Разработка урока по русской словесности. Тема урока: «Человек и природа» по фрагментам произведений А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» и Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир…»

Разработка урока по русской словесности в 7 классе школы с русским языком обучения.

Тема урока: «Человек и природа» по фрагментам произведений А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» и Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»

Цели урока: обучать сопоставительному анализу, вдумчивому чтению, развивать аналитические умения, речевые навыки, навыки выразительного чтения, воспитывать активную жизненную позицию.

I. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу по теме: «Человек и мир природы в литературе». До сих пор мы читали художественные тексты, где природа вдохновляла писателей и поэтов, герои произведений находили в ней созвучие своим мыслям, настроению. Мы убедились, что природа своей силой жизни способна обновлять, развивать, помогать понять смысл жизни. Но сегодня разговор будет у нас невеселый, так как человек, являясь частью природы, разрушает ее своими руками.

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир». Сегодня мы будем работать не с полным текстом, а с фрагментами.

II. Выборочный пересказ произведения Р. Сейсенбаева « День».

III. Беседа:
-Назовите место, художественное пространство, где происходит действие (Семипалатинский полигон, Чингисские горы).
-Почему особо современно воспринимается повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине»? Созвучно какой трагедии? (Чернобыльской аварии)

Погружение в эпоху ( выразительное чтение материала с историческими фактами. Приложение №1).
-Что объединяет эти художественные пространства? (Достижения человека в научно-техническом прогрессе, вторжение человека в мир живой природы привели к катастрофе).

Как эта тема отразилась в произведениях А.и Б.Стругацких и Р. Сейсенбаева мы увидим, сравнив фрагменты повести «Пикник на обочине» и рассказа «День, когда рухнул мир».






IV. Чтение 1,2 фрагментов
-Что значит слово «мертвый»? (неживой)
-Какое значение несет эпитет «мертв» у Сейсенбаева? (не только отсутствие людей и безжизненность, но и отсутствие движений и звуков)
-Найдите синонимы (мертвые, радиоактивные, фальшивые)
-Почему такие далекие по лексическому значению слова являются синонимами у писателя Сейсенбаева?
-Какими словами автор передает свой страх и отсутствие прежней жизни в некогда знакомом ему ауле? (вздрогнул, что-то белое)
-Почему шлепнулась?


Чтение фрагмента 1 «Пикник»
-Найдите описание города.
-Найдите у Стругацких слова, передающие следы безжизненности после произошедшей трагедии (ни живых, ни мертвых, никто не ходил, не ездил, черная колючка, грязные, слепые, облупленные здания)
Какое слово повторяется? ( трещина )
-Почему слово «трещина» повторяется не один раз? (земля состарилась, сморщилась, высохла)
-«Словно косой срезало».Какой образ сразу возникает ? (смерть пришла)
-Почему квартал носит название «чумной»? Что значит «ведьмин студень»? (все шаткое, рушится, разваливается)
-Есть ли разница в изображении зоны бедствия, территорий- «зон», которые находятся так далеко друг от друга? Докажите.

Фрагмент №2 ( «День)

-Какая тишина? Почему?
-Откуда легкая дымчатая туча?
-Найдите слова, отражающие признак шаткости (гора разваливается)
-Почему волк одинокий завыл?

Чтение фрагмента 2 («Пикник)

-Почему «болото прокисшее», «лозняк заморенный» (это то, в чем нет и не может быть жизни)
-Какая фраза показывает противоестественность всего произошедшего?(«изумрудное зарево»)
-Какие изменения претерпела живая природа?




Чтение фрагмента № 3(«День»)

-Обратите внимание на слово «белый», что символизирует белый цвет? (чистоту, невинность, легкость)
-Почему девочка именно в белом платьице среди «скачущих каменных глыб»? (ангел, невинная жертва, беспомощность)
-Какие слова передают страх природы перед случившейся трагедией? (все движется, бежит, спасается)
-Как открывала рот девочка? Почему так показалось мальчику Роллану? (сильный гул, после взрыва оглохли)
-Отметьте в цитатах фразы, которые можно объединить ( сходит постепенно с ума и наступает неизбежная смерть)

Чтение фрагмента №3 («Пикник»)

-Что общего между маленькой девочкой Кенже и учителем? (бегут без передышки, страх, паника)
-Как авторами показана взаимосвязь человека, природы, всего того, что сделано руками людей?

Чтение фрагмента № 4

-Вернемся к первому предложению фр. «Пикник».Какое слово повторяется? (зона )
-Объясните значение слова «зона».( зона-пояс, полоса, пространство между какими-нибудь границами или вдоль какой-нибудь линии)
-Как эти границы называет Р. Сейсенбаев? (бедствие, страх)
-Как относится к зоне Стругацкие? (с жалостью, называют «матушкой»)

V. ЗАГОЛОВОК всегда отражает суть произведения, его идею.
Словарная работа:
Обочина-край дороги ( между смертью и жизнью )
Рухнул мир (весь свет, земной шар, рухнул мир ребенка, конец света )


VI. ВЫВОД (можно составить схему или таблицу на сравнение этих произведений)


VII. ЭССЕ «О чем заставил задуматься меня сегодняшний урок?»

Джакупова А.С. учитель сш.№40 г.Усть-Каменогорска















2007 – 2008 уч.год
Русская словесность.
7 «Б» класс
Тема урока: «Человек и природа» по фрагментам произведений А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» и Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир»

15