УРОК — СКАЗКА Упражнения в подборе проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными 3 класс


Донецкая общеобразовательная школа l - lll ступеней № 88
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
УРОК - СКАЗКАУпражнения в подборе проверочных слов
к словам с непроизносимыми согласными
3 классСтрогонова Людмила Васильевна,
специалист высшей категории,
учитель – методист
Тема урока: Упражнения в подборе проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными.
Задачи урока: Вырабатывать умения и навыки в правописании слов с непроизносимыми согласными, в подборе к ним проверочных слов; формировать навыки грамотного письма; воспитывать у детей доброту, внимательное и чуткое отношение к окружающим.
Средства обучения: таблицы, иллюстрации к сказкам, иллюстрации по теме «Что такое хорошо и что такое плохо», ребусы, «телетайпная» лента, картинный план, перфокарты, цветик - семицветик, грамзапись «Тот и есть волшебник», телефон, блюдце с яблоком, клубок, записи на доске.Ход урокаОрг. момент
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы будем вырабатывать навыки и умения в правописании слов с непроизносимыми согласными, в подборе к ним проверочных слов. Но это будет необычный урок. К нам в гости должна прийти волшебница. (Стук в дверь. Заходит «волшебница» с цветиком - семицветиком в руке).Здравствуйте, ребята. Я хочу подарить вам цветик - семицветик из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Он все может. Вы, я знаю, хорошие, добрые ребята, любите уроки русского языка, но можете и отвлекаться. Цветик- семицветик поможет вам стать внимательнее, грамотнее, добрее. Надо только правильно выполнять желание каждого лепестка. Итак, приготовьтесь в дорогу в сказку с проводником цветиком- семицветиком.
Повторение, закрепление изученного материала. Воспитание у детей внимания, отзывчивости, доброты.
1.Минутка чистописания.
- Волшебница: но чтобы попасть в сказку, я хочу вначале проверить: могут ли ваши волшебные палочки-ручки, подаренные моей подругой феей из сказки«Золушка», творить чудеса, могут ли красиво писать в тетрадях.
Учитель: Взяли ручки в руки, обвели в воздухе изображение буквы В.
(письмо 1 строки Вв в тетрадях).
Проверка работ.
Подведение итога (палочки подвластны). Учитель:
Какие звуки обозначает буква в ? ([в], [в'])
Охарактеризуйте звук [в]
Разгадайте ребус. Укажите в отгадке звук буквы в. (На доску вывешивается ребус. Отгадка: волшебник). Запись этого слова в тетрадь.
Подберите слова, близкие по значению к слову волшебник (маг, чародей, фокусник, фея, колдун).
Учитель:
Вы, ребята, справились с испытанием. Итак, волшебница, можно взять детей в сказку.
1. Задание Красного лепестка. Волшебник:
Лети, лети, лепесток, Через запад, на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.
(Волшебница срывает с цветика -семицветика красный лепесток с заданием. Читает его).Вели ребятам выполнить звуко -буквенный анализ слова волшебник.
( На парте учеников выложены в ряд по 7 лепестков цветика-семицветика. Дети подхватывают сорванный волшебницей красный лепесток, зажимают его в левой руке и приступают к выполнению задания. Аналогичная работы проводится с каждым лепестком. После правильно выполненного задания на парте составляется из лепестков цветик-семицветик).Волшебник - 3 слога, 9 букв, 9 звуков.
Указать согласные звуки.
Дать характеристику звуку [н ] Подведение итога (лепесток откладывается).
А что еще надо сделать, чтобы стать добрым волшебником? Послушайте, что об этом скажет сама волшебница. ( Читается стих С. Погореловского «Попробуй волшебником стать»).
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе
Не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
(Дети дают ответ на вопрос. Читают хором строки, в которых выражена главная мысль стихотворения).Найдите в тексте слово, где есть непроизносимая согласная. (Честное)
Как проверить написание данного слова?
Подведение итога. (Зная правило, мы можем продолжить свое путешествие).
2. Задание оранжевого лепестка- Волшебница повторяет слова своего заклинания. Срывает оранжевый лепесток.
Задание: при помощи волшебной палочки разгадать слова, заколдованные злым пауком. Записать к ним проверочные слова.
-Учитель:Если разгадаете эти слова, то паук освободит муравьишку из своих сетей. Давайте сделаем доброе дело, как это сделал комарик из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Сч.стл.в.й -
..вест -
с.рдц. -
…….ныи
Подведение итога. Откладывание оранжевого лепестка (помогли муравью).
3. Задание желтого лепестка.
Волшебница повторяет слова своего заклинания. Срывает желтый лепесток.
Задание: Прикажи ребятам...
(И тут «зазвонил» телефон. Учитель слушает разговор по телефону). Учительь:Это позвонили зайчики из сказки К. Чуковского «Телефон» и рассказали мне о ситуации, свидетелями которой они стали, когда катались на санках.
О чем же они мне рассказали?
(На доску вывешиваются 2 иллюстрации по теме «Что такое хорошо и что такое плохо», даются опорные слова к иллюстрациям). Опорные слова: каталась, грустно, помогли, поступили, честно, радостно.
Выскажите свое отношение к происходящему.
Озаглавьте рассказ по этим иллюстрациям («Приди на помощь») (Катя каталась на санках и упала. Ей стало грустно. Мальчики помогли девочке встать. Они поступили честно и по совести. Всем стало радостно).Задание: записать текст рассказа с комментированием у доски (1,2 пр.). В первом предложении выделить грамматическую основу. Подчеркнуть слова с непроизносимым согласным в корне слова.
(Самостоятельная работа .3,4,5 пр.)
Проверка самостоятельной работы.
Подведение итога. (Зайчики остались довольны). Отложить лепесток.
4. Задание зеленого лепестка.
Волшебница повторяет слова своего заклинания. Срывает зеленый лепесток.
Задание: Попроси ребят выписать из ряда слов каждой строки слово, противоположное по смыслу и другим словам этой строки.
Учитель:
В этом вам поможет золотое блюдечко и наливное яблочко. Его подарило нам доброе страшилище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Вы должны успеть отыскать нужное слово за то время, которое понадобится яблочку, чтобы прокатиться по блюдечку и таким образом расколдовать доброе чудовище.
-Докатилось яблочко к слову ... (выбрать нужные)
На доске записаны слова: Счастливый, хмурый, несчастный. Некрасивый, прелестный, безобразный. Ясный, солнечный, ненастный. Ранний, поздний, утренний.
Дети выписывают слова самостоятельно столбиком: счастливый, прелестный, ненастный, поздний и включают их в словосочетания. К словам с н/с подбирают устно проверочные слова.Подводится итог («Помогли чудищу»). Откладывают лепесток.Физкультминутка под музыку Г. Гладкова «Тот и есть волшебник».
5. Задание голубого лепестка.
Повторяются волшебницей слова заклинания. Срывается лепесток. Волшебница читает задания:
Попроси ребят написать текст диктанта «Разные слова» без ошибок, без искажения слов и букв.
Учитель:
Таким образом вы поможете девочкам Оле и Яло из сказки «Королевство Кривых Зеркал» освободить из крепости их друга Гурда. Кстати, как читается это имя в обратном порядке букв? (Друг).
Но чтобы попасть в это королевство, надо пройти испытание перед зеркалом: прочитать некоторые искаженные слова правильно.
Умонтсеч и доброму уцдрес - ьтуп открыт. (Честному и доброму сердцу путь открыт).
Ворота в Королевство Кривых Зеркал открыты. Приступаем к paботе. Работа по учебнику (учебник «Русский язык» 3 класс В.Канакина школа России)стр.119 упр.228
Дети читают задание к упр. и самостоятельно текст упражнения. (Читают отрывок из сказок А.С.Пушкина). Объясняют написание слов к пропущенным буквТелеграфируют 1пр. Объясняют контрольные орфограммы в словах. Записывают его по слуху).Взаимопроверка работ (письмо без ошибок)
Найти в тексте предложения по данной схеме (телетайпной ленте).Написать его в тетрадь самостоятельно (2 пр.)
Прочитать 3 предложение. Устная работа.
Подведение итога (помогли Оле и Яло выручить из крепости их друга).
Отложить лепесток.
Назовите слова с н/с, которые на уроке еще не употреблялись.
6. Задание синего лепестка.
Волшебница повторяет слова заклинания. Срывает синий лепесток. Задание: Выполнение задания, спрятанное Бабой-Ягой в волшебном клубке. Учитель:
Представьте, ребята, вокруг вас дремучий лес, непроходимая чаща. Надо помочь Ивану-царевичу - найти выход из леса при помощи волшебного клубка, чтобы спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Бросьте клубок и следуйте за ним. С каким словом вы обратитесь к клубку? (Пожалуйста).
В клубке задание: выписать слова с н/с. Читает задание тот ученик, у ног которого остановился клубок.
Учитель:
Радостно встречают ребят праздник в марте. Вадик нарисовал маме прелестный цветок. Света вышила салфетку. Мама будет счастлива.
Работа проверяется (радостно, праздник, прелестный, счастлива).
Подведение итога. (Выбрали правильные слова, правильный путь, помогли Ивану-Царевичу). Отложить синий лепесток.
7. Задание фиолетового лепестка
Волшебница повторяет слова заклинания. Срывает фиолетовый лепесток. Задание: Прошу помочь Кирилле Кожемяке одолеть двуглавого змея. Ваше оружие - ваши знания. Учитель:
- У каждого из нас на парте карточка для индивидуальной дифференцированной работы. Выполнить задание надо правильно и в короткий срок, чтобы быстрее одолеть двуглавое чудовище, «отрубить ему голову».
вар. -1 гр. Вставь согласные буквы, где это нужно. Напиши проверочное слово.
Будьте чес[] ными ( ) и трудолюбивыми. Смотрите на опас[] ность ( ) глазами смелости. Нет доли счас [] ливей ( ) чем служить народу. Поднимайся вверх по лес []нице ( ) знаний. Чу 0 ствуй ( ) ответственность за порученное дело.
вар. - И гр. Вставь пропущенные буквы, где это нужно. Напиши проверочные слова.
ЧесО ный -
Опас[] ность -
Счас []ливый-
ЛесПница -
Чу □ ствуй- (У доски выполняет работу ученик с 1 гр.)
Как же проверяется написание слов с н/с?
Подведение итога. ( Помогли К. Кожемяке «отрубить» голову Змею.) Положить фиолетовый лепесток. Подведение итога урока. Волшебница:
Итак, цветик -семицветик помог нам побывать в разных сказках, оказать помощь, нуждающимся в ней, совершить добрые дела, показать свои знания, силу, проявить волшебство.
Учитель:
Чем же должен обладать волшебник, чтобы его волшебство имело силу? (Доброта, знания).
Какое правило помогло закрепить цветик-семицветик? (на партах у детей выложен цветик)
Учитель: домашнее задание (дифференцированное) стр.120 упр231
гр. - списать текст, вставить пропущенные буквы.
гр. - выписать слова с пропущенными буквами, записать к ним проверочные слова.