Правописание звонких и глухих согласных. Упражнения в подборе проверочных слов.

Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных. Упражнения в подборе проверочных слов».

Цели:
- дидактическая – закрепить правило написания парных звонких и глухих согласных, упражнять в подборе проверочных слов;
- коррекционная – развитие внимания на основе упражнений на внимание, слуховое восприятие, логическое мышление;
- воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.
Ход урока:
I. Организация класса. Психологический настрой. Слайд 1.

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем».

II. Чистописание.

Запишите число. Классная работа.
Начинаем минутку чистописания.
Посмотрите на экран, что это за буквы? Слайд 2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Это парные зв. и гл. согласные).
- Назовите пару звуку б, в, г, ж, з, д.
(Открываю запись на доске)
б - п в - ф г - к ж - ш з – с д - т
- Запишите парные согласные буквы на первой строке.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы мы сегодня писали на минутке чистописания?
(Потому что мы учимся правильно писать слова с парными согласными на конце и в середине слова).
III. Словарная работа. (У доски 1 ученик, диктую)
- Переходим к словарной работе.

Словарь: берег, обед, сапог, автобус, билет.

- Как напишем слово?
- Какую согласную напишем в конце слова?
- Назови проверочное слово.

IV. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Что надо сделать, чтобы проверить парный согласный на конце или в середине слова (хором)?
Слово смело изменяй,
Рядом гласный подставляй.
- Давайте вспомним способы подбора проверочных слов.

(На доску вывешивается опора:

Один – много сад – сады
Большой - маленький гриб – грибок
Назвать ласково нос - носик

V. Игра «Назови правильно». (устно, по цепочке)

- Я говорю один предмет, а вы много.
Дуб, флаг, утюг, дождь, арбуз, гараж, этаж.

- Я называю предмет, а вы называете этот предмет большой.
Березка, рыбка, лапка, канавка, глазки, репка, ягодка .

- Я называю предмет, а вы называете его ласково.
Кошка, кружка, мост, шутка, ветка, утка, шапка.

VI. Упражнения в подборе проверочных слов. Работа по учебнику.
- Продолжим учиться подбирать проверочные слова.
Стр.65 упр. 29 (у доски с комментированием)
VII. Физминутка.
VIII. Работа на карточках.
Вариант I    (синий кружок) 
Вставить парные согласные. Напиши проверочные слова.
Вкусный пиро    - _____________         Душистый ланды - ______________
Свежий хле - ______________ Большой заво - _________________
Густой ле - _______________ Майский жу - _________________
Вариант II (красный кружок) Вставить парные согласные. Напиши проверочные слова.
Ша ... ка - ________________
улыка - ________________
трака - ________________
варека - ________________
блюце - ________________
чака - ________________
бумака - ________________
медве- _________________

(По мере выполнения учитель собирает работы детей. Оценивание на карточках.)
IX. Игра «Исправь ошибки». Слайд 3.
- Перед вами предложения. Прочитайте их и найдите слова с ошибками, подобрав проверочные слова.
Выпал первый снех.
На улице сильный морос.
В зимний холот надо одеваться тепло.
- Ребята, а почему зимой надо одеваться тепло?
X. Итог урока. Составление кластера.
- Подведём итог урока.
- Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости и глухости?
- В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?
- Как проверить парные согласные звуки на конце слова?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
XI. Рефлексия:
- Мне понравилось, как вы работали на уроке. А как вы оцениваете свою работу?
Продолжите фразу:
- Самое трудное для меня было
XII. Домашнее задание.
Стр.66 упр.31, повторить правило.

парные согласные

в конце
слова

изменить слово

после согласного звука поставить гласный звук

в середине
слова

после согласного звука поставить гласный звук

в середине
слова

изменить слово

в конце
слова

парные согласные



15