Конспект урока по окружающему миру на тему Ты и твои друзья (2 класс)

Окружающий мир, 2-А класс, учитель Туманская Юлия Степановна
Тема: Ты и твои друзья
Цели:
формирование представлений о понятиях  «дружба», «друг»
 развитие речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать  чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование   сплоченного классного коллектива
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия
 
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
- знать, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;
- оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;
- знать правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем;
- осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравнение интересов и увлечений;
- анализировать иллюстрации учебника, формулировать с их помощью правила этикета;
- взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий, участвовать в ролевой игре в соответствии с заданными условиями;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждать морально-этические аспекты дружбы;
- формулировать выводы из изученного материала.
Личностные результаты:
- осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться  их совершать.
Оборудование.
Запись песни «Когда мои друзья со мной», карточки для строительства «Дома дружбы».
                                                         Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.

- Метеорологическая разминка "Я и окружающий меня мир" (какое сегодня число, месяц, время года, год; какая погода на улице; где мы сейчас находимся; какой сейчас урок)

- Проверим домашнее задание. (Взаимопроверка печатных тетрадей)
-  Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Вежливые слова»)
1. Игра «Закончи фразу».
Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы
Если вам неприятно, когда вас толкают, то
Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то
Если вы хотите, чтоб вам помогли в чем-то
2. Игра «Кто последний»
(Учащиеся по очереди называют «вежливые» слова. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.)
3. Игра «Подбери слово»
(Учащиеся подбирают слова на каждую букву слова «здравствуйте».З – здоровье, д – доброта, )
- Что спрятано в этом слове? Какой вывод можно сделать? 

III. Постановка учебной задачи.
- А начнём мы урок с песни «Если с другом вышел в путь » (отрывок)
Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».
- Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?
- Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет звучать так “Ты и твои друзья”.
-Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)

IV. Освоение нового знания и его применение.
Замечательное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.
- Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?
Слова «друг» и «приятель» разные, наверное, и значение этих слов тоже будут разные.
Друг – это тот, которому можно доверить свои секреты, поделиться чем-то, а приятель – это тот, с которым приятно общаться.
- У кого из вас есть друг? Расскажите о своей дружбе.
- Что вам нравится в ваших друзьях?
- Знаете ли вы их увлечения?
- В чём бы вы хотели походить на друга?

- А теперь подумаем, как поступают настоящие друзья.
- Если вы попали в беду, что сделает ваш друг?
-  Если вы совершите плохой поступок, какую ему оценку даст
настоящий друг?
- А как вы утешаете друзей, если у них возникли неприятности?
- Что вы советуете им?
- Умеете ли прощать им обиды?
 
- Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе?
- А теперь поразмышляем о том, что нравится вам в одноклассниках, друзьях?
- Дружный у вас коллектив?
Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
- Где вы бываете вместе?
- Кого же вы можете назвать своим другом?

Послушайте стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”
 
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Можно ли заставить насильно дружить?
- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
- Попробуйте объяснить, кого вы называете своим другом.
- Друг - тот, кто ...

Физминутка.
Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)

А сейчас вы послушаете, что о дружбе  написал А.Старшинов в своем стихотворении.
Друг
У дружбы есть свои законы –
Она рождается не вдруг.
Вот в классе – все тебе знакомы,
Но лишь один из них – твой друг.
 
Другие и умней быть может,
Им в жизни многое дано,
Но быть в твоих друзьях, похоже,
Им никогда не суждено.
 
Друг настоящий очень редок.
Когда он есть в твоей судьбе,
То не страшны любые беды,
Любые трудности тебе.
 
- Что значит выражение «У дружбы свои законы»?
(Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила)
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор?

Сформулируйте правила друзей. (Работа в группах. Учащиеся обсуждают и записывают правила. Один ученик от каждой группы озвучивает их.)
- В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Будем работать в группах по 4 человека.
- У каждой группы свой докладчик, который расскажет о работе группы. Если группа закончит работу, все участники берутся за руки и поднимают их над головой.
Правила работы в группе:
уважать мнение товарищей;
слушать и слышать друг друга;
не обижать и не обижаться;
быть внимательным;
участвовать всем.
- Так что же значит «дружить»?
- Мы с вами пришли к выводу, что дружить - это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.
- Настоящую дружбу ничто не разрушит.
Как найти друзей? Ответ очень простой - будь хорошим другом сам.

Слушание и обсуждение рассказа "Дружба" Любови Степановой
"Было солнечное летнее утро. Проснувшись, Аня потянулась в постели. Пощурившись от солнечного лучика, светившего ей прямо в глаза, Аня решила, что пора вставать. Встав с постели, девочка размялась, заправила постель и пошла в ванную умываться и чистить зубы. Переодеваясь, Аня услышала, что на кухне мама уже готовит завтрак. Выбежав на кухню, Аня поздоровалась с мамой:
– Доброе утро, мамочка, а что у нас на завтрак?
– Доброе утро дочурка, я сварила овсяную кашу, мой руки и садись за стол, будем завтракать.
Пока Аня мыла руки, мама разложила кашу по тарелкам, заправила маслом и бросила в кашу кусочки банана.
Аня с мамой завтракали вместе и весело разговаривали.
Поблагодарив маму за вкусный завтрак, Аня помогла убрать посуду со стола.
– Мама, ты представляешь, – Аня расстроено стала теребить волосы, – все подружки на лето разъехались кто куда. Маша с родителями уехала на дачу, Лена – к бабушке в деревню. Только Ира осталась дома, она недавно упала и сильно ушибла ногу, можно я её навещу, ей, наверное, очень грустно одной.
– Конечно, надо навестить больную подругу, только сначала позвони и узнай, можно ли к ней прийти.
– Хорошо мамочка! – Аня обрадовалась и побежала к телефону.
Собираясь, Аня захватила шоколадку из своих запасов, оставшихся с недавнего дня рождения.
Ира жила в том же доме, что и Аня, только выше этажом. Дверь открыла бабушка Иры:
– Проходи Анечка, – сказала она, улыбаясь, – Ириша в своей комнате.
Аня вошла в комнату и увидела, что Ира, сидя на кровати и вытянув забинтованную ногу, что-то старательно рисовала. Рядом с кроватью стояли костыли.
– Привет Ира, – Аня подошла к кровати и протянула подруге шоколадку.
– Ой, спасибо, – воскликнула Ира, обрадовавшись приходу подруги.
– Как ты себя чувствуешь? – Аня села на стул.
– У меня немного побаливает нога. Доктор сказал, что неделю надо как можно меньше двигаться.
– А что ты рисуешь? – Аня подошла к кровати, чтобы рассмотреть рисунок.
– Я рисую дом из геометрических фигур.
– Это как? – удивилась Аня.
– Вот смотри, – Ира показала Ане рисунок, – Дом – это большой прямоугольник. Крышу я нарисовала в виде треугольника, а окна дома – это квадраты.
– Ой, как интересно. – воскликнула Аня, – А можно я тоже что-нибудь придумаю и нарисую.
– Да, вот тебе лист бумаги, карандаши и фломастеры, – Ира взяла из стопки чистый лист и подвинула к Ане кучку фломастеров и карандашей.
Аня взяла лист и простой карандаш и села за стол. Она немного порисовала, и, повернувшись к Ире, показала рисунок.
– Вот смотри, у меня получился стол в виде квадрата, на столе круглая тарелка, а в тарелке овальная дыня.
– Здорово у тебя получилось, – сказала Ира, – давай теперь раскрасим наши рисунки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Девочки принялись раскрашивать, а когда закончили, в комнату вошла бабушка Иры и позвала их обедать. Ира поднялась с кровати, а Аня помогла подруге, подав ей костыли. Девочки пошли в ванную, помыли руки и пошли в гостиную обедать. Бабушка помогла Ире сесть, а Аня подвинула ближе к Ире стул с подушечкой, на которую девочка аккуратно положила ногу.
Бабушка накормила девочек вкусным борщом со сметаной и маленькими круглыми булочками.
После обеда девочки еще немного поиграли. Когда наступил вечер, мама позвала Аню домой ужинать. Уходя, Аня сказала Ире:
– Мы так весело сегодня провели время, давай завтра я тоже к тебе зайду и мы придумаем новую игру.
– Хорошо, очень здорово, что ты у меня есть, – сказала, улыбнувшись, Ира, – мне без тебя было очень грустно.
– Конечно, я буду приходить теперь каждый день, пока ты не выздоровеешь, – пообещала Аня.
Когда Аня ушла, к Ире зашла бабушка и поинтересовалась, как у внучки прошел день. Ира рассказала, чем они с Аней занимались целый день, и показала рисунки.
Как же здорово, что есть друзья, которые не оставят в трудную минуту."

 У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, - это день рождения.
- Сегодня на уроке мы поговорим, как следует себя вести в гостях у друга, бывая на его дне рождения.  Как надо принимать гостей, как приглашать в гости и как развлекать гостей?
 
- Обсудим вместе, как правильно отпраздновать День рождения.
- Кого пригласим на праздник?
(В гости приглашают близких друзей.)
 - Каким образом можно пригласить друзей на праздник?
(начинать с пригласительных открыток, или со звонка другу по телефону, пригласить лично)
- Как  вы думаете, какие слова вы должны при этом сказать, или написать?
- Что вы ответите другу, если тоже получите такое же приглашение?
( Слова благодарности, нужно сказать, сможем мы прийти на День рождения, если не сможем, то объяснить почему.)
- А вот и гости. Подумайте, какими словами встретите гостей?
- Какие слова говорят гости?
 О чём вы думаете, когда выбираете подарок?
- Что вам хочется подарить другу?
 - Чтобы вы пожелали ему в День рождения?
- Как надо принимать подарки, что говорить при этом?
(Цветы поставить в вазу; коробку конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)
- Представьте, что имениннику подарили два одинаковых подарка, как себя он должен вести. Что сказать надо?
-  Как вы считаете, вежливо ли заказывать подарки?
- Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».
- Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?
- Лучший подарок тот, что сделан своими руками. Чтобы правильно выбрать подарок нужно знать вкусы и увлечения своих друзей.
Посмотрите на с. 57 рисунки. Все ли за столом ведут себя как полагается?
- Какие правила поведения за столом нарушают дети?
- Какие ещё правила нужно соблюдать за столом?
- А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат  листы с героями разных сказок. Найдите им друзей.

Игра “Кто с кем дружит, кто кому нужен” (картинки с изображением сказочных героев)
Проведите  тропинки, соединяя друзей.  (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и    крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина)
Пока все работают на местах, одна пара выполняет задание у доски.
- Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?
-  Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

V. Итог урока.
- Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.
 
- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски)
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.
 Дети берут "кирпичики", на которых написаны  разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.
 
Любовь, терпение, злость, доброта, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка.
 
 
 - О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие правила дружбы мы запомнили?
- Вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?
 
- И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песней «Дружба» (клип). (Дети смотрят и подпевают).
 
VI. Домашнее задание.
Для всех:
1.Повторить вывод по уроку, объяснить смысл пословиц стр. 58-59. В рабочей тетради выполнить задание на стр.40
Кто желает:
2.  Написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе.
3. Нарисовать портрет друга.

рисунки из геометрических фигур15