Календарно-тематическое планирование факультатива «Религиоведение»

Календарно-тематический план факультатива «Религиоведение»


Раздел, тема
содержание
Основные
понятия
Количество часов
реальное
(рекомендуемое)
Календарные сроки


Глава І.
Предмет религиоведения


2 (4)


1.
Вводное занятие. Предмет религиоведения
Содержание и структура курса. Религиоведение как наука и предмет. Понятие о религии. Религия как неотъемлемая часть истории человечества. Структура религиозного сознания: религиозная вера, религиозное вероучение, религиозная идеология. Религия и духовная культура. Религиозные и национальные традиции.
Историческая взаимосвязь религий и политики. Атеизм. Воспитательное значение религии. Конституция Республики Казахстан о религиозных верованиях граждан, свободе совести и религиозных организациях.
Вопросы духовного мира человека, нравственности и гуманизма, гармоничного взаимодействия с внешней природой и общественной средой в произведениях Аль-Фараби, Ходжа Ахмета Ясави, Абая, Шакарима. Воспитательный потенциал тношение богов и людей в греческой мифологии и его воспитательное значение. ловека. тание. влияющих ежду людьми и народами;
реучебного пособия Ыбырая Алтынсарина «МaсылмандыK тaтKасы».

1


2.
Религии в мире


1



Глава ІІ. Древные религии


6 (10)


3
Возникновение и становление древних религиозных верований
Возникновение древних религиозных верований. Религия и мифология. Религиозная мифология и ее виды.

2


4,5,6.
Религии периода древнего мира
Шумеро-Аккадская древняя религиозная мифология и ее значение в воспитании человека. Мир и бытие человека в шумеро-аккадских религиозных верованиях. Мифы и религиозные традиции древнего Египта, и их место и роль в воспитании человека. Особенности религиозных верований и традиций в Древней Греции. Отношение богов и людей в греческой мифологии и его воспитательное значение.
Особенности религиозных традиций в Древнем Риме и их воспитательное значение.
«Веды» – священные писания в Древней Индии. Их роль и место в воспитании человека.
Религии Древнего Китая – конфуцианство – и его роль в пропаганде нравственных и гуманистических основ воспитания. Синтоизм – национальная религия японцев. Священные писания «Кодзики» и «Никонги» и их роль в воспитании человека.

2


7,8
Религии периода средневековья
Миф о Заратуштре. Воспитательные особенности «Авесты». Распространение зороастризма в Казахстане.
мировоззрение древних тюрков. Древняя руническая письменность тюрков. Историческое значение и воспитательная суть поэмы «Тоныкок», написанной на камне. Махмут Кашгари, Лев Гумилев и другие мыслители о тюрках и о Тенгри. Отражение тенгрианства в традициях и праздниках народов.

2



Глава ІІІ. Мировые религии


18 (12)


9,10
Буддизм - самая древняя
мировая религия
Возникновение вероучения буддизма и его проявления в традициях и праздниках.

2


11,12
Буддизм и мораль.
«Четыре святые истины». Буддизм и мораль.

2


13,14
Основы иудаизма
Особенности иудаизма и основа его вероучения.

2


15,16
«Тора» - священная книга евреев
«Тора» – священная книга евреев и его роль в формировании нравственных ценностей.

2


17,18
Христианство
Христианское (православное, католическое, протестантское) вероучение и его проявления в традициях и праздниках.

2


19,20
Библия – памятник мировой культуры
Роль и значение Библии в воспитании человека.

2


21,22
Ислам
Исламское вероучение и его проявления в традициях и праздниках.

2


23,24
Коран – памятник мировой культуры
Роль и значение Корана в духовно-нравственном воспитании человека.

2


25,26
Традиционные религии в современном мире
Нравственный аспект в диалоге религий

2



Глава ІV.
Религиозная ситуация
в Казахстане


5 (6)


27
Мировые религии в современном Казахстане
История распространения традиционных религий в Казахстане. Историческая роль ислама в консолидации казахского народа.

1


28
Христианство в Казахстане


1


29
Исламская культура в Казахстане
Исламская культура в Казахстане и ее проявления в литературе и искусстве. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан.

1


30
Религиозные течения


1


31
Деструктивные религиозные организации


1



Глава V. Заключение (2 часа)


3 (2)


32,33.
Итоговое занятие. Консолидирующая роль
Казахстана в духовной сфере
Политика государства, направленная на согласие и межрелигиозную солидарность. Общепланетарное гуманистическое движение по установлению мира и согласия на земле, по созданию новой системы духовно-нравственных ценностей в обществе. Обращение участников ІІІ Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Мир о консолидирующей роли Казахстана в духовной сфере (Ассамблея народов Казахстана) и о большой заслуге (председательство РК в ОБСЕ в 2010 году) в этом Президента РК.

2


34.
Зачетное занятие
Тестирование

1




15