседа. Повторение правил личной гигиены.

Знать правила личной гигиены, уметь их применять.





4
(22)
Части тела человека.


Урок отработки умений и рефлексии

Практическая отработка.
Умение называть предметы и части тела.





5
(23)
Уважение к труду работников школы.


Урок отработки умений и рефлексии

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Уважать труд работников школы.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

6
(24)

Учебные вещи, их названия.


Урок отработки умений и рефлексии

Бережное отношение к учебным вещам.
Практическая отработка на уроке.
Умение называть учебные вещи, аккуратно использовать их.





7
(25)

Правила поведения в школе и классе.


Урок отработки умений и рефлексии
Вежливое отношение к
взрослым и сверстникам.
Практическая отработка на уроке.
Знать правила поведения в школе и классе.





8
(26)

Названия профессий людей, работающих на предприятиях
города.


ОНЗ

Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать 5-6 названий профессий людей.





9
(27)

Правила дорожного движения. Сигналы светофора.


ОНЗ
Дорожные знаки.
Практическая отработка на улице.
Уметь правильно переходить дорогу, знать сигналы светофора.





10
(28)

Правила поведения на улице при встрече с незнакомыми
людьми.


ОНЗ
Правила поведения дома (звонок в дверь),
правила поведения в лифте.

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать правила поведения на улице, уметь их соблюдать.





11
(29)

Транспорт города.


ОНЗ

Практическая отработка.
Умение называть транспорт, различать цвета светофора.





12
(30)

Флаг нашей страны.


Урок отработки умений и рефлексии
Работа с иллюстрацией, зарисовка.
Выполняют задания в рабочей тетради.






13
(31)

Ядовитые ягоды. Знание опасных ягод для здоровья.



ОНЗ

Выполняют задания в рабочей тетради.






14
(32)

Съедобные и несъедобные грибы


ОНЗ

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.








№ п/п
Тема урока
Дата
Тип урока
Основное содержание урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
Предметный результат
Универсальные учебные действия



По плану
По факту




Личност
ные
Регулятив
ные
Коммуни
кативные
Познава
тельные

III четверть (18 часов)

1
(33) 2
(34)

Режим дня, его роль в сохранении здоровья.


ОНЗ
Что входит в понятие «режим дня?»
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знание режима дня.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

3
(35)
Утренняя гимнастика, ее роль в укреплении здоровья.


ОНЗ
Виды утренней гимнастики, упражнения.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Уметь выполнять утреннюю гимнастику.





4
(36) 5
(37)

Внешность человека.


Урок отработки умений и рефлексии
Внешность человека, описание внешности.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Уметь описывать внешность человека.





6
(38)

Правила поведения во время уроков.


Урок отработки умений и рефлексии
Основные правила поведения.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать правила поведения во время уроков.





7
(39)

Бережное отношение к учебным вещам.


Урок отработки умений и рефлексии
Список учебных вещей, правила пользования.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Уметь бережно относится к учебным вещам.





8 (40)

Продукты питания. Бережное отношение к хлебу.



ОНЗ
Виды продуктов питания.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать продукты питания. Бережно относится к хлебу.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

9
(41)
Транспорт города. Правила поведения в транспорте.



Урок отработки умений и рефлексии
Основные правила поведения.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать правила поведения в транспорте.





10
(42)
Правила безопасности в транспорте.



ОНЗ
Основные правил безопасности.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать правила безопасности в транспорте.





11
(43)

Труд людей города зимой.



ОНЗ
Виды труда людей зимой. Помощь людям.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать основные виды труда людей в зимний период.





12
(44)
Народные игрушки. Дымково.




ОНЗ
Основные виды народных игрушек.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать виды игрушек «Дымково».





13
(45)
Народные игрушки. Хохлома.




ОНЗ
Основные виды народных игрушек.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать основные народные игрушки.





14
(46)

Орнамент хохломской росписи.


ОНЗ
Виды орнамента.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать виды орнамента.





15
(47)

Наблюдение за погодой. Работа с календарем природы.


Урок отработки умений и рефлексии
Погода, календарь природы.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Умение работать с календарем погоды.





16
(48)

Растения в разные времена года.


ОНЗ

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать особенности растений в разные времена года.





17
(49)
Погода весной.







Выполняют задания в рабочей тетради.
Уметь наблюдать за погодой, отмечать погоду в дневнике.





18
(50)
Экскурсия в парк. Весна идет. Приметы весны.



Основные приметы весны. Признаки весны.

Знать признаки весны. Приметы.




















№ п/п
Тема урока
Дата
Тип урока
Основное содержание урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
Предметный результат
Универсальные учебные действия



По плану
По факту




Личност
ные
Регулятив
ные
Коммуни
кативные
Познава
тельные

IV четверть (16 часов)

1
(51)

Совместные игры со взрослыми дома.


ОНЗ

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать правила игры, уметь играть в игры.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.

Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

2
(52)

Домашние животные (кошка). Название, уход.


ОНЗ
Названия животных, уход.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать названия домашних животных; уметь ухаживать за ними.





3
(53)
Домашние животные (собака). Название, уход.



ОНЗ
Названия животных, уход.
Выполняют задания в рабочей тетради.






4
(54)

Комнатные растения. Названия. Уход.


ОНЗ
Названия комнатных растений, уход.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать названия комнатных растений; уметь ухаживать за ними.





5
(55)

Столовая. Правила поведения в столовой.


ОНЗ
Основные правила поведения в столовой.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать правила поведения в столовой.





6
(56)

Столовая. Названия посуды.



Урок отработки умений и рефлексии
Правила пользования ей (практическое занятие).

Знать как называется посуда в столовой, дома.





7
(57)

Продукты питания, названия.


ОНЗ
Основные продукты питания.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать названия продуктов питания.





8
(58)


Экономное отношение к продуктам питания.


Урок отработки умений и рефлексии


Уметь экономно относиться к продуктам питания.





9
(59)
Труд людей весной.


ОНЗ
Виды работ людей весной.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Знать основные виды работ людей весной.





10
(60)

Труд людей летом.


ОНЗ
Виды работ людей летом.

Знать основные виды работ людей летом.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.



Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из текста, иллюстраций.

Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

11
(61)
Травмы во время труда на огороде, их предупреждение.



ОНЗ
Виды травм во время труда на огороде.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Уметь оказать первую мед. помощь.





12
(62)
Праздники. Их названия.


ОНЗ
Названия основных праздников.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать названия основных праздников.







13
(63)
Птицы весной. Постройка гнезд.



ОНЗ
Особенности птиц весной.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Знать названия основных птиц.





14
(64)
Наблюдение за погодой. Работа с календарем природы.


Урок отработки умений и рефлексии
Погода, календарь природы.
Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы.
Уметь наблюдать за погодой, работать с календарем природы.





15
(65)
Практическая работа. Посадка лука.



ОНЗ
Почва, удобрение, семена, корень.
Практическая работа.
Уметь выполнять посадку лука в почву.





16
(66)
Времена года – лето. Основные признаки лета.


Урок отработки умений и рефлексии
Игры и занятия детей летом. Правила поведения детей во время летних каникул.

Знать времена года, уметь ориентировать в месяцах.























Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методические пособия
№ п/п
Название
Авторы
Классы
Наличие электронного приложения

Учебники

1.
Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида. Просвещение» 2012
Зыкова Т.С., Зыкова Т.М.
1
Да

Учебно-методические пособия

1.

2.

3.
Рабочая тетрадь по окружающему миру.
Методическое пособие для учителя.
От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Плешаков А.А.

Плешаков А.А.
1

1


Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение

Учебники
Таблицы, иллюстрации
Карточки
Словари
Рабочие программы, технологические карты уроков

Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Применение

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Компьютер
Ноутбук
ФМ системы (Roger MyLink)
Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Стол учительский с тумбой

Стол компьютерный
Ученические парты 1-местные с комплектом стульев


Цифровая лаборатория для начальной школы (для учащегося)
1
1
1
5
1
1
1
1

5



1
Приобретение интерактивных досок обеспечат возможность активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий; эффективной самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ.
FM-системы являются одним из обязательных условий оснащения образовательного процесса по ФГОС для глухих, слабослышащих и позднооглохших. Беспроводные технологии предназначены для максимальной интеграции детей с нарушением слуха, а также создания комфортных условий для слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи глухим ребенком . FM-системы позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего.
Тенденция внедрения и применения современных технологических новшеств, средств информационно-коммуникационных технологий в образовании, требует представления и обработки информации в цифровом формате. Использование цифровой лаборатории в образовательном процессе позволяет выстроить систему обучения лиц с ОВЗ, при котором достигается максимальное количество обученности.
Работа с программным обеспечением по-новому строит сам процесс проведения эксперимента. Построение занятия проходит на основе технологии проблемного обучения, что соответствует требованиям ФГОС.


Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета

Видеофильм «Моя семья»
Фильм «Школа»
Фильм «Времена года»
Фильм «Животные»
Мультимедийные презентации, слайды.
Ознакомление с окружающим миром. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов. 1 класс. Зыкова Т. С., Зыкова М. А.
http: //1-4.prosv.ru
http://www.labirint.ru/




Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Учащиеся должны знать:
- свои имя и фамилию, имена членов семьи, имена товарищей, учителя, воспитателя и употреблять их при общении;
- названия окружающих предметов: мебели, посуды, одежды, обуви, игрушек; школьных помещений;
- названия растений (по 2 – 3 названия деревьев, кустарников, трав, цветов), животных (по 2 – 3 названия зверей, птиц, насекомых);
несколько игр и участвовать в них;
- элементарные правила личной гигиены;
- элементарные правила поведения в классе, школе, доме, в общественных местах.
Учащиеся должны уметь:
- называть членов семьи, их имена;
- выражать приветствие, просьбу, желание;
- соблюдать правила поведения в школе, группе, столовой, в транспорте, театре, кинотеатре;
- исполнять обязанности дежурного; ухаживать за своими вещами, следить за своим внешним видом, выполнять посильные поручения;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасности при общении с животными;
- называть 4 – 5 крупных городов страны.














Критерии оценки
«Я сам»
Учащийся правильно без ошибок выполняет письменные работы, допуская исправления и не больше 2 ошибок. Старается делать задания самостоятельно, используя только организующую помощь учителя.
На уроках, при устных ответах, занимает активную позицию, находит пути решения поставленной задачи или старается найти по наводящим вопросам учителя.


«Помогите, и я сделаю»
При выполнении письменных работ учащийся допускает не больше 6 ошибок (половина заданий). С направляющей, развёрнутой помощью может выполнить задания.
На уроках мало проявляет активность, не самостоятелен, ждёт помощь учителя, отвечает на вопросы простой односложной фразой, чаще просто повторяя ответ товарища. Умеет воспользоваться необходимой опорной табличкой.


«Мы вместе»
При выполнении письменных работ учащийся больше половины заданий сделал неверно. Задания делаются по типу «я начну, а ты продолжи» с максимально-развёрнутой помощью.
На уроках не активен, может только повторить ответ товарища с помощью учителя. Не может воспользоваться опорной табличкой.


15