Исследоватеьская работа СМС — новый речевой жанр, влияющий грамотность школьников


X районная научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных школ Черниговского района « Я познаю мир».СМС-новый речевой жанр, влияющий на грамотность школьников.
Выполнил ученица5 класса МБОУСОШ №18п.Реттиховка Черниговского района Приморского краяШирокова Анна ИгоревнаНаучный руководитель –учитель русского языка МБОУСОШ №18
Павликова Юлия Александровна

2016 г.
Оглавление.
Введение. 2
Глава 1. Определение понятий «СМС» и «речевой жанр»
1.1История развития СМС-сообщений 3
1.2Определение речевого жанра 4
Глава 2. «СМС» как новый речевой жанр 5
Глава 3. Влияние СМС-сообщений на грамотность человека 7
Заключение 7
Список литературы 9
Приложение№1 10
Приложение№2 11

Введение.
На улице и в магазине, на переменах в школе мы часто видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS-сообщения, которые стали новой на сегодняшний день формой письменной коммуникации. Большинство её участников – дети и подростки. Постепенно смс- сообщения становятся новым речевым жанром, но не для кого не секрет, что многие учащиеся имеют неустойчивую грамотность. Что же является причиной этому явлению? Все дело в нежелании читать образцовую (классическую) литературу, в неразумном использовании информационных коммуникационных технологий.
Часто родители школьников не рады, что их дети с головой окунаются в мир безграничного текстового общения. Более того, согласно проведенным исследованиям, общение в виртуальном пространстве самым негативным образом влияет на уровень грамотности, а именно на правописание и пунктуацию.
Я заметила, что слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, сообщениях электронной почты, SMS- сообщениях тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково – без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Пострадала и длина ответов, отличающихся чрезмерно мало слов и отсутствием желания учащихся вникнуть в глубину вопроса.
Актуальность моей темы можно объяснить тем, что существуют проблемы, возникшие с появлением SMS-как нового речевого жанра.
Цель нашего исследования – выявить признаки смс как речевого жанра, роль смс в общении, выявить влияние смс на грамотность школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать структуру смс
Выявить особенности стиля
Выявить влияние смс на грамотность школьника
Предметом исследования стали структура, тематика, стилистические особенности смс-сообщений, социологический опрос школьников.
Гипотеза исследования: От частого общения в интернете и повсеместного использования SMS-сообщений, человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения и содержательные фразы. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении SMS - сообщений, то в будущем это приведет к искажению норм русского языка, что влечет за собой «вымирание» языка.
Научно –исследовательские методы:
а) наблюдение за процессом общения школьников,
б) изучение и обобщение опыта работы,
в) опрос и анкетирование.
ГЛАВА 1. Определение понятий «SMS» и «речевой жанр».
1.1 История развития SMS-сообщений.
Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. Нашла его только в Интернете.
SMS (Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный размер SMS в стандарте GSM — 140 байт. Таким образом, SMS-сообщение, написанное русскими буквами, не может превышать 70 знаков.
SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.
Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.
С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
SMS-коммуникация стала знаковым явлением первого десятилетия ХХI века: при помощи SMS назначают и отменяют встречи, обращаются за помощью, советом, возобновляют знакомство и уклоняются от ненужного общения, приносят извинения и не стесняются демонстрировать (чаще, чем при обычном общении) тёплые, искренние чувства, «экономят средства» и не экономят эмоции, «выражают себя творчески» (особенно в поздравлениях) и ценят криативность отвечающего, вступают в игры, в том числе языковые. На сегодняшний день около 80% всего населения используют SMS - сообщения. И каждый, кто общается SMS- сообщениями допускает очень много ошибок.
Современный русский язык располагает сравнительно новым и отличающимся высокой продуктивностью способом словообразования – сокращением (аббревиацией).
В последнее время лексика русского языка имеет все шансы пополниться словами, которые возникли в результате появления универсальной формы коммуникации – SMS-языка. Появлению SMS-языка, сформированного на основе сокращений, способствовало широкое распространение высоких технологий, а именно – мобильных телефонов, разнообразных интернет - чатов, а также благодаря стремлению человека к
1.2 Определение речевого жанра.
Речевые жанры пытались классифицировать, начиная с Аристотеля. Позже свою классификацию предлагали М. М. Бахтин, Н. Д Арутюнова, К. В Кожевникова, Т. В. Шмелёва. Каждый из учёных использовал свою трактовку речевого жанра.
По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник. Я представлю характеристику лишь некоторых, наиболее соответствующих моему исследованию.
1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором происходит:
а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;
б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;
в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).
2. Разговор. По целям общения различаются:
а) информативный разговор;
б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой разговор.
3. Спор. Спор - это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.
Глава 2. «SMS» как новый речевой жанр.
В этой главе я попытаюсь доказать, что SMS как речевой жанр имеет право на существование.
Приводимые в качестве примера сообщения взяты с разрешения обучающихся нашей школы.
Лингвистами выявлено, что характерными признаками речевого жанра являются:
- дистанционность и скорость
- информативность
- монологичность и диалогичность
- языковые особенности
- неформальный характер
- интонирование
- нелинейность во времени (исправлять, дописывать, дописывать)
- обусловленность ситуацией общения
Рассматривая каждый из признаков отдельно, можно увидеть, что:
SMS-сообщения передаются да дальние расстояния и в течение очень короткого времени.Зайди в аську! Пообщаемся! (отправлено подруге в Киев)
Конечно, главная задача SMS донести информацию.
Завтра пара в 8-30!!!
Часто SMS-ки пишут в диалогичной форме
Я в парке, жду тебя! Уже рядом, жди, скоро буду!
Но нередко они пишутся как монологическое высказывание
Давно не общались, давай пересечёмся!
SMS-ки по сути своей есть короткие сообщения, но с целью экономии места, стремлению выдать максимум информации, используются своеобразные сокращения, совмещение русских и английских слов, свойственные только такому типу связи и, к сожалению, проникающие не только в разговорную, но и письменную речь молодых людей. Один из признаков SMS - отсутствие знаков препинания, предлогов, что сближает стиль сообщения с телеграммой.
Прив…кадела:) го домой
Мы ба-шки ждем тя 8
SMS-ки носят неформальный характер. Это подтверждается особыми сокращениями, которые иногда используются и как нарочитые для подчёркивания неформального характера сообщения.
Чёто дубак ща греца буду
Интонирование играет важную роль в SMS-сообщении. Невозможность передать чувства голосом заменяют знаками препинания: многоточие, вопросительные и восклицательные знаки призваны служить передатчиком сложного эмоционального состояния респондента
ВАУ!!!!!!!!!!!!! Хны((((((((((((((((( Ну????? А???? Да ну…
Определенная ситуация общения.
SMS-сообщения часто отправляют в определенной ситуации общения, именно в тот момент, когда происходит данное действие или событие. Как мне кажется, это очень удобно, потому что в нашей жизни бывают ситуации, когда нужна помощь или нужно срочно предотвратить какое-нибудь событие, или просто признаться в своих ошибках после ссоры.
Извинение: Обстоятельства изменились. Извини. Встретимся завтра.
Просьба: Позвони, пожалуйста, отцу. Очень ждет.
Признание: Мамочка, я тебя люблю.
Нелинейность во времени.
SMS-сообщения нелинейны во времени, так как их можно переписывать, исправлять, дописывать.
На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами (написание по фонетическому принципу), компенсирование отсутствия мимики и жестов и заглавными буквами) можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения – это речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры. Глава 3. Влияние СМС – сообщений на грамотность человека.
Сегодня н SMS язык, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких текстовых сообщений. Основные черты смски - краткость, сиюминутность и характер содержания. Популярность SMS настолько велика, что оно стало оказывать серьезное влияние на современный русский язык. Я считаю, что подобные эксперименты могут оказать губительное влияние, как на формирование личности подростков, так и на образовательный процесс в целом.
Отдельные абоненты превращают процесс передачи коротких посланий в уникальную шифровальную процедуру, заменяя некоторые слова буквами ( например, букв ч на цифру 4).
Следует отметить, что засорение лексики подобными сокращениями угрожает нашему языку. Проблема в том, что снижается уровень грамотности среди подростков из-за увлечения SMS-языком. Использование упрощенного варианта общения – максимум информации за короткий промежуток времени – способствует грубому нарушению правил в русском языке:
сонце (солнце), мыца (мыться) – фонетическая орфография;
я тя лю (я тебя люблю) – не несущие смысла части слов отсекаются;
изза (из-за)– опущение дефисов;
сдесь; харашо (хорошо) – ошибки;
Таким образом, мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникают в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом.
Заключение.
Отнесение SMS-сообщении к речевому жанру было сделано мною на основании определенных признаков, не присущих другим жанрам: дистанционность и скорость, информативность и монологичность, диалогичность, языковые особенности, неформальный характер, интонирование, определенная ситуация общения, нелинейность во времени (исправлять, дописывать, дописывать), обусловленность ситуацией общения.
Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу». Благодаря социологическому опросу (Приложение 2), можно сделать вывод, что SMS-сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро, они избавляют от лишних разговоров, мобильные, передают жесты и эмоции. Но проблема данного речевого жанра в том, что образовательной системе придется приложить очень активные усилия по искоренению текстовых сообщений, как формы письменного общения. Звучит это дико, но цена - сохранение языка.
Разумеется, что искоренить текстовые сообщения практически невозможно. И этому есть как минимум две причины. Во-первых, сообщения оказались весьма удачным и популярным способом общения, о чем говорит статистика по количеству посланных SMS. При помощи SMS признаются в любви и разводятся, объявляют о своих достижениях и договариваются о встречах. SMS – также, отличный способ высказать свое мнение человеку, когда не хочется говорить с ним. Во-вторых, учитывая популярность SMS, это - огромный источник дохода для операторов сотовой связи. Поэтому можно предположить, что операторы встанут стеной на пути борьбы образовательной системы с губительным влиянием SMS.
Список литературы.
Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – (http:/www.molodoy.gorny. ru).
Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.
«SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– (http:/www.portfolio.1september.ru.).
Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– (http://lib.socio.msu.ru.).
Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Орфография и пунктуация-М.:Рольф, 1997.
Приложение 1.
Словарь SMS-языка
Прив – привет
Норм –хорошо
Ваще – вообще
Спс – спосибоЧо –что ,чего
Неа –нет
Круть – круто
Телик- телевизор
Инет –интернет
Комп-компьютер
Хош-хочешь
Прикинь- представь
Эт – это
Шпора – шпаргалка
Тема – отлично , мне нравится
Бро - от « brother» брат
ЗЫРИТЬ- СМОТРЕТЬ
Стучать- ябеднечатьНиштяк- хорошо,пойдеттруба- наказание за проделанные поступки
Тормоз- тупой
Молодежный сленг(17-30лет)
Халява – бесплатно
Красава- молодец
Смотаться- сбегать куда нибудьБратэла – брат
Колбасится тусить – танцевать, гулять по клубам, вечеринкам.
Родаки – родители
Батя - отец
Приложение 2.
Анкета для учащихся 7-9 классов (25 уч-ся):
Общаетесь ли вы SMS - сообщениями? «Да» - 20 «Нет» - 0% (0 чел.) «Не всегда»-5
При оформлении SMS - сообщения на что вы больше обращаете
внимание: на краткость, быстроту или грамотность?
«На краткость» - 7 «На быстроту» - 15 «На грамотность» -3
Влияет ли SMS - сообщения на грамотность?
«Да» - 3 «Нет» - 14 «Не знаю» - 8
Всегда ли вы соблюдаете правила русского языка? «Всегда» - 14 «Редко» - 6 «Часто» - 5