Рабочая программа факультатива для класса коррекции Культура речи


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23» города Смоленска
«Рассмотрено»
ШМО учителей ГЦ
Руководитель ________ А.А. МуравешкинаПротокол от
«____»________2015 г.
№_______
«Рассмотрено»
Педагогическим советом
Протокол «____»__________2015 г.
№________ «Утверждено»
Директор
______________ В.П.Фокина
Приказ от «___»_______2015 г
№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
Культура речи и общения 6б, 7Б классов
Программу составил:
учитель Муравешкина А.А.
«Согласовано»
Заместитель директора
___________ Т.И.Павлова
«_____» ______________20____г
Смоленск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6,7 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.10.2010 №1897)
2. Основной программы основного общего образования МБОУ «СШ №23» города Смоленска (приказ №88-ОД от 27.08.2015)
3. Программы для общеобразовательных организаций по русскому языку. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, М. «Просвещение» 2015 год
Факультативные занятия как форма проведения внеклассной работы имеют значительную роль в учебном процессе. Они помогают учителю совершенствовать знания обучающихся по предмету. Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), глубоких сведений о тексте, о месте и роли слова в тексте, способах переработки текста основная программа не дает. Естественно эти и другие вопросы затронуть во внеклассной работе. Педагогическая функция также важна, так как обучающийся в ходе занятий раскрывается с разных сторон. Это позволяет учителю решить две задачи: наладить контакт с воспитанником и привить если не любовь, то интерес к учебным занятиям.
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.
Цель : повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора обучающихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу,систематизирование знаний обучающихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
развить лингвистические способности обучающихся и их познавательной активности;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре обучающихся;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;
сформировать у обучающихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;
обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);
выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.
Занятия позволяют развивать у обучающихся интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление обучающихся.
Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают обучающимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств.Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности обучающихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний обучающихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск обучающихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания обучающихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что обучающиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы. Тексты малой формы».
2.Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Компетенции языкового образования
Компетенции языкового образования Содержание образования Содержание деятельности учащихся
Коммуникативная Виды речевой деятельности
Основы культуры речи
Использование языка в различных сферах и ситуациях общения Определение цели коммуникации
Оценивание речевой ситуации
Учёт намерений и способов коммуникации
Выбор адекватных стратегий коммуникации
Готовность к изменению собственного речевого поведения
Языковая Нормы современного русского литературного языка
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихсяВладение навыками грамотного употребления языковых единиц
Владение навыками правописания
Умение работать со словарями
Лингвистическая (языковедческая) Общие сведения о языке
Язык как знаковая система и общественное явление
Развитие и функционирование языка.
Способы и приемы лингвистического анализа
Способность к анализу языковых единиц
Способность к оценке языковых явлений и фактов
Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач
Культуроведческая Русский язык как форма выражения национальной культуры
Национально-культурная специфика русского языка
Взаимосвязь языка и культуры Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения
Понимание значения слов с национально-культурным компонентом
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.
3.Описание места предмета в учебном плане
Факультативный курс предназначен для учащихся 6-7 классов и рассчитан на 34 часа в год.(1 час в неделю)
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография, этимология;
морфология, орфография, этимология;
морфология, культура речи,стилистикаОжидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности, пунктуации;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
художественно-выразительные средства языка;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и
коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст;
получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;
усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.
Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада , умение аргументировать свой ответ и т.д.).
Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной подготовкой в области русского языка, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Организация учебного процесса
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по русскому языку. В связи с этим в программу общеобразовательной школы вносится некоторые изменения: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; теоретический материал преподносится в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, материал дается небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы способствуют прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
Активизация речи детей в единстве с их мышлением
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности;
способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
взаимодействие в процессе речевого общения;
овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
овладение общими сведениями о языке;
усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
освоение базовых понятий лингвистики;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
5.Содержание курса(6 класс)
Тема 1. Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.
Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.
Тема 2. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Тема 3. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.
Практикум. Анализ художественных текстов.
Тема 4. Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
Практикум. Игра в “словесный мяч”.
Тема 5. “Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.
Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.
Тема 6. Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Практикум. Игра.
Тема 7. Суффикс -а - командует гласными она.
Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.
Тема 8. Командует ударение.
Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.
Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.
Тема 9. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?
Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.
Тема 10.Для чего нам суффиксы нужны?
Тема 11. Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
Древние русские имена.
Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”
Тема 12.Путешествие по России. Диалектные слова.
Тема 13. Происхождение отчеств. Прозвища.
Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.
Тема 14. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Практикум. Фразеологический КВН.
Тема 15. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.
Практикум. Написание грамматических сказок.
Тема 16. Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина.
Тема 17. Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Практикум. Путешествие.Викторина.
Тема 18. Анаграммы.
Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок.
Тема 19. Метаграммы, или превращение мухи в слона.
Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую.
Тема 20. Необычные предложения.
Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики.
Тема 21. Перевёртыши. Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление перевёртышей
Тема 22.Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.
В результате изучения факультативного курса у обучающихся формируются УУД
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
поиск и выделение необходимой информации; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; знаково-символические действия, включая моделирование
постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение структурировать знания;
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
составление плана и последовательности действий;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения выбор наиболее эффективных способов решения задач управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятел-тиумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта; определение основной и второстепенной информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; элементы волевой саморегуляции, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивю.конфликта, к преодолению препятствий. Универ. логические действия:
Анализ, синтез, сравнения, классификации объектов;
Установ. причинно-след-х связей, построение лог. цепи рассуждений, док-во;
выдвижение гипотез и их обоснование. Календарно-тематическое планирование
6 класс
Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
“Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни.
Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Суффикс -а - командует гласными она. Корни с чередованием.
Слово за ударением. Как командуют гласные звуки.
Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?Как показать грозу и солнце звуками.
Значение слова. Зависимость от контекста.
Смысл слова. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием».
Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением.
Что может обозначать приставка пре - ?Что может обозначать приставка при - ?
Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”.
Для чего нам суффиксы нужны?
Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.Древние русские имена.
Путешествие по России. Диалектные слова.
Происхождение отчеств. Прозвища.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Как определить значение фразеологизма.
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.
Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.
Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой.
Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Анаграммы.
Метаграммы, или превращение мухи в слона.
Необычные предложения.
Перевертыши.
Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.
Комплексный анализ текста
Планирование составлено на основе:
Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009
6.Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002.
Содержание курса (7 класс)
Тема 1.Стили и типы речи. Повторение изученного. Понятие о стилистической норме (лексические нормы)
Тема 2.Сложный план. Языковые средства его оформления.
Тема 3.Виды изложения
Тема 4.Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.
Тема 5.Сочинение – рассуждение в научном стиле.
Тема 6.Сочинение юмористического рассказа (без обращения) на основе услышанного или увиденного.
Тема 7.Сочинение юмористического рассказа (без обращения) на основе услышанного или увиденного.
Тема 8.Сочинение – рассказ по данному началу в художественном стиле.
Тема 9.Составление речевой характеристики комических персонажей.
Тема 10.Роль имени литературного героя в выражении авторского замысла.
Тема 11.Повторение изученного о тексте и его части. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные)
Тема 12.Комплексный анализ текста
В результате изучения факультативного курса у обучающихся формируются УУД
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
поиск и выделение необходимой информации; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; знаково-символические действия, включая моделирование
постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение структурировать знания;
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
составление плана и последовательности действий;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения выбор наиболее эффективных способов решения задач управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятел-тиумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта; определение основной и второстепенной информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; элементы волевой саморегуляции, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивю.конфликта, к преодолению препятствий. Универ. логические действия:
Анализ, синтез, сравнения, классификации объектов;
Установ. причинно-след-х связей, построение лог. цепи рассуждений, док-во;
выдвижение гипотез и их обоснование. Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ Тема
1 Понятие об официально – деловом стиле: особенности жанра, сфера употребления.
2 Стили и типы речи. Повторение изученного.
3 Понятие о стилистической норме (лексические нормы)
4 Деловой стиль «наоборот» (использование официально – делового стиля для создания комической ситуации5 Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.
6 Сложный план. Языковые средства его оформления.
7 Сбор материала сочинению, его систематизация.
8 Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально – деловом стиле.
9 Сжатое изложения повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.
10 Сочинение – описание помещения в художественном и официально – деловом стилях.
11 Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. Включение в текст изложения собственного отношения к описываемому.
12 Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.
13 Сочинение – рассуждение на нравственно – этические темы на основе прочитанного в художественном стиле.
14 Сочинение – рассуждение в научном стиле.
16 Сочинение юмористического рассказа (безобращения) на основе услышанного или увиденного.
17 Сочинение «странного» рассказа (обрамлением) по воображению в художественном стиле.
18 Сочинение – рассказ по сюжетным картинам.
19 Сочинение – рассказ по данному началу в художественном стиле.
20 Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.
21 Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.
22 Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.
23 Рассказ от лица животного.
24 Анализ сочинения. Редактирование морфологических средств языка.
25 Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья)
26 Сочинение на основе фантастической гипотезы
27 Составление речевой характеристики комических персонажей.
28 Роль имени литературного героя в выражении авторского замысла.
29 Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств.
30 Сложный план. Языковые средства его оформления
31 Повторение изученного о тексте и его части. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные)
32 Комплексный анализ текста
33 Комплексный анализ текста
34 Комплексный анализ текста
Планирование составлено на основе:
Уроки развития речи: Метод.пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 7 кл. \ Под общей ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцевой – м.: гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003г.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран