Статья Успешный ученик и успешный учитель.


Успешный ученик и успешный учитель - ключевые факторы результативности Казахстанско-Кембриджского проекта повышения квалификации педагогов
Глобальные изменения, происходящие в современной системе образования делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, его профессиональной компетентности и требуют обновления и развития системы повышения квалификации. Именно поэтому повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и совершенствования профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению практических навыков, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие педагога.
Инструментом в реализации данного направления в нашей республике является Кембриджская Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. [1]
Актуальность Программы обусловлена целями и задачами Государственной программы развития образования в РК на 2011-2020 гг. Сущность ведущих целей настоящей Программы заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи уважения к культуре своей страны на основе духовных, культурных и моральных ценностей, которые важны и специфичны для каждой страны; во-вторых - в обучении молодых людей критическому мышлению, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуациях, развивать навыки и адекватное понимание, которые предоставят им возможность быть уверенными и успешными в стремительно меняющемся мире. [2]
А выбрана данная Программа потому, что многолетний опыт Великобритании, руководствующейся, как и другие развитые страны, стратегией непрерывности образования, позволяет видеть образ новой модели существенными чертами которой является:
непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода профессиональной жизни учителя;
синтез курсового обучения, самообразования и повышения квалификации в школе на основе программно-целевого (проектного) подхода;
государственно-общественный, демократический, открытый характер, активное участие различных категорий педагогического персонала, общественности, бизнеса, родителей в определении политики по вопросам повышения квалификации учителей, оценке эффективности этой политики:
партнерство, сочетание централизованного управления системой повышения квалификации с широкой инициативой учителей, педагогических коллективов. местных отделов образования, вузов. общественности, бизнеса;
В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников повседневной работы учителя в классе. направленной на их развитие и воспитание. Поэтому, новая задача современной системы повышения квалификации состоит в том, чтобы учителя, прибывшего на курсы, обучить новым, основанных на научных, конструктивистских теориях, подходам организации и планирования учебной работы, направленных на развитие эффективности учителя.Эффективность учителя, в которой рассматриваются критерии: достижения учителя (его квалификация), процесс преподавания (используемые методы, подходы в преподавании), результативность преподавания (влияние на обучение ученика, его достижения) или совокупность всех вышеуказанных факторов.
За период учебных сессий слушатели овладевают:
Первый модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»:
1.Овладение учителем разнообразными педагогическими инсгрументами и техническими приемами в преподавании, методами организации самообразования учеников, навыками распознавать затруднения, барьеры в обучении учапшхся.
2.Освоение учителем навыков исследования, диалоговых методов в преподавании.
З.Формирование собственных идей у учителя по индивидуализированному образованию.
Второй модуль «Обучение критическому мышлению»:
1.Привитие умений критического размышления над преподаванием и обучением, планировать задания по критическоьгу мышлению.
2. Критическое размышление учителей о диалоге, целях и ценностях гуманитарного образования.
3.Знание основных особенностей критического мышления учеников.
Третий модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»:
1.Изменение системы оценивания.
2. Применение учителем методов суммативного и формативного оценивания:
3.Использование учителем методов самооценки и взаимооценки, рефлексии.
Четвертый модуль «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения»:
1. Использование ИКТ в качестве средства, инструмента обучения. познание себя и действительности, творческого развития ученика, автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики, для организации интеллектуального досуга обучающихся.
2.Интенсификация и совершенствование управления учебным процессом.
Пятый модуль «Работа с талантливыми и одаренными детъми»:
1.Умение учителя планировать работу с одаренными детьми, изменять и решать задания повышенной сложности;
2. Умение учителя составлять траекторию развития одаренного ученика, двигать к прогрессу.
Шестой модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся»:
1.Умение учителя планировать и организовывать деятельность учеников разного возраста;
2.Умение использовать технологии преподавания соответственно способностям учеников.
Седьмой модуль «Менеджмент и лидерство в обучении»:
1.Определение учителем собственных задач;
2.Понимание учителя необходимости профессионального развития, распространения собственной практики, сотрудничества с коллегами по улучшению практики преподавания.
Все предложенные модули помогли сформировать концептуальные теоретические знания об учениках, процессе обучения, о том, как преподавать, работать в своем классе, чтобы обеспечить обучение всех учеников. Модули способствовали развитию практических навыков преподавания: демонстрирование, корректирование, оценивание, поошрение, планирование, проектирование. Содержание каждого модуля помогло педагогу ясно сформулировать ценности и убеждения собственной профессиональной деятельности.
Активно привлекаются преподаватели для обучения учителей и консультанты для работы с тренерами из Кембриджского университета. Совместная работа наших педагогов и зарубежных коллег способствует развитию данной Программы, активной реализации ее педагогами.
Зарубежные коллеги о работе тренеров отзываются с восторгом, дают положительные оценки, также они высоко оценивают работу сертифицированных учителей.
Казахстанско-Британский проект дал своего рода импульс, толчок к развитию системы повышения квалификации педагогических работников, нацелил педагогов республики на достижение нового качества образования, профессиональный рост, развитие педагогического мастерства. [3]
С позиции практики процесс собственного обучения на курсах рассматривается совершенно по-другому, происходит переоценка наиболее важных этапов освоения программы. По-другому воспринимаются замечания тренера, то, что раньше казалось второстепенным и не нужным, оказалось важным и значимым. Несмотря на то, что проведя серию последовательных уроков на четырехнедельной практике, увидел ряд сложностей и преимуществ, но всё-таки реализация идей программы при систематической каждодневной работе оказалась куда более интересным и сложным делом.
Исходя из специфики преподаваемого мною предмета( биология) наиболее часто использовала стратегии диалогового обучения: различные виды беседы, взаимоопрос в парах и малых группах, дискуссия, диспут, деловая игра, различные виды и формы вопросов с использованием таксономии Блума - вот не полный список используемых методических приемов. Решив для себя отслеживать результативность работы, провела тест среди учащихся для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности. Результаты: в январе коэффициент составил 7,5 баллов в мае 10 баллов.
Развитие уровня взаимодействия учащихся, безусловно, не является единственным критерием эффективности применяемой системы обучения. В этой связи хотелось бы отметить эффективность стратегий критического мышления. Среди них более высокий результат на моих уроках показали: стратегия «Insert», «Fich», стратегия Джиксо не смотря на сложность первоначального освоения принесли желаемые результаты. Критериальный подход к оцениванию сыграл немаловажную роль, совместно с учащимися были разработаны критерии оценки работ по некоторым разделам, творческих работ. Опасения по поводу сложности программы для слабых учащихся не оправдались и даже наоборот самое активное участие в работе принимали именно учащиеся, чьи знания находились на уровне между четверкой и тройкой. Вся эта работа позволила повысить качество знаний по биологии с 60% до 88%.Реализуя модуль: «Обучение талантливых и одаренных» удалось подготовить победителей, призеров и участников различных олимпиад и конкурсов:
В Казахстанской интернет олимпиаде республиканского уровня по биологии мои ученики показали неплохие результаты. Увеличилась активность учащихся в различных конкурсах, а значит, повысилась мотивация к обучению. Таким образом, несмотря на недопонимание и скептическое отношение коллег к применяемой системе обучения наблюдается явная положительная динамика результатов.
Список литературы:
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Третий базовый уровень. – Астана, 2012 г.,стр.120
Руководство для тренера. Третий базовый уровень. – Астана, 2012 г., стр. 314
Давлеткалиева Е.С. – Кембриджская программа – подготовка учителей к меняющемуся миру. Интернет статья.
Учитель биологии Iкатегории III(базового) уровня Бураханова Л.Г.