Программа по ПДОУ Русский язык с увлечением!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №17
_______И.И.Борисова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПДОУ
по курсу
«Русский язык с увлечением!».
2 класс
на 2012-2013 учебный год
Учитель начальных классов
Иванова Ж.Ю.
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Обоснование выбора курса обучения.
В ходе изучения курса происходит формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.
Данный курс- прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора.
Курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое На проведение занятий отводится 1 час в день , 170 часов в год.
Главная цель программы 2 класса:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка,
пробуждение познавательного интереса к родному слову;
углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
развитие речи, мышления и воображения.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексика, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет, чайнворд, шарада, калейдоскоп.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Формы организации занятий:
конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия.
Виды и формы контроля: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Содержание программы
Фонетика (29 часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады. Индивидуально-групповые занятия с высоко – мотивированными детьми
Морфемика (29часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология (29часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Индивидуально-групповые занятия с высоко – мотивированными детьми
Орфография (29 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Индивидуально-групповые занятия с высоко – мотивированными детьми
Лексика (29 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Индивидуально-групповые занятия с высоко – мотивированными детьми
Резерв -25 ч
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Учебно-тематический план
№ п \ п
Темы разделов
Кол-во часов
1
Фонетика
29 ч.
2
Морфемика
29 ч.
3
Морфология
29 ч.
4
Орфография
29 ч.
5
Лексика
29 ч.
6
Резерв
Итого :
25ч
170 ч.
Список литературы :
Бондаренко А.А., Гуркова И.В.
Русский язык для весёлых девочек и мальчиков: Книга для учащихся начальных классов. – Новосибирск, 2005.
2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Русский язык: К тайнам нашего языка. –М., 2007
3. Интернет - источники
Заголовок 215