Модель профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы


Модель профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.
В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др. Воспользуемся наиболее полным, на наш взгляд, определением моделирования, данное Г.В. Суходольским, трактующего его "как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами". Основным понятием метода моделирования является модель.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
При этом, как правило, непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. Принято условно подразделять модели на три вида:
  физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);
  вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
  логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).
 Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.
Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования – наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.
Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений. Австрийским логиком Куртом Геделем доказаны две знаменитые теоремы о неполноте и непротиворечивости формальных систем [2]. Первая утверждает, что в логико-математических системах принципиально невозможно формализовать всю содержательную часть, т.е. любая система аксиом является неполной. Во второй говорится о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой этой системы. Теоремы Геделя получили и общенаучную интерпретацию, согласно которой для дедуктивного построения модели, точно описывающей "поведение" системы любой природы, не существует полного и конечного набора сведений о ней.
Для описания эффективности моделирования в педагогику было введено специальное понятие – педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им.
Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления. Споры вокруг возможности моделирования сложных явлений социальной сферы продолжаются и сейчас, и вероятно, не прекратятся никогда. Связано это с фундаментальной проблемой полноты каждой сконструированной модели. Никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве. Ученым приходится при конструировании моделей балансировать на границе их полноты и валидности. Определенную перспективу видят в построении комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы.
Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с необходимостью решения психолого-педагогических задач. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчете на образные ассоциации с помощью мнемонических правил.
Обучающая модель имеет свои разновидности. Например, семиотическая обучающая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающей переработку знаковой информации. Имитационные обучающие модели предполагают выход обучающегося за рамки собственно текстов путем соотнесения информации из них с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МАОУ ООШ № 27 г. Томска осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ. В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей. В целях предупреждения правонарушений обучающихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДНиЗП, ОДН, внутришкольном учете.
4149090257175Педагог-психолог
00Педагог-психолог
253365180975Совет по профилактике правонарушений
00Совет по профилактике правонарушений

-108585213360Классный руководитель
00Классный руководитель
1672590381000371094038100019011907048500
453009040005Родители
00Родители
126301524003000386334024955500
228219019050Подросток
00Подросток

4587240160020Учителя-предметники
00Учителя-предметники
-213360112395Администрация школы
00Администрация школы

123444013906500402526513906500
На основе проведенного анализа авторских социально-педагогических моделей образовательных, педагогических, социально-педагогических процессов ( Е.А.Шерухнова, Е. Рылеева, Н. А. Ильюк и др.) и осмысления теории организации профилактической работы с подростками по профилактике правонарушений среди подростков нами разработана социально-педагогическая модель профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы.
Цель социально-педагогической модели: организация профилактических мероприятий, направленных на снижение количества совершаемых несовершеннолетними обучающимися образовательного учреждения правонарушений
Принципы реализации модели профилактики правонарушений среди несовершеннолетних:
Законности – недопущения ограничения и нарушения конституционных прав граждан.
Системности – разработка и проведение программ профилактических мероприятий на основе системного анализа противоправных деяний подростков.
Комплексности – организация межведомственного взаимодействия с привлечением общественных объединений, специалистов в сфере профилактики, родителей, педагогов.
Координации – достижение согласованности действий субъектов профилактики.
Превентивности – организация мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения.
Непрерывности – обеспечение целостности, динамичности, постоянства, развития и совершенствования профилактической деятельности.
Универсальности – организация и проведение мероприятий с учетом возможности реализации различных направлений профилактической деятельности.
Учет индивидуальных особенностей подростка - индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, нравственных, социальных и других качеств человека, которые постоянно выделяют одного человека от других людей Природой щедро одарен человечески кий род: на Земле не было, нет и не будет двух одинаковых людей. Каждый человек - единственная и неповторимая в своей индивидуальности.
Формы работы:
индивидуальная;
групповая;
групповая с индивидуальным сопровождением подростка в группе;
комплексное сопровождение детей группы риска.
Комплексное сопровождение направлено на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребенка и включает в себя ряд последовательных и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:
выявление детей этой категории;
мониторинг социальной ситуации развития;
организация работы с детьми;
организация работы с семьей и ближайшим окружением ребенка.
Социально-педагогическая модель профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы
Выявление детей и семей «группы риска» на более ранней стадии дезадаптацииДиагностика факторов и причин
неблагополучия, определение факторов
защиты
Разработка индивидуальной программы сопровождения развития детей с целью ликвидации причин неблагополучия и определения оптимальной команды сопровождения
Реализация индивидуальной программы
сопровождения
Измерение эффективности работы с семьёй и ребёнком, корректировка программы и принятие решения по дальнейшей работе
Изменение стратегии профилактики, включение дополнительных ресурсов (специалисты, учреждения, технологии) для продолжения работы с ребёнком и его ближайшим окружением
Если программа оказалась неэффективной, возврат и корректировка предыдущих действий
Цель: организация профилактических мероприятий, направленых на снижение количества совершаемых несовершеннолетними обучающимися образовательного учреждения правонарушений
Сегменты социально-педагогической профилактики
Принципы: законности, системности, комплексности, комплексности, координации, превентивности, непрерывности, универсальности, учета индивидуальных особенностей подростка, дифференцированный подход, индивидуально-личностный подход.Формы работы: индивидуальная, групповая, групповая с индивидуальным сопровождением подростка в группе, комплексное сопровождение детей группы риска
Результат
Снижение количества правонарушений совершаемых подростками
Выявление детей и семей «группы риска» на более ранней стадии дезадаптацииДиагностика факторов и причин
неблагополучия, определение факторов
защиты
Разработка индивидуальной программы сопровождения развития детей с целью ликвидации причин неблагополучия и определения оптимальной команды сопровождения
Реализация индивидуальной программы
сопровождения
Измерение эффективности работы с семьёй и ребёнком, корректировка программы и принятие решения по дальнейшей работе
Изменение стратегии профилактики, включение дополнительных ресурсов (специалисты, учреждения, технологии) для продолжения работы с ребёнком и его ближайшим окружением
Если программа оказалась неэффективной, возврат и корректировка предыдущих действий
Цель: организация профилактических мероприятий, направленых на снижение количества совершаемых несовершеннолетними обучающимися образовательного учреждения правонарушений
Сегменты социально-педагогической профилактики
Принципы: законности, системности, комплексности, комплексности, координации, превентивности, непрерывности, универсальности, учета индивидуальных особенностей подростка, дифференцированный подход, индивидуально-личностный подход.Формы работы: индивидуальная, групповая, групповая с индивидуальным сопровождением подростка в группе, комплексное сопровождение детей группы риска
Результат
Снижение количества правонарушений совершаемых подростками