Технологическая карта урока основ духовно-нравственной культуры народов России по теме: Человек-творец и носитель культуры.

Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема урока: «Человек – творец и носитель культуры»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели урока:
Деятельностная - формирование у учащихся умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.
Содержательная-Рассмотреть вопрос о жизни человека вне  культуры.  В  процессе своей  жизни  человек  усваивает  культуру  и  сам  вносит  вклад  в  нее.    Вклад  человека  в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.  
Развивающая - развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная
Оборудование: проектор, экран, учебник


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1 этап урока - Организационный момент – 3 мин

Мотивирует учащихся к учебной деятельности
Объясняем, есть ли связь между фотографиями в учебнике на стр. 12
Извлечение информации из фотографий
Вовлекаются в пространственную деятельность на уроке.
Планирование учебного сотрудничества
со сверстниками и учителем
Слушают внимательно отвечающих.
Самоопределение на уроке, нравственно – этическое оценивание усваемого содержания

2 этап урока – Актуализация знаний – 5мин

Предлагает работу с учебником.




Обращаемся в раздел учебника «Обсудим вместе» к высказыванию Исаака Ньютона.



извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

Учатся работать коллективно и в паре.
Развивают речь, память.






формулирование понятных высказываний в рамках учебного диалога.





Размышляют, что у них не получилось и почему? Какая часть высказывания была истолкована неверно? Почему?








выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения







Чтение и обсуждение статьи учебника «Человек- творец и носитель культуры». Стр. 13

Отвечают на вопрос: «Можно ли считать нравственность частью культуры общества?». Сверяют свои суждения с текстом.

анализ, построение логической цепи рассуждений

Происходит обсуждение в парах

учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; достижение согласования общего решения; осознание ответственности за общее дело

Определяется роль каждого

Саморегуляция

3 этап урока – Проблемное объяснение нового знания – 15 мин

Предлагает исследовать схему на доске, рассмотреть виды связи между элементами, введение понятий культура, этика, нравственность и др.






































































Предлагает мини-исследование. Работа с высказываниями Аристотеля.













Задаёт вопрос повышенной сложности












Рассказ учителя. Чтение текста учебника стр. 13-14
Этика – наука, предметом которой является мораль, нравственность. Название ее происходит от др. греческого этос, что означает «нрав», «обычай». Первоначальным смыслом этого слова было «совместное жилище» и «правила, порожденные совместным общежитием». Этос включал в себя нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессии. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.п. Родоначальником науки этики считается древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он первым употребил понятие «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого класса человеческих качеств (добродетелей), таких как умеренность, мужество, щедрость и др. Область этических добродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается этическая теория, он назвал «этикой». Целью этики, по мнению Аристотеля, была оценка человеческих поступков. Ее главной задачей является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной (идеальной) форме. Этика должна «научить» человека морали, дать ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог в дальнейшем «правильно» строить свою жизнь. 





Размышляют над заданием. Находят ответ.
Работают с информацией учебника, систематизируют её.( раздаточный материал)










Работа с группой пословиц на стр. 14-15. Концентрируют своё внимание на задании. Размышляют. Анализируют. Делают вывод по этому виду работы.
анализ, синтез, извлечение из текста необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; структуирование знаний.







































































анализ , сравнение, классификация; извлечение информации из текста; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; осознанное построение речевого высказывания.



Анализ, осознанное построение речевого высказывания.











Слушают высказывания сверстников, объясняют свою позицию












































































Учатся работать в группах: определяют функции каждого члена группы.














Учатся слушать мнения сверстников.
Выполняют взаимопроверку.










учёт разных мнений, выражение мыслей;
аргументация своего мнения












































































учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения.













учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения.









Планируют свою деятельность. Определяют и формулируют тему урока и цель.












































































Планируют свою работу

















Планируют свою работу













Саморегуляция.
















































































контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения












контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения









4 этап урока – Динамическая пауза – 4 мин

Предлагает вспомнить пословицы. Создаёт игровую ситуацию
Вспоминают пословицы.
Читают вслух.
Размышляют над значением слов. Делают вывод по данному этапу.
анализ, осознанное построение речевого высказывания


Играют в игру «Собери пословицу»
сотрудничество с учителем и сверстниками



5 этап урока - Первичное закрепление -13 мин

Предлагает выполнить индивидуальные задания по картинам Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы»

Получают информацию. Обрабатывают и запоминают её. Предполагают ситуацию успеха, мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Находят выход из предложенной учителем ситуации. Делают вывод по этому виду работы.
структурирование знаний, анализ, аналогия; рефлексия способов действия в ситуации


Учатся слушать мнения сверстников.
Выполняют взаимопроверку
учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения.

Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая ответы друг друга.
Саморегуляция

6 этап - Итог урока – 5 мин

Организует рефлексию учащихся по вопросам «ИТОГ»
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке.
Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы «ИТОГ».


Слушают задания на дом.
анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Слушают высказывания одноклассников.
внутренняя оценка деятельности учащихся
Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»







самооценка на основе критерия успешности; самоопределение



15