Урок ИКБ в 5 классе на тему: Путешествие в древний мир

План-конспект открытого урока по истории и культуре Башкортостана в 5б классе.
Учитель: Мавлютова Лилия Казахнуровна

Тема: Путешествие в древний мир
(Итоговый урок по разделу «Башкортостан в древности»)
Цель: 1.Повторить и закрепить знания про Шульганташ и Аркаим, дополнив их самостоятельно добытыми сведениями.
2.Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности.
3.Прививать коммуникативную культуру через работу в группах и деловую игру.
Оборудование: ЭОР, выставка книг, коллаж, газеты, раскладушки, рекламные буклеты, выполненные учащимися, наборы фотографий, альбомы.

Предварительная работа:

1.Деление класса на 2 группы по жребию, распределение обязанностей, назначение ответственных.
2.Изучение текстов учебника (с.47-59).
3.Экскурсия в сельскую библиотеку для знакомства с книгами по теме урока.
4.Изготовление продуктов проекта:
-Папки-раскладушки,
-Фотоальбома,
-Коллажа,
-Выставки книг,
-Справочников для туриста,
-Рекламных буклетов,
-Презентаций.
Ход урока:
1.Орг.момент.

Встали, ребята. Здравствуйте. Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Садитесь.

2.Содержание материала урока:

Учитель:
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ученик:
-Мы отправимся на заочное путешествие в древний мир.
Учитель:
-Эпиграфом к нашему уроку являются слова Максима Горького:
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего.
-Что значат эти слова?
-(Ответы 2-3 уч-ся).
Учитель:
-А какую цель мы поставим перед собой, отправляясь на заочное путешествие?
-(Уч-ся определяют цель и задачи урока).
Учитель:
-О чем вы узнали на предыдущих уроках раздела «Башкортостан в древности»?
-(Ответы 2-3 уч-ся).

3.Словарная работа:

Учитель:
-Это слова, с которыми мы будем встречаться во время путешествия:
Некрополь-город мертвых, большое кладбище,
Протоград- первогород, первичный город,
Городище- древнее укрепленное поселение,
Спелеология- наука о пещерах,
Страна городов- территория между реками Урал и Тобол, где обнаружено более 20 древних поселений.

4. «О чем идет речь?»(Учитель зачитывает отрывки с описанием пещеры и городища, учащиеся отгадывают, каждый ответ сопровождается показом соответствующих слайдов).
5.Учитель:
-Назовите источники познаний о древнем мире.
Учащиеся:
-Археология, этнография, языкознание (лингвистика).

6.Деловая игра «Путешествие в древний мир» (Проектная деятельность)

Учитель:
-Летом нынешнего года многие туристические агентства обанкротились и не смогли обеспечить своим клиентам полноценный отдых. Измученные россияне решили не выезжать заграницу, т.к.потеряли доверие турфирмам и начали искать места, где можно и отдохнуть, и исторические объекты посмотреть. Для этих целей очень подходит Башкирия, но, оказалось, большинство россиян совсем ничего не знает о Башкирии.
В это время, понимая важность того, что туризм-это выгодное дело, Президент РБ Рустэм Хамитов подписал Указ «О развитии социального туризма вРБ», в котором есть такие строчки: «Башкортостан должен стать туристическим краем на карте России и мира».
Так вот, вы сегодня представляете 2 турагентства: «Мечта» (1 группа) и «Сказка»(2 группа).Перед вами задача государственной важности: привлечь как можно больше туристов к вашим объектам – памятникам природы и искусства. «Мечта» пропагандирует Аркаим, а «Сказка»-Шульганташ.
Итак, в игре у каждого своя роль- 2 турфирмы, где трудятся высококвалифицированные специалисты по археологии, этнографии, спелеологии, а также по истории и культуре Башкортостана. Директор агентства «Мечта»-Хайбуллина Алсу (прикрепляю бэджик), директор агентства «Сказка»-Галиуллина Лиля (прикрепляю бэджик).
Гости будут туристами. А у меня тоже своя роль-«Назойливый клиент» (прикрепляю бэджик). Назойливый- это какой? Поберите синонимы.
Ученики:
-Надоедливый, дотошный.
Учитель:
-Итак, начали.
1. «Раз бор завалов»: по 1 члену из каждого агентства отбирают названия предметов и фамилии для Рекламной доски( выбирают и прикрепляют на своей стороне).
2.Представление объектов:
- «Мечта»:
* Выступление директора агентства. Вступительное слово.(Алсу):

-Здравствуйте, дорогие наши туристы! Я, директор туристического агентства «Мечта» Хайбуллина Алсу, прошу у вас несколько минут внимания. Хочу вам рассказать об объекте, который назван «8 чудом света».Думаю, вам должно быть интересно. Это городище-крепость Аркаим.
Аркаим-укрепленное поселение эпохи средней бронзы рубежа 3-2 тыс.до н.э., относящееся к «Стране городов».Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от поселка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от поселка Александровский Челябинской области (Это древняя территория Башкортостана).
С тех пор, как люди узнали про Аркаим, зародилось сразу множество мифов и легенд- ведь неопознанное всегда порождает слухи. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому мы вам предлагаем посетить Аркаим. Вы все еще сомневаетесь? Тогда я попрошу своих сотрудников более подробно ознакомить вас с этим уникальным местом.

*Виртуальная экскурсия по Аркаиму.( Руслан и Давид показывают презентацию и рассказывают).
*Выставка книг и брошюрок (знакомит Додов Айнур).
*Стихотворение об Аркаиме (читает Калганов Никита).
*Слово туристам, побывавшим в Аркаиме. (ученицы 10 а класса Хазиева Э. и Дементьева М.выступают со своей презентацией).
*Вопросы от Назойливого клиента.
.
*Заключительное слово директора:
-Итак, наш древний город на тысячу лет старше легендарной Трои. В нем жили наши предки еще 2500 лет до н.э.Там обнаружены дома, колодцы и другие факты проживания людей.Это ли не повод посетить Аркаим?!
Турагентство «Мечта» благодарит вас за то, что вы обратились к нам! У нас мечты сбываются!

-«Сказка»:
*Выступление директора агентства .(Лиля):

-Здравствуйте,наши уважаемые клиенты! Туристическое агентство «Сказка» приветствует вас в своем главном офисе и предлагает вашему вниманию небольшую виртуальную экскурсию в интереснейший объект всемирного значения- в пещеру Шульганташ или Капову. Это уникальная пещера, состоящая из трех этажей. В ней обнаружены рисунки первобытного человека.Я сейчас хочу предоставить слово моим сотрудникам.

*Интересные факты о Шульганташе. Легенда.(рассказывает Нинель).
*Экскурсия с презентацией «Прогулка по Каповой» (Лиза и Маша).
*Знакомство с выставкой (знакомит Маша).
*Советы туристам. Информация для туристов.(Садыкова Настя).
*Заключительное слово директора. (Лиля)
*Вопросы от Назойливого клиента.
.
7.Подведение итогов.
Учитель:
-Ну, теперь скажите, дорогие туристы, какую поездку вы выбрали? Покажите таблички со своим выбором. (Туристы показывают таблички).Подсчет голосов.
Учитель:
-И я сделала свой выбор: Я поеду и в Аркаим, и в Шульганташ.
8.Итог:
Учитель:
-Что вы узнали друг от друга?
(Ответы учащихся).
Рефлексия:
Учитель:
-Достигли ли вы цели? Выполнили Указ Президента? Учащиеся:
-(Ответы 2-3 уч-ся).
Учитель:
-Туроператоры за хорошую работу с клиентами получают премию. И вы получаете сегодня премии в виде оценок:
«5»- Алсу, Лиля, Маша, Руслан, Айнур Д.,Настя С.,Давид, Никита.,Нинель.
«4»-Настя Е., Ирина, Рустам, Айнур Г.,Катя, Арджун, Света.
Спасибо всем за хорошую работу!

8.Дом.зад.:повторить раздел «Древние башкиры».




15