Открытый урок Продолжение процесса перестройки в общественно-политической жизни 9 класс


Класс Дата_____________
Тема: ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ
Цели изучения темы: способствовать пониманию учащимися основных причин продолжения процесса демократизации
Обучающая: - создать условия для понимания учениками влияния нового мышления на внешнюю политику, а также мерах по реформированию политической системы Советского Союза, появлении первых общественно-политических объединений.
Развивающая: – работать над развитием систематизирования материала
Воспитательная: Создание условий для понимания факта необходимости уметь защищать свои права.
Наглядные пособия: термины, даты.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
Постановка целей урока: Рассмотрим продолжения процесса демократизации
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос
1. Какое значение имело формирование национального рабочего класса?
2. Как вы понимаете утверждение о том, что от правильного ведения языковой политики зависит сохранение политической стабильности в обществе?
3. Сделайте краткое сообщение о жизни и деятельности А. Бокейханова, М. Чокая, X. Досмухамедова, М. Тынышпаева, К. Жубанова.
Работа по карточкам (4 человека)
Объяснение нового материала ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ
План
Влияние изменений в международной политике на внутреннюю политику СССР.
Первые общественно-политические объединения.
Забастовка шахтеров Караганды.
События в Жана-Узене.
Влияние изменений в международной политике на внутреннюю политику СССР.
Политические события в мире и в СССР оказали влияние на развивающуюся в Казахстане борьбу за демократию и политическую активность масс.
Осенью 1989 г. в Казахстане прошли выборы в Верховный и местные Советы народных депутатов. На этих выборах впервые на голосование были выдвинуты кандидатуры на альтернативной основе. Коммунистическая партия, используя свой авторитет, провела своих кандидатов в состав Советов. Именно этот состав депутатов участвовал в работе по созданию фундамента независимого Казахстана. К началу 90-х годов ощутимо сузились возможности вмешательства партии во все сферы жизни. Советы впервые приступили к своим непосредственным обязанностям — принятию законов, обсуждению и решению проблем, касающихся развития государства. Постепенно и профсоюзы, и комсомол начали самостоятельно решать общественные проблемы.
Первые общественно-политические объединения.
Значительным достижением в деле установления демократических принципов в республике стала возможность создания добровольных общественно-политических объединений. Наконец и в Казахстане без указания сверху стали появляться неформальные движения и политические объединения, руководимые активистами из широких масс. Одним из самых крупных было антиядерное экологическое движение "Невада—Семипалатинск".
В целях раскрытия секретов, касающихся полигона, возмещения ущерба жителям активисты движения предпринимали различные действия — устраивали митинги, шествия, организовывали республиканские и международные научные конференции.
Самостоятельная работа с учебником учащимися 1. Почему антиядерное движение носило название "Невада— Семипалатинск"? 2. Что означает формула "5 — 5"?
Летом 1990 г. было создано гражданское движение "Азат". Движение поставило перед собой серьезные социально-политические задачи. Основными целями организаторов движения были достижение суверенитета Казахстана, выход его из состава СССР и дальнейшее развитие как самостоятельного государства, вхождение Казахстана в мировое сообщество. Чтобы республика действительно стала независимой, необходимо было взять в свои руки рычаги управления экономикой, создать собственную армию, ввести в обращение свою валюту, вернуть на историческую родину зарубежную казахскую диаспору, решить социальные проблемы представителей коренной национальности, пострадавшей в годы тоталитаризма. Такая программа полностью отвечала интересам коренного населения, поэтому это движение нашло много сторонников в регионах с преимущественно казахским населением.
Общество "Славяне" было создано для защиты интересов представителей славянских народов, живущих в Казахстане. Организация казахстанских немцев "Видерге-бурт" ("Возрождение") за короткое время стала многочисленным объединением. Оно начало поддерживать тесные связи с зарубежными странами, в основном с Германией. Историко-культурные объединения украинцев, татар, корейцев и других народов, создававшиеся в районах компактного проживания представителей этих национальностей, приступили к реализации поставленных политико-просветительских задач.
К концу 1990 г. подобных общественных объединений в Казахстане было более 100. В июне 1991 г. был принят Закон "Об общественных объединениях в Казахской ССР". В республике начали формироваться основы многопартийной системы, основанной на принципах плюрализма.
Забастовка шахтеров Караганды. Забастовки шахтеров Кузбасса в России и Донбасса в Украине в июле 1989 г. стали толчком к выступлению рабочих Карагандинского угольного бассейна. Поначалу шахтеры выдвинули только экономические требования: увеличение заработной платы, улучшение условий труда в забоях, улучшение продовольственного обеспечения. Позже к этим требованиям добавились и политические. Шахтеры требовали прекращения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ликвидации монополии союзных министерств. Эти требования были поддержаны большинством рабочих. Шахтеры создали забастовочный комитет и продолжили акцию в организованном порядке. Обещания министра угольной промышленности СССР М. И. Щадова, приехавшего в Караганду для разрешения проблем, не удовлетворили их. Первый секретарь Центрального Комитета КП Казахстана Н. Назарбаев провел в Караганде несколько встреч с бастующими. Обе стороны выразили недовольство монопольной властью центральных ведомств и поддержали принципы экономической самостоятельности. Руководство республики согласилось с требованиями шахтеров и пообещало принять меры по защите интересов народа.
События в Жана-Узене. В июне 1989 г. в г. Жана-Узень Мангистауской области произошли крупные народные волнения. Накопившиеся за многие годы социальные проблемы заставили население этого города выступить с акцией протеста. Здесь происходили серьезные нарушения при распределении жилья, медленно продвигалась очередь в детские дошкольные учреждения, росла безработица среди молодежи. Все эти проблемы создавали союзные министерства, которые на предприятия по переработке нефти и газа привлекали рабочих из других регионов страны, раздавали им новые квартиры. Руководство республики не уделяло должного внимания проблеме подготовки профессиональных кадров среди местного населения. Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания были подчинены интересам местных чиновников, вследствие чего в распределении промышленных товаров не соблюдались элементарные нормы справедливости.
Толчком к взрыву социальных конфликтов послужило неуважительное отношение рабочих, приехавших на работу по вахтовому методу, к местному населению, нежелание считаться с традициями коренных жителей. События в Жана-Узене приобрели характер межнационального конфликта. Все началось с противостояния представителей коренного населения и переселенцев с Кавказа. В городе начались массовые беспорядки. Их удалось подавить только силами правоохранительных органов и введенными в город армейскими подразделениями. Большинство вахтовых рабочих были вынуждены покинуть город.
Однако и после таких крупных волнений руководство не торопилось решать социальные проблемы населения. Было очевидно, что конфликт разгорелся из-за неправильного и несправедливого решения социальных вопросов.
Подведение итогов. Заполнение сравнительной таблицы
Забастовка шахтеров Караганды. События в Жана-Узене.
Закрепление
Устный фронтальный опрос
Какие нововведения появились в ходе избрания Верховного Совета Казахской ССР в 1989 г.? Какие функции должен был исполнять Верховный Совет?
Справедливы ли были требования карагандинских шахтеров, предъявленные руководству республики?
Дайте краткую характеристику событиям в Жана-Узене.
4. Назовите крупные общественные объединения в Казахстане и основные направления их деятельности. Запишите эти данные в тетрадь.
363410523495Первые общественно-политические объединения.
00Первые общественно-политические объединения.
Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке?
321818010477500568833010477500Что интересного было на уроке?
312293037719000568833032956500Домашнее задание: параграф 46 внимательно читать.
Выучить даты, глоссарий.
Подведение итогов.
Выставление оценок