Моё педагогическое кредо (в рамках конкурса Учитель года)


«Если вы удачно выберете
труд и вложите в него
свою душу, то счастье само вас отыщет»
Аристотель
«Учатся у того, кого любят»
И.В. Гете
 
Моя педагогическая философия
           Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу.
 Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о  том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
      Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу  и  от  «влюбленности в свое дело». В современной школе остались, пожалуй,  лишь самые стойкие, преданные своему делу. Для учителей самая большая радость –  знания своих учеников, их  воспитанность, их  человечность друг к другу, к  окружающим. Ведь  не  секрет, что материальная сторона работы учителя, не  самая перспективная. У  каждого  работающего  в  школе  должна  быть  душа Учителя.  
        Именно   учитель  открывает   ребенку    дверь  в   мир,   и   от  того,  как  он  это  сделает,   зависит,  на  мой   взгляд,  многое.
       Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать” – вот так я бы сформулировала основной тезис своей педагогической философии. Проанализировав традиционную образовательную систему, я поняла, что для меня в ней неприемлемо:
- Прямая трансляция личности учителя на личность ученика.
- Ученик является простым преемником знаний, умений и навыков.
           Не может быть будущего за такой школой. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.
           Помните древнюю мудрость?
           Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот на этой мудрости и основывается моя педагогическая философия!
           Именно вместе с учениками мы совершаем открытия, заглядываем в волшебный мир иностранного языка и знакомимся с иноязычной культурой. Узнать вместе на уроке много нового и интересного! Мы вместе учимся чувствовать слово, думать над словами, искать в словах истинный смысл, восхищаться тем, что мы образованные люди и знаем иностранный язык. Ведь недаром говорят, что каждый уважающий себя человек должен знать хотя бы один иностранный язык.
            Так что мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”. И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я думаю, все вспомнят наше содружество и сотворчество на уроке.
           Ведь если после звонка ребята со мной, а не бегут “сломя голову” в коридор, если после занятий они приходят ко мне поделиться своими проблемами, значит, все нормально, значит, мы слышим друг друга, значит, есть оно - содружество.
           Таким  образом,  моя  педагогическая  философия  стоит  на  трех  китах:
I. Любовь к детям.
II. Содружество, сотворчество.
III. Удивляясь - удивляй, увлекаясь - увлекай.
               Мои педагогические аксиомы просты:
- Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.
- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.
 - Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.
  А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Победа ребенка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сама себе: “Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость”.
  Все мы были детьми. Все мы родом из детства. Я  с  детством  не расстанусь никогда, потому что я  учитель. В этом моя огромная человеческая радость, а может быть, и большее – счастье.
Педагог и садовник! Их цели конечные           не в силах ничто и никто изменить:          сеять разумное, доброе, вечное           и непременно растить!   Я считаю, нет бесталанных детей. Задача каждого педагога - найти в каждом ребенке положительные качества и развивать их.