Эссе «Достижение социального качества образования как приоритет образовательной политики: организационно-методические противоречия и перспективы их преодоления»


Зачётное задание Зотова ИринаВикторовна.
Эссе «Достижение социального качества образования как приоритет образовательной политики: организационно-методические противоречия и перспективы их преодоления»
«Достижение социального качества образования как приоритет образовательной политики: организационно-методические противоречия и перспективы их преодоления» 
С введением в российскую школу федеральных государственных образовательных стандартов, новых требований по сдаче экзаменов, возникает ряд проблем с реализацией вышеперечисленных новшеств.
Профессор Витольд Ясвин отметил, что наши проблемы порой связаны в путанице профессиональных мировоззренческих вещей. Так как жизнь – это бытие в движении и развитии. Существуют понятия «живая вода» и «живая школа». Есть ли между ними какая-то цепочка единого? «Живая вода» - всё, что одухотворено, благородно действует, побуждает у человека интерес ко всему происходящему.
Так, чтобы увидеть и познать настоящую жизнь школы, считаю, необходимо не только посещение сайта этой школы но и прямое непосредственное общение с учащимися школы на перемене, в стенах школы или в школьном дворе. Понаблюдав за общением педагогов и учеников любой школы (будь это школа престижная или нет), можно уже сделать некоторые выводы о том, чем живёт и дышит данное учреждение.
Сегодня человеческий капитал в современном мире становится базовым ресурсом любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Каждое государство, определяя политику в области образования, ориентируется на то, как она повлияет на конкурентоспособность страны в мировом пространстве и ожидает, что изменения приведут к достижению такого качества образования, которое будет соответствовать уровню развития человеческого сообщества в будущем.
Считаю, что можно вызвать три основных фактора, определяющих данный уровень:
- развитие открытости мирового сообщества (расширение среды существования человека, а также форм и видов межличностной и межгрупповой коммуникации, многочисленные разнообразные пересечения индивидуальных сред на расширяющемся социальном пространстве);
- развитие гуманистических принципов общемирового гражданского сообщества (расширение прав и свобод любого представителя человечества при повышении меры ответственности в осуществлении жизнедеятельности).
- становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и интенсивная социализация (при сохранении личностной неповторимости), подразумевающая готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни, раскрывая личностные качества на благо сообщества и свое благо.
Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования и современное понимание качества образования. Сегодня изменился социальный заказ школе. Сегодня школа уже отходит от традиционной характеристики качества, которая определялась уровнем полученных знаний. Сегодня школа уже ориентируемся на иные результаты: компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивую мотивацию к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Изменяется и миссия начальной школы. Из института, который хранит и переносит знания, она превращается в институт, несущий гуманистические принципы, учит искусству жить в обществе, мотивирует самообразование.
Возникает проблема грамотного конструктивного и безболезненного перехода уже на новый этап достижений социального качества образования. И проблема эта находится внутри каждого участника данного процесса. Она может быть скрыта под такими терминами как «консерватизм», «страх», «лень», «нежелание меняться с требованиями времени» и т. д. Не зря существует высказывание «Хочешь изменить мир – начни с себя».
У родителей всегда есть вопросы:
-каким вырастет их малыш?
- где будет учиться? (школа, по мнению родителей должна быть очень престижной).
Многие дети, посещающие детский сад, очень хотят в школу. Это желание они показывают в своей игре. Придя в 1-й класс, все дети или больщинство детей (по результатам диагностик) хотят хорошо учиться. Но через некоторое время для некоторых первоклассников приходит разочарование. Ещё в средние века великий польский педагог Ян Амос Каменский сказал: «Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются универсальным законам природы» В природе всё находится в движении. А дети, поступившие в школу и ждущие живых и интересных перемен в их жизни, оказываются в 4-х стенах, где ещё приходится по 35-45 мин сидеть в неподвижном состоянии. Это всё негативом сказывается на дальнейшее развитие современного школьника. Введение динамических пауз для первоклассников, занятий по внеурочной деятельности нацеливает на устранение вышесказанного негатива.
Если перейти к среднему и старшему звену современной школы, то можно также увидеть процесс формирования в выпускниках сегодняшней школы конкурентноспособной личности. Сегодняшний выпускник должен быть коммуникабельным, эрудированным, самокритичным и т. д. Классно-урочная система Я. А. Каменского срабатывала на протяжении нескольких столетий. Но она была создана не для компетентностного образования. Сегодня социальная инфантильность молодёжи не берёт на себя ответственность за сдачу ЕГЭ. Это проблема современного молодого общества. Возможно, мы сегодня чрезмерно опекаем молодёжь и это в дальнейшем сказывается на формировании у неё самостоятельности, зрелости. Ведь за ЕГЭ должен отвечать достоверно тот, кто его сдаёт. Но у нас пока ещё большая часть ответсвенности лежит на педагогах и администрации школы. Великий педагог А.С. Макаренко сказал: «Школе недосуг подумать: сколько мы теряем по причине близорукой заботливости». Считаю, что современные педагогические технологии (проектная и исследовательская деятельность, технология критического мышления, работа в парах, группах, группах сменного состава, работа с Интернет-ресурсами и т. д.) дают хорошую возможность формирования у старшеклассников большей степени самостоятельности, формируют умение оценивать самого себя.
Можно ли знания добывать? Да. Если кто-то получает, значит кто-то и даёт эти знания. Следовательно существует организация процесса добывания знаний определённого уровня.
Сегодня человек может обладать блестящими знаниями, но если он не обладает нравственным потенциалом, то он ничего не реализует. Не зря сказаны слова Оскаром Фердинантом Пешелем в 1866 году «Какие люди- такая и страна».
Кандидат педагогических наук Марина Пинская отметила: «Мы воспитали сегодня к у наших школьников болезнь ошибки и желание найти такую линию, где не нужно рисковать». То есть сегодняшний выпускник боится принятия смелых ответственных решений, занимает , в целом, более спокойную незамеченную позицию.
Об этом также отметила Виктория Юркевич: « Как ни странно самая большая проблема старшеклассников – дать результат. То есть то, что они одарённые сомнений нет, но у многих их них существует проблема самореализации. И проблема эта довольно долго не решается»
Отмечено, что сегодня у мотивированных детей одарённость часто проявляется уже за рамками школы, т. е. в самостоятельном жизненном пути.
Качественное образование сегодня – это наше будущее завтра. И каким будет это будущее, зависит от многих факторов.
Сегодня целью образования является не только сумма знаний, умений и навыков, которыми овладеет ученик на определенном возрастном этапе, и не удовлетворение профессиональных амбиций педагогического коллектива, выражающихся в рейтингах и количествах грамот и регалий. Сегодня, для педагогов нашей школы, работающей на отдалённой территории, - это индивидуальная динамика развития личности каждого ребенка в образовательно-воспитательном процессе и формирование его успешности. Именно она станет фундаментом качества жизни личности в будущем. В нашей школе процент учащихся с ОВЗ на сегодняшний день составляет 21% . Считаю, что это цифра немалая для небольшой сельской школы по численному составу. В долгосрочной целевой программе для нашей школы в ожидаемых результатах намечено снижение доли обучающихся по специальным коррекционным программам – до 15 %. Думаю. и так считает коллектив педагогов нашей школы, что это снижение возможно через процесс формирования и закрепления у обучающихся положительных мотивов учебной деятельности и направление его на построение и реализацию всего образования с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей здоровья наших детей
Для того, чтобы это стало возможным, современный педагог должен знать сущность понятия «развитие», знать возрастные закономерности, психологические механизмы личности ребёнка. Уметь грамотно и правильно ими управлять. Уметь так проектировать и организовывать собственную и детскую деятельность, чтобы обучение вело за собой развитие. Именно этим определяется качество образовательной среды.
На первый взгляд можно сделать вывод, что это некий количественный и качественный результат, демонстрируемый детьми. Однако, прежде чем он будет достигнут, педагогическим коллективом должен быть пройден определенный путь, который выстраивается в причинно-следственную связь.
Первое, самое важное, - это целевая установка, одинаково понимаемая и принимаемая каждым членом коллектива. На этом этапе роль педагога-психолога чрезвычайно важна, т.к. подмена цели или ее смещение ведет к иному результату, т.е. изменению траектории развития детской личности и качества ее жизни в будущем.
Следующим этапом, вытекающим из осознания целей своей деятельности, является создание комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию личности ребенка, и построение индивидуального маршрута образовательно-воспитательного процесса.
Сегодня образование претерпевает модернизацию. ФГОС определяет требования к образовательным результатам. В школе это триада предметных, метапредметных и личностных результатов ребенка, складывающихся в компетентности. Достичь их можно только грамотно и целенаправленно спроектированной и реализованной совместной деятельностью педагога и ребенка, а также деятельностью самих детей, что отражает сущность системно-деятельностного подхода.
Очевидно, что успешность ребенка является следствием условий, которые создают взрослые. Именно поэтому качество жизни зависит напрямую от качества образования. Понимание этого, на мой взгляд, кардинально изменяет вектор направленности профессиональных усилий каждого педагога: от измерения и оценки личности ребенка на экспертизу деятельности педагогического коллектива и образовательной среды учреждения.
Мне кажется, что одним из закономерных условий достижения социального качества образования является поэтапная модернизация системы образования и выстраивание психолого-педагогического сопровождения. Также, необходимо отметить, что одним из основных ориентиров в современной школе должно стать повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
Таким образом, можно сказать, что образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты современной школы. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: носитель знаний, передача знаний, получатель знаний, восприимчивость методик передачи знаний, фундаментальность знаний, востребованность полученных знаний, получение новых знаний.
Современное образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.
Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Можно сделать вывод, что гипотеза о том, что молодежь считает общее образование недостаточно качественным, подтверждается. На сегодняшний день проблемы в школах действительно существуют, и о них надо говорить. Важно само понимание необходимости улучшения школьного образования. Инициатива должна исходить в первую очередь от государства, но изменения нужно начинать, непосредственно, изнутри системы и с самого себя.
Образование – вот основа успешного будущего нашей страны. И это будущее в руках молодежи, нужно только создать условия для его развития.