Презентация к выступлению Мелкая моторика


Антонова Елена АнатольевнаУчитель-логопед МБДОУ «Сказка». РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ   «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский Компоненты готовности к письму: зрительно-двигательная координация; зрительное восприятие;слуховая память;слухо- моторную координация; развитие мелкой моторики рук. М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, М.М. Кольцова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова Двигательный навык развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;Развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.В.А.Силивон Графический навык умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.В.А.Силивон Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. М.М.Безруких Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук, одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. М.М.Безруких, В.А. Силивон Направления работы по подготовки руки к письму: развитие мелкой моторики руки;тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;обучение ориентировки на листе бумаги;формирование графических навыков. Коллекция мячиков. Упражнение «Покатай мячик». Пишем и рисуем пальчиком.Тарелочки с манной крупой. Работа со шнуровкой. Собираем пазлы. «Веселые палочки»Работа по образцу. Игры с прищепками и пуговицами. Графический диктант и работа по рабочим тетрадям. Работа с трафаретами. Массажер для пальчиков.Развиваем силу кисти руки. Выкладывание букв, рисунков цветными камнями. «Мы рисуем зёрнами кофе». «Мы собираем мозаику» . «Мы собираем игрушки». ЛИТЕРАТУРА1. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Текст: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с. 2.  Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг Текст: пособие /М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: Детство-пресс 1998. 160 с.3. Логопедия Текст: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. Вузов/ ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с. 4. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков Текст: учебное пособие/ С.О. Филиппова. – СПб.: Питер,1999. 287 с.5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь Текст: методическое пособие/В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.48 с.  Спасибо за внимание!