Рабочая программа по биологии 8 класс Пасечник, Линия жизни.


Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии для 8 -го класса
Статус документа: рабочая программа составлена на основе:
- Программы основного общего образования общеобразовательной организации МБОУ СОШ №10 им.К.Б. Бжигакова п.Тлюстенхабль;
- на основании стандартной программы по биологии;
- на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования ;- "Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации" (приказ МО РФ № 2001 от 03.08.2006г.),
- приказа МО и НРА (№ 496 от 03.07.2007г) обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников по биологии с учетом регионального компонента;
- САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997.
Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии.
В 8 классе по программе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Национально-региональный компонент формирует понятие об уровне медицинского обслуживания в РА. Профилактике заболеваний. А также о состоянии атмосферы, водных ресурсов и их влиянии на организм человека. Вредные привычки пагубно влияют на организм человека, особенно молодой, формирующийся организм борьба с вредными привычками - залог здоровья. Обеспечение школьников горячим питанием - один из способов предупреждения и профилактики болезней ЖКТ.. Рассматривается проблема слабой пропаганды экологических знаний сред широкого круга населения. Современный технический прогресс, экономический рост сел и городов увеличили антропогенное воздействие, как на природу, так и на организм человека, что повлекло за собой проблему охраны здоровья.
В соответствии с Базисным учебным планом, на изучение регионального компонента отводится 15% от общего времени программы. Используется полипредметная базовая модель включения НРК в образовательный процесс. Это значительно обогащает содержание образования. При этом у обучающихся повышается активность, самостоятельность на уроках, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Биология 8 класс: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Академический школьный учебник. Линия жизни. Российская академия наук, Российская академия образования, М.: Просвещение, 2013, с. 255.
.

Рабочие программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015 .
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения раздела «Биология. Человек» на ступени основного общего образования.
Количество часов - 70, в неделю 2
Планирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного) образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по биологии (ж. «Вестник образования России» № 14, 2004);
Рабочей программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015 .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (3 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
НРК: Древние люди на территории Адыгеи.
Раздел 3. Строение организма (4 часа)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Глава 1. Общий обзор организма человека.(3 часа)
Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
НРК: Данные о заболеваемости среди жителей РА заболеваниями опорно-двигательной системы.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
НРК:
- Заболеваемость лейкемией в РА.
- Распространенность детских инфекционных заболеваний в РА и их профилактика.
- Донорство в Адыгее
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
НРК:
- Борьба с курением в РА
- Проблема высокой заболеваемости туберкулезом в РА.
Раздел 8. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
НРК: - Проблемы детской заболеваемости болезнями ЖК
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
НРК: использование натуральных продуктов, богатых витаминами , произрастающих в своей местности.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи».
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Раздел 11. Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека. .
Раздел 12. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
(5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
(2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
НРК: Данные о заболеваемости среди жителей РА эндокринными заболеваниями
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
. НРК:
- Демографическая ситуация в РА,
- заболеваемость ИППП по РА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
.
Учебно-тематический план.
№ п/пНазвание раздела Кол-во часов по программе Из них (кол-во часов)
КР ЛР
1 Введение. Человек как биологический вид
3 2 Общий обзор организма человека. 3 Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
3 Опорно-двигательная система 7 1 Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека».
Лабораторная работа № 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»
4 Внутренняя среда организма 4 Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови».
5 Кровеносная и лимфатическая системы организма 4 1 Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
Лабораторная работа № 6 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
6 Дыхание 5 1 Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания».
7 Пищеварение 6 Лабораторная работа № 9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
8 Обмен веществ и энергии 4 1 9 Выделение 2 10 Покровные тела человека 4 1 11 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 8 1 12 Органы чувств. Анализаторы 4 Лабораторная работа № 10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов»
13 Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 6 1 14 Размножение и развитие человека 4 15
Человек и окружающая среда 2 16 Повторение
Итоговый урок по курсу и анализ итогов 4 1 Итого 70 8 10
Список дополнительной литературы для учителя:
1.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
2. Муртазин. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
5. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
7. Журнал «Биология в школе»
8. Биология 8 класс: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Академический школьный учебник. Линия жизни. Российская академия наук, Российская академия образования, М.: Просвещение, 2013, с. 255.
9. Рабочие программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015
10. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
11. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
12. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
13. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
14. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Адыгея в 2003 году».
15. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. Программа и методическое пособие. 9-11 кл.- М.: изд. «Вентана-Граф», 2006 гСписок дополнительной литературы для учащихся:
1. Энциклопедический словарь юного биолога. Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986.
2. Журнал «Биология для школьников».
3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение" .4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение".
5. Биология 8 класс: В.В. Пасечник, Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.
6. Биология 8 класс: В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Академический школьный учебник. Линия жизни. Российская академия наук, Российская академия образования, М.: Просвещение, 2013, с. 255
7. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
8. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
9. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
10. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. –
«Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ ппНаименование темы урока Кол-во часов Вид занятия Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Домашнее задание Дата плановая Дата фактическая
Введение ( 3 ч)
1
Вводный инструктаж по технике безопасности .Науки о человеке и их методы. 1 Комбинированный урок Знать: краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней; науки, изучающие человека, методы исследования.
Уметь: работать с учебником, дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблиц.
Называть: ученых и показывать их значение для науки
Фронтальный опрос 2 Биологическая природа человека. Расы человека. 1 Беседа. Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; факторы антропогенеза; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»; биосоциальную природу человека. сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас; единство человеческих рас.
Уметь: работать с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме; давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры.
Доказывать: несостоятельность расизма. Индивидуальный опрос 3 Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.
НРК стоянки древних людей на территории Адыгеи
1 Урок - лекция Знать: этапы и эволюцию человека; основные черты древнего, древнейшего и ископаемого человека, человека современного типа.
Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой; рисовать эволюционное древо.
Объяснять: причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции. Фронтальный опрос Общий обзор организма человека (3ч)
4,5 Строение организма человека
2 Урок.
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». Знать: строение и функции клеточных организмов; химический состав клеток; жизнедеятельность и размножение клеток; клеточное строение организма; строение животной клетки.
Уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека; работать со световым микроскопом; готовить микропрепараты; выделять главное, логически мыслить.
Распознавать: на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки. Индивидуальный опрос. Карточки 6 Регуляция процессов жизнедеятельности 1 Урок - лекция Знать: виды регуляции жизнедеятельности организма
Уметь: отличать гуморальную и нервную регуляцию.
Объяснять: механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организма человекаРабочая тетрадь, фронтальный опрос Опора и движение (7 часов)
7 Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека». Знать: значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.
Распознавать: части опорно – двигательного аппарата.
Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете.
Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры Фронтальный опрос. 8 Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.
Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.
Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры. Индивидуальный опрос. 9 Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
10 Строение и функции скелетных мышц. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
Лабораторная работа № 3 «Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» Знать: особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц. Индивидуальный опрос. 11 Работа мышц и их регуляция. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
Давать определения «статистическая» и «динамическая» работа, сравнивать их между собой. Работа в тетради 12 Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.
НРК: профилактика заболеваний опорно-двигательной системы в Республике. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения 1 Лекция с применением практических навыков. Знать: виды травм скелета, их признаки; последовательность
действий при оказании первой помощи; условия развития костей и мышц; причины возникновения и искривления позвоночника, плоскостопия.
Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Называть: меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Фронтальный опрос. 13 Контрольно-Обобщающий урок по теме: «Опора и движение» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Тестирование Внутренняя среда организма (4ч)
14 Внутренняя среда организма и ее функции 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: состав внутренней среды организма; особенности и значение тканевой жидкости, крови, лимфы.
Уметь: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Работа в тетради 15 Состав крови. Постоянство внутренней среды организма. .НРК: заболевания крови в Республике. Случаи лейкоза у детей. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
Лабораторная работа № 4 «Изучение микроскопического строения крови». Знать: состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.
Сравнивать: между собой эритроциты, тромбоциты и лейкоциты. Индивидуальный опрос. 16 Свертывание крови.Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор
НРК:
пропаганда донорства в Республике. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: группы крови, их отличительные признаки; совместимость крови по группам; значение переливания крови, роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.
Составлять: механизм агглютинации, значение донорства и переливания крови для сохранения жизни Работа в тетради 17 Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.
НРК: профилактика инфекционных заболеваний.
Вакцинация детей в Республике. 1 Урок лекция. Знать: что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.
Сравнивать: между собой типы иммунитета.
Давать определения: «иммунитет», «вакцина», «сыворотка» Индивидуальный опрос. Кровообращение и лимфообращение (4ч)
18 Органы кровообращения. Строение и работа сердца. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
Лабораторная работа № 5 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
Знать: строение и функции крови; как происходит движение крови в организме, и каково значение этого процесса; особенности строения органов кровообращения.
причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции
Уметь: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление.
Называть: органы кровообращения и их функции.
Показывать: путь крови по большому и малому кругам кровообращения. Индивидуальный опрос. 19 Сосудистая система. Лимфообращение. 2 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
Знать: что такое кровяное давление; в каких пределах кровеносной системы оно наибольшее, а где наименьшее; причины изменения кровяного давления и движения крови по организму; что такое пульс; скорость движения крови в разных отделах кровеносной системы; особенности движения крови по венам; особенности работы лимфатической системы.
Уметь: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить: абстрагировать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Индивидуальный опрос. 20 Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. 1 Урок - лекция.
Лабораторная работа № 6 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». Знать: о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно – сосудистую систему; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно – сосудистых заболеваний.
Уметь: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы); оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетрадь Индивидуальный опрос. 21 Контрольно - Обобщающий урок по темам: «Внутренняя среда организма. Крово- и лимфообращение» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Тестирование Дыхание (5)
22 Дыхание и его значение Строение органов дыхания.
НРК: Проблема высокой заболеваемости туберкулезом в РА. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме; выполнять несложные практические задания.
Сравнивать: строение органов дыхания у человека и млекопитающих Фронтальный опрос. 23 Механизм дыхания.
Жизненная емкость легких. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала
Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; извлекать нужную информацию быстро и качественно логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Характеризовать: изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу.
Давать: определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких" Фронтальный
опрос 24 Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала
Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания». Работа в тетради 25 Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Реанимация.
НРК: борьба с курением в Адыгее. 1 Урок- лекция Знать: возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы; гигиенические требования к воздушной среде; правила дыхания.
Уметь: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности.
Обосновывать: вредное воздействие курения. Фронтальный опрос. 26 Контрольно -Обобщающий урок по теме «Дыхание» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. тестирование Пищеварение (6 ч)
27 Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ.
Уметь: давать определения «питание», «пищеварение», «питательное вещество»; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)Индивидуальный опрос. 28 Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала.
Л/р №9«Действие слюны на крахмал. Знать: процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез.
Описывать: механизм пищеварения в ротовой полости.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; Работа в тетради 29-30 Пищеварение в желудке и кишечнике
Всасывание питательных веществ 2 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: особенности строения желудка и кишечника, процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.
Характеризовать: процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы. Индивидуальный опрос. 31 Регуляция пищеварения.Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.
НРК:
Проблемы детской заболеваемости болезнями ЖК 1 Урок лекция Знать: значение кулинарной обработки пищи; режим питании; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях.
Уметь: оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях; самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; свободно излагать осмысленный материал; формулировать вопросы и отвечать на них. Индивидуальный опрос. 32 Обобщающий урок по теме «Пищеварение» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. тестирование Обмен веществ(4ч)
33 Пластический и энергетический обмен. 2 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: сущность процесса обмена веществ; виды обмена веществ: энергетический и пластический обмен; роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ.
Характеризовать и сравнивать: пластический и энергетический обмены; биологическую роль обмена веществ.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Фронтальный опрос 34 Ферменты. Витамины. Их роль в организме человека.
НРК:
использование натуральных продуктов, богатых витаминами , произрастающих в своей местности.
1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов.
Характеризовать: роль витаминов в обмене веществ.
Называть: основные витамины.
Описывать: болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Индивидуальный опрос. 35 Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. 1 Урок -практикум Уметь:составлять рацион питания необходимой калорийности 36 Контрольно - Обобщающий урок по темам: « Обмен веществ» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Тестирование Выделение(2ч)
37
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Объяснять: механизмы образования первичной и вторичной мочи.
Распознавать: органы выделительной системы по таблицам.
Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника. Индивидуальный опрос. 38 Заболевание почек и их предупреждение 1 Урок.-лекция Знать: о влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.
Объяснять: причины заболеваний и меры по их предупреждению.
Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них. Индивидуальный опрос. Покровы тела человека (4ч)
39-40 Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: строение и функции кожи.
Называть: основные слои кожи.
Объяснять: взаимосвязь их строения и выполняемых функций кожи.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Фронтальный опрос 41 Болезни и травмы кожи. 1 Урок-лекция с презентацией Знать: роль закаливания организма; формы, условия и физиологический механизм закаливания; гигиенические требования к одежде и обуви.
Применять: знания о закаливании организма на практике. Индивидуальный опрос. 42 Контрольно - Обобщающий урок по темам «Выделение» и «Покровы тела» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Тестирование Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)
43 Железы внутренней секреции и их функции..1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции;.Уметь: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Индивидуальный опрос. 44 Работа эндокринной системы и её нарушения.
НРК: Данные о заболеваемости среди жителей РА эндокринными заболеваниями. Сахарный диабет. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: что такое «гормоны», «нервно-гуморальная регуляция»; характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.
Уметь: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.
Называть: основные гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции их значение; отличительные черты желез внутренней секреции от желез внешней и смешанной секреции. Индивидуальный опрос. 45 Нервная регуляция. Строение нервной системы и её значение. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию.Уметь: самостоятельно работатьс текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Сравнивать: строение нервной ткани с другими видами тканей; давать основные определения. Индивидуальный опрос. 46 Спинной мозг 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: место спинного мозга в организме человека, форму, длину и массу; внешнее и внутреннее строение, функции.
Уметь: работать с текстом учебника; логически мыслить.
Объяснять: строение спинного мозга и называть его функции. Индивидуальный опрос. 47 Строение и функции головного мозга 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности микроскопического строения мозга.
Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов Фронтальный опрос 48 Вегетативная нервная система 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.
Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных рефлексов Индивидуальный опрос. 49 Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения 1 Урок -лекция 50 Контрольно- Обощающий урок по тему «Координация и регуляция» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Тестирование. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)
51
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала
Знать: что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения.
Уметь: выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с дополнительной литературой и текстом учебника.
Называть: составные части зрительного анализатора, их строение и функции. Индивидуальный опрос. 52 Анализаторы слуха и равновесия 1 Комбинированный урок
Лабораторная работа № 10 «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов» Знать: строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха.
Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить.
Называть: составные части слухового анализатора, их строение и функции Работа в тетради 53-54 Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. 1 Комбинированный урок. Знать: различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; объяснять их значение для человека. Индивидуальный опрос. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов)
55 Высшая нервная деятельность.Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды; заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности; суть рефлекторной теории поведения; особенности врожденных и приобретенных форм поведения.
Объяснять: суть условных и безусловных рефлексов.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию фронтальный опрос. 56 Память и обучение 1 Комбинированный урок. Знать: значение речи, сознания и мышления; роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека.
Характеризовать: высшую нервную деятельность человека в отличие от животных.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию 57 Врожденное и приобретенное поведение 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: роль и физиологическую природу различных видов торможения; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Индивидуальный опрос. 58 Сон и бодрствование. Гигиена сна 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: биологическое значение чередования сна и бодрствования; расстройства возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики.
Характеризовать: фазы сна.
Объяснять: причины расстройств сна и их последствия.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями. Работа в тетради 59 Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности 1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы; сущность понятий «темперамент», «характер», «личность»; роль окружающей среды на формирование типа нервной системы.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию. Индивидуальный опрос. 60 Контрольно - Обобщающий урок по теме:
«Высшая нервная деятельность» 1 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Тестирование Размножение и развитие человека(4 часа)
61
Особенности размножения человека
Половая система человека.
НРК
Демографическая ситуация в РА,
1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.
Характеризовать: стадии развития зародыша и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.
Находить: черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Работа в тетради 62 Органы размножения. 1 Комбинированный урок Знать: строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма;
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме 63 Беременность и роды 1 Характеризовать: стадии развития зародыша и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.
Находить: черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме 64 Развитие человека и возрастные процессы.
НРК
- заболеваемость ИППП по РА.
1 Комбинированный урок. Объяснение нового материала. Знать: особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.
Характеризовать: каждый период жизни человека.
Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Индивидуальный опрос. Человек и окружающая среда(2 часа)
65 Социальная и природная среда человека. 1 Урок -лекция Уметь:прослеживать взаимосвязь человека и природной среды. Фронтальный опрос 66 Окружающая среда и здоровье человека 1 Урок-лекция Уметь оцениваить и прогнозировать влияние окружающей среды на здоровье человека. Фронтальный опрос 6769 Повторение 2 Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Фронтальный опрос, работа по карточкам 70 Контрольно обобщающий урок по курсу 1 Контроль знаний Итоговое тестирование