Доклад на тему: Формирование толерантного сознания у подростков. Профилактика и предупреждение фактов националистического и религиозного экстремизма


Доклад

На тему:

«Формирование толерантного сознания у подростков. Профилактика и предупреждение фактов националистического и религиозного экстремизма»




Автор-составитель
Преподователь спецдисциплин:
Дранникова А.Ю.
Формирование толерантного сознания у подростков. Профилактика и предупреждение фактов националистического и религиозного экстремизма.
На рубеже веков экстремизм перестал быть эпизодическим и экстраординарным явлением. В современном мире он превратился в широко практикуемый различного рода способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества.
«Религиозный экстремизм» - в последнее десятилетие этот термин употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций.
Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе. Для экстремистов характерно стремление к господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов.
Основными сущностными характеристиками экстремизма являются: нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); попытки идеологически обосновать применения насилия по отношению как к противникам, так и к тем, кто не разделяет убеждения экстремистов.
Экстремизм порождают социально-экономические кризисы, деформации политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим, амбиции лидеров, политических партий.
Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.
Молодёжь, студенты легко поддаются влиянию, поэтому взрослые, родные и педагоги должны помочь им выбрать правильный путь, постичь на протяжении всей жизни искусство культурного диалога. Основой культурного диалога является ценностное отношение к окружающему миру. Однако вряд ли возможно понимать и принимать ценности без понимания и принятия своей личности как активного участника культурного взаимодействия. Следовательно, начинать формировать толерантное сознание, отношение и действия, направленные на понимание, познание других, определение тактики поведения и взаимодействия с ними, необходимо с формирования толерантности к себе.
Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Помочь ответить ребенку на эти вопросы призван любой педагог. Предлагаемые ниже методические и практические разработки позволят вам достичь в этом процессе эффективного результата.
Цель заданий: формирование толерантности к себе.
Задачи:
развитие навыков самосознания и самовоспитания;
создание условий для осознания значимости своей личности.

Задание №1

Учитель читает классу басню, уч-ся слушают.

Сатана и его дочери.
(средневековая армянская басня)

Трех дочерей имел всесильный Сатана,
И, кроме трех, была еще одна,
Дочь старшую за князя выдавая,
«Ты будешь «Гордостью»!» - ей Сатана сказал.
«Ты будешь «Жадностью» отныне, дочь вторая,
Тебя купец богатый в жены взял.
Ты, третья дочь моя, уходишь в дом к поэту,
Ты будешь «Завистью» навеки с этих пор.
Других имен вам трем отныне нет!-
Так прозвучал отцовский приговор.
А дочку младшую, с горячей, пылкой кровью,
Что ближе всех была ему,
Рогатый Сатана в сердцах назвал «Любовью»
И отдал человечеству всему.

После прочтеия, учитель проводит анализ прочитанного.
Вопросы для беседы – анализа:
Что вы понимаете под понятиями «гордость», «гордыня», «жадность», «зависть», «любовь»?
Как вы думаете, почему именно такие распределения дочерей предпочел Сатана:
Гордость – князю,
Жадность – богатому купцу,
Зависть – поэту,
Любовь – всему человечеству,
Почему любовь досталась всем?
Какие еще страшные пороки вы знаете?
Задание №2

Учитель читает классу притчу, уч-ся слушают.

Притча.
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

После прочтения учитель и уч-ся разбирают прочитанное, делают выводы о том,что человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону в мире с собой.

Задание №3

Учитель читает стих, уч-ся слушают.

Однажды он ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтобы не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.

Учитель разбирает с уч-ся прочитанный стих.
Вопросы для обсуждения:
Что произошло с героем данного стихотворения?
Почему поэт пишет: «Вся жизнь его теперь была ошибкой?»
Как бы вы поступили на месте героя, совершившего ошибку в жизни?
Вывод по этапу: Лишь та ошибка, что не исправляется.




Задание №4

Игра «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
 
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
 
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
 
2. В новостях говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
 
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
 
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
 
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
 
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
 
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
 
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

Итог игры:
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
 











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415