Урок по русскому языку для 3 класса «Изучаем русский язык с увлечением».


Зубенко Татьяна Витальевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Урок русского языка
3 класс
Тема: Изучаем русский язык с увлечением.
Цель: Осмысление морфологического разбора имен существительных через выделение основных признаков; формировать умения применять знания на практике; развитие воли и инициативы, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Оборудование: Доска, оформленная как карта страны «Морфология». Листы с заданиями для работы. При желании - одежда учителя: мантия, шапочка магистра, парик.
Ход урока
1.Сегодня у нас урок - путешествие в страну «Морфология», коренными жителями которой можно считать Имя существительное.
Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, т. к. каждое второе слово в речи - имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Но чтобы получить прописку в эту страну.
-Найдите среди записанных слов имена существительные.
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие предметы обозначает?
Пять, пятерка, пятак, пятерня, пятачок, пятеро.
2.Итак, вы получаете пропуск в эту страну, но не надейтесь на легкий путь, препятствия только начинаются.
Перед вами залив Собственников, они не пропустят вас до тех пор, пока вы не превратите нарицательное имя существительное в собственное. Вот эти слова. Мороз, весна - составьте предложение, так чтобы эти слова из нарицательных имен существительных превратились бы в собственное.
Молодцы! Скоро перед вами покатит волны море. Но что же это такое? Морское послание - как водится в бутылке. Читаем! (Учитель достает послание из бутылки и читает).
Наша экспедиция «Южная звезда» оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна «Смелая» потерпела крушение, и мы высадились на остров Холодный в Мертвом море.
Ночь. Темнота. Вдруг толчок и грохот. Первым все понял наш капитан Джон Смит. Начинается извержение вулкана Огнедышащий. Страх и ужас наполняет наши сердца. Мы ищем путь к спасению.
Мне кажется, что мы сможем им помочь!
Найдите имена собственные, объясните, как они должны писаться и почему?
3.А теперь смело в море... подождите... море - то Мертвое, неживое!
-Какой здесь прячется признак существительного? Что называется одушевленным предметом?
Игра - «Хлопки». Одушевленные сущ. - 1 хлопок, неодушевленные - 2 хлопка. Разминка: Ёлки - палки ; галки – моталки
1группа: Саша – Маша. Каша – Яша. Рожки – ложки. Кошки – сапожки.
2группа: Мурка – жмурка. Свечка – печка. Мячик – рябчик. Петров – Камаров 4. Теперь все ужасы позади, перед вами Родовой замок имени существительного. А вот и задания для разминки нашего с вами родоплемени:
-Исправь ошибки в словах, обозначающих названия зверей и птиц. Я читаю, выписывайте эти слова!
а)Бык - бычиха... Петух - петушиха... Баран - баранка... Селезень - селезенка... Боров -боровка... Гусь - гуська... Индюк - индика... Слон - слоныня... Медведь - медведка... Волк - волкушка...
-Определи род имен существительных.б)Большой зал (м.р.) - большая зала, большое зало; один ботинок (м.р.) - одна ботинка; черное кофе - черный кофе (м.р.); одна туфля (ж.р.) – один туфель; мой шампунь (м.р.) - моя шампунь; любимая мозоль (ж.р.) - любимый мозоль; красивый тюль (м.р.) - красивая тюль.
в) Донесение шефу разведки по кличке Лопух.
(Расшифрованная шифрограмма)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3а класса для известных вам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я ваш агент, - на все руки мастер и дока перевоплощения. Все думают, что я - Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 3а нам никто не подходит! Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балдешкин Владик - ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 3а одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня - жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Ее подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – еще и повторюшка и подлиза. Шушунчиков Костя - редкий бука. Вот Макаронников Саша – редкий умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза. Остается Хомяков, но какой же он обжора! При этом он еще и такой неряха и невежа, просто ужас!
Только не думайте. Шеф. Что я такой-сякой придира. Здесь, в самом деле, не с кем работать.
5. Наконец - то перед нами чистая, ровная дорога. По-моему, дорога отдыха... Как она называется? Дорога склонений. Посмотрите, что там впереди? Видите, вон там? Да это никак пень, старый гнилой пень.
-Определите склонение у существительных в предложении.
Сказка о Гноме. Т. Брик.
В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке.
Но однажды у гнома пропал голос...
6.Осталось перевалить через Холмы падежей, а там и рукой подать... Что же они там приготовили? По-моему, пахнет пирогами! Вы не чувствуете?
- Определите у существительных падеж.
Очень-очень вкусный пирог. Даниил Хармс
Я хотел устроить бал.
И гостей к себе… позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый… пирог.
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости… не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… отломил.
Потом придвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошек… не нашли.
Что ж пирога нам попробовать не удалось, зато определить падеж у существительных мы смогли!
7. Приближаемся к долине числа. Нужно изменить существительные по числам.Как вы думаете: единственное число или множественное число.
А может быть только единственное число или только множественное число? Сейчас мы решим!
а) молоко - веществ, пред., бант – банты, торт – торты, договор – договоры, Москва - собствен, сущ.б) ножницы - нариц. пред.,брови – бровь, Альпы - собствен, сущ., чернила - веществ, пред. ,месяцы - месяц
8. Вот заблестел перед нами во всем своем великолепии Трон Имени Существительного. Но Его величество принимает радушно только тех, кто знает- постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Ребята, кто является ко двору без подарка? Сделаем его... Закончите предложение: Путешествие подошло к концу...
б) Морфологический разбор (к концу)
Его величество будет радо, если в качестве подарка вы определите постоянные и непостоянные признаки слова (к концу)
9. Листы с работами собираются для проверки
10. Подведение итогов, выставление оценок.
Отныне вы стали настоящими путешественниками. Ура!!!