Исследовательская работа по русскому языку: СМС-сообщения


Министерство образования Республики Мордовия
Региональный учебный округ Лямбирский муниципальный район
МОУ «Саловская СОШ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
« Влияние SMS-сообщение на грамотность старшеклассников»
Автор: Захарова Татьяна
Коммунар, 2016Содержание
Введение………………………………………………………………… 3-4
Глава1. Из истории развития SMS-сообщений………………………………. 5
Что такое SMS?......................................................................................................... 5
Появление и развитие SMS-сообщений………………………………………... 5
Особенности оформления SMS-сообщений…………………………………… 7-11
Вывод по 1 главе………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Прикладные аспекты влияния SMS на грамотность пользователей 12-14
Заключение ………………………………………………………………………. 15
Список литературы……………………………………………………………… 16
Приложение……………………………………………………………………….. 17-18
Введение
В наш информационный век уровень грамотности и культуры речи значительно снизились. Многие мои сверстники стали писать и говорить, нарушая нормы русского языка. Но наш язык - это великое богатство, которое мы должны беречь, хранить и развивать. Мы же в последнее время засоряем его иностранными словами, упрощаем и перестаем уделять должное внимание культуре речи и грамотности. Именно поэтому я решила начать это исследование и установить причину, влияющую на падение уровня общей грамотности и культуры речи.
ГипотезаВнедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями (через SMS) приводит к обязательному снижению орфографической и синтаксической грамотности.
Объектом исследования выступают учащиеся 10-11 классов МОУ «Саловская СОШ.
Предмет исследования: тексты SMS учащихся 10-11 классов.
Цель исследования: рассмотреть вопрос влияния все более распространяющейся практики обмена короткими интерактивными сообщениями на грамотность учащихся 9 класса. Задачи исследования:выяснить объективные причины возникновения практики обмена интерактивными короткими сообщениями, цели использования их в жизнедеятельности современного человека;выявить основные особенности оформления SMS-сообщений.
выяснить степень влияния использования интерактивных коротких сообщений на грамотность учащихся 10-11 классов «МОУ «Саловская СОШ».
Актуальность исследования связана с одной стороны с возрастающей популярностью SMS как способа коммуникации, особенно среди молодежи, с другой стороны – с все понижающейся грамотностью письменной речи у учащихся школ.
В ходе работы мы опирались на следующие методы исследования:
наблюдения и анализа;
социологический (проведение анкетирования 10-11 классов);
анализ текстов SMS учащихся
анализ ошибок в тетрадях для контрольных работ и по развитию речи учащихся 10-11 классов.
описания;
изучения документальных и литературных источников информации.
Теоретическая значимость заключается в описании особенностей оформления SMS как одного из жанров современного делового общения.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении раздела «Культура речевого общения» в школьном курсе русского языка.
Глава 1. Из истории развития SMS-сообщений.
1.1 Что такое SMS?
Аббревиатура SMS (Short Message Service) переводится как служба коротких сообщений. Сегодня это наиболее популярное средство общения, которое служит для обмена информацией в любом месте и в любое время при помощи сотовой связи. Сейчас, благодаря расширению сервиса услуг, стала возможна отправка сообщений через интернет, что более удобно и привлекательно для многомиллионного числа пользователей. Даже при отсутствии мобильного телефона, можно отправить SMS - сообщение любому абоненту в любую точку России, стран ближнего и дальнего зарубежья. А некоторые операторы связи позволяют отправлять сообщения заранее, с доставкой абоненту в любой назначенный вами день и в любое время суток.
1.2 Появление и развитие SMS-сообщений.
Десять лет назад служба отправки коротких сообщений Short Message Service (SMS) стала пользоваться успехом на рынке. Некогда бесплатная служба сегодня представляет собой гигантский бизнес и является мощной социальной машиной, которая объединяет людей в группы, обеспечивает эмоциональное общение.
Как пишет Der Standard, десять лет назад, когда люди начали интересоваться мобильными телефонами, ставшими вполне доступными, и их возможностями, все считали, что эти приборы предназначены только для того, чтобы разговаривать.
Так, немецкая газета Handelsblatt в конце 1996 года решила опубликовать статью, в заголовке которой содержалась сенсационная новость: "Мобильные телефоны принимают SMS -сообщения". В статье рассказывалось о загадочной услуге SMS, которой располагает большинство телефонов. Эта дешевая возможность пересылать короткие сообщения могла заинтересовать фирмы, которые хотели создать систему передачи информации для своих служащих, работающих вне офиса, или работников аварийных служб. Единственный недостаток, писала газета Handelsblatt: никто из абонентов не знает, что его мобильный телефон может отправлять такие сообщения.
Систему для пересылки коротких, длиной максимум в 160 символов сообщений – за которыми в скором времени закрепилось название SMS, – инженеры встроили в телефоны как маленькое приложение, не возлагая на нее никаких особых надежд.
Однако вскоре абоненты обнаружили незаметную службу, тем более что вначале отправка сообщений была бесплатной. Вскоре появились первые статьи, в которых речь шла о молодых людях, которые договаривались о встрече посредством сообщений или сообщали друг другу о контролерах в транспорте. Газета Die Zeit в августе 1996 года писала, что одна новая компания рассылает до 8000 сообщений в день своим 500 сотрудникам.
Эти цифры у сегодняшних специалистов вызывают такую же улыбку, как у их коллег в те времена, когда SMS только появились и их спрашивали о будущем этой службы. За несколько лет бесплатная некогда служба превратилась в гигантский бизнес. Так, например, сегодня одна только сотовая компания T-Mobile в Австрии рассылает около миллиона SMS-сообщений в день, минимум сообщение стоит 10 центов. В Германии в 2004 году люди обменялись 23 миллиардами SMS (шестью годами раньше сообщений было всего миллиард).
Основные черты SMS-ки как жанра - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик SMS-ок, но, на мой взгляд, не приводят к засорению языка как такового.
СМС этикет...Всегда нужно выражать свои мысли грамотно и красиво. В данной категории собрана информация, которая поможет вам правильно писать СМС сообщения.
· Обрывать SMS-беседу без объяснения причины так же грубо, как и неожиданно положить телефонную трубку в самый разгар разговора. · SMS - средство неформального общения. SMS не должны использоваться для официальных приглашений или информирования о важных известиях. · Не стоит расстраиваться и обижаться, если вам не ответили на отправленное письмо. Сначала следует убедиться, что получатель сообщения знаком с этим сервисом и действительно получил послание · Важно всячески подчеркивать тон текстового сообщения. Благоразумное использование символа улыбки может помочь при переписке, хотя следует помнить, что наилучший путь избежать неправильного понимания подробнее объясняться словами. · Не следует пользоваться SMS, занимаясь другими делами. Это запросто может обидеть адресата письма.
· Не надо донимать SMS-беседами по ночам. В то время как одни люди поздним вечером могут бодрствовать, другие уже давным-давно спят. · Если дело срочное, лучше связаться по телефону. Если до абонента невозможно дозвониться, а текстовое сообщение игнорируется, значит, этому есть веская причина. Возможно, что собеседник слишком занят, чтобы ответить. · Всегда стоит помнить, что мобильный телефон в любое время можно выключить. На свете есть много вещей, которые, на самом деле, могут подождать. · Стоить помнить, что прочитать сообщение может не только адресат. Если сообщение секретное, то лучше в конце подписывать "После прочтения удали".
1.3 Особенности оформления SMS-сообщений.
SMS-сообщения - это своеобразный "мини-текст", который содержит интересующую человека информацию, поэтому в написании SMS, как и в тексте существуют определенные, общепринятые правила оформления. Самые распространенные SMS-сообщения содержат несколько простых, но содержательных по смыслу предложений (в основном 2-3):
Привет! Как дела? Чем занимаешься? Пока.
При написании SMS-сообщений самыми распространенными фразами являются: "Привет!", "Как дела?", "Где ты?", "Перезвони!" и многие другие.
Во многих моделях телефонов есть так же возможность создавать шаблоны сообщений. Это удобно, если приходится посылать сообщения сходного содержания.
Оформление SMS-сообщений зависит от ситуации, в которой находится отправитель. Часто необходимо быстро передать информацию, и тогда оформление SMS уходит на второй план.
Но иногда бывают случаи, когда SMS-сообщения отправляют по какому-либо поводу (День рождение, 8 Марта, 23 февраля, День Святого Валентина и т.д.). Это занимает намного больше времени, и поэтому их написание планируется заранее. Такие сообщения больше по объему и отличаются содержательностью и законченной мыслью.
Например: В этот утренний час пробужденья
В твоей жизни прибавится год.
Поздравляю тебя с Днём рожденья,
И пусть молодость вечно живёт.
Пусть глаза твои счастьем сияют,
И цветут лишь улыбкой цветы.
Счастья в жизни тебе я желаю,
Пусть становятся явью мечты!
Как правило, есть множество людей, которые соблюдают пунктуацию и орфографию в оформлении SMS-сообщений, но иногда встречается неправильное написание слов, неправильная расстановка знаков препинания, неправильное построение предложений, пропуск некоторых предлогов и множество других ошибок, на которые большинство людей не обращают внимание. Реакция людей на получение SMS с ошибками различна: одни недовольны, другие игнорируют это:
Я на уроке перезвони позже (пропуск знаков препинания);
Извини,чтонеприехала (слитное написание слов);
Паздравляю С Новым годом! (неправильное написание слов).
SMS обычно состоят 1-3 не сильно распространенных предложения. Это вызвано желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить деньги. В одном SMS-тексте содержится 70 символов. SMS-ки - явление с лингвистической и психологической точки зрения скорее позитивное. Человек, пишущий SMS-ки , старается быстрее написать сообщение и при этом уложиться в минимальное количество знаков. Для этого используются различные виды «сжатия» текста: компрессия, транслитерация.
1. Компрессия текста.
Объем SMS-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Сознательно или бессознательно у SMS- автора актуализируются процессы свертывания речи. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а) графических: щас <- сейчас, skoko <- skol'ko (сколько), 2U <- to you;
б) синтаксических: отсутствие знаков препинания (Поздравляю Днём рождения Удачи Счастья);
отсутствие пробелов (Какдела?);
использование неполных предложений (Я в кино).
в) морфологических: еду короче, чем уезжаю, говорил короче, чем поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) лексических (часто с использованием иностранных слов): тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shop короче, чем магазин.
2. Транслитерация.
Вторая задача, стоящая перед автором SMS-ок и активизирующая его языковое чутье, - это так называемый транслит - необходимость набирать русские слова латиницей (так приходится делать пользователям нерусифицированных телефонов).
Kupi moloko, maslo.
Эмоции в SMS-сообщениях можно передать, используя языковую игру и смайлики.
3. Языковая игра.
Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в нас не только в детстве "А если так?".
Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие - из озорства.
- Priedu popozzzhe nemnozzzko)- Яснононо4. "Похлопывания".
Наконец, важнейшей чертой SMS-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. SMS-ки, в большинстве своем, передают не только информацию (По СТС идут прикольные мультики), или запрос об информации (Иришка. А не знаешь у Пахомова есть толковый словарь?), или побуждение к действию (Mozhe6 perezvonit' sro4no?), но и то, что Э. Берн называет "похлопываниями", необходимыми каждому человеку для хорошего эмоционального состояния:
Любим. Ждем.
Фатика (контактоустанавливающие и контактоподдерживающие высказывания) составляет значительный процент содержания SMS-ок: экономя на местоимениях и глаголах, урезая слова и предложения, авторы SMS-ок не жалеют места на Привет! Как дела?; Спокойной ночи! Сноффффф; Dobroe utro, truba zovet! :-); Приготовься, сейчас буду тебе сниться и подобные "похлопывания".
Когда целью SMS является поздравление, адресант обычно не намерен скупиться на знаки:
Привет, с праздником! Пусть на весь грядущий год вьюга счастья наметет, пусть положит в изголовье Дед Мороз мешок здоровья! Целую.
5. Смайлики.
SMS – общение – это письменное и дистанционное общение.Вследствие того что переписывающиеся люди находятся на расстоянии друг от друга и не видят друг друга, они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. В SMS-общении этот недостаток компенсируется «смайликами» (от англ. «smile»- улыбка).
Смайлик, эмограмма или эмотикон, - это графический символ, используемый для выражения эмоции. Удобство его в том, что он, во-первых, просто рисуется, что позволяет легко использовать его на письме, а во-вторых, что намного важнее именно для Интернета и SMS, легко вставляется в печатный текст без использования каких-либо дополнительных средств. Почему? Потому что для них найдена гениально простая типографическая форма. Еще Владимир Набоков, жалуясь на некоторое неудобство словесного языка в эмоциональном плане, писал: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос». Набоков, несомненно, был бы рад узнать, сколько таких типографических знаков было придумано и как они функциональны. Самый первый классический смайлик – это улыбка, откуда и пошло его название. Он выглядит очень просто:
:)
 Двоеточие и скобка. Иногда к ним добавляют дефис:
:-)
 С помощью двух или трех таких простых знаков общепринято выражается радость, шутка, удовольствие и в целом положительные эмоции. Это действительно универсальный символ. Его значение сегодня известно буквально каждому.
В активном использовании сейчас насчитывается около тридцати разных смайликов, отвечающих разным оттенкам эмоциональной экспрессии.
:) - улыбающийся
;) - подмигивающий
:( - грустный:D - смеющийся
( См. Приложение №1)
Место смайлика в SMS-ке не зафиксировано жестко, нет правил его постановки, хотя наблюдается тенденция ставить его либо после законченной фразы, тогда он дополняет ее, либо перед ней, либо вместо нее - в качестве отдельной логически законченной смысловой конструкции. Примеры постановки смайликов:
Привет:) Как все прошло? Звоню-звоню, а ты не отвечаешь >:/
Спокойной ночи :*
~8-0 !!! Я в шоке!!!
:)))))))))
:( Жаль. Нет, наверное, не смогу :(((
Вывод по 1 главе
Основные черты SMS-ки как жанра - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв.
SMS-тексты имеют следующие особенности: электронный способ передачи информации, письменная форма, ограниченность в объёме, неформальность общения, транслитерация, обилие сокращений, орфографических и пунктуационных ошибок, компенсирование отсутствия эмоций смайликами. Всё это даёт возможность сделать вывод, что SMS- новый речевой жанр.
Глава 2. Прикладные аспекты влияния SMS на грамотность пользователей
(на примере учащихся 10-11 классов МОУ «Саловская СОШ»)
Для более полной картины исследуемой темы мы провели анкетирование среди учащихся 10-11 классов МОУ «Саловская СОШ». Им были предложены следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое SMS-сообщения?
2. Для чего нужны SMS сообщения?
3. Как часто вы пользуетесь SMS сообщениями?
4.Удобно ли пользоваться SMS услугами? Почему?
5. Как вы считаете, нужно ли соблюдать правила русского языка при написании SMS-сообщений?
Из 6 опрошенных 66,4 % считают, что SMS – это один из типов общения между людьми. 33,2 % думают, что SMS нужно только чтобы общаться. Практически 100 % часто пользуются данной услугой. 100 % считают, что пользоваться данной услугой удобно, так как это быстро и дешево.
А больше всего тревожит то, что большинство учащихся (66,4%) считают, что необязательно соблюдать правила русского языка при написании SMS- сообщений.
Приведу выдержки из анкет на вопрос №5 (Как вы считаете, нужно ли соблюдать правила русского языка при написании SMS-сообщений?)
-Обязательно, нужно показать себя грамотным! – 16,6 %
- Когда как. Если спешишь, то нет, а если есть время – можно и написать грамотно – 16,6%
- Писать грамотно иногда не позволяет недостаток денег на счету - 49,8%
- Необязательно. – 33,2%
Так влияют ли SMS-сообщения на грамотность учащихся 10-11 классов моей школы? С этой целью были проанализированы тексты SMS-сообщений учащихся 10-11 классов (6 учащихся).
Примеры Ошибки Объяснение, почему допущены эти ошибки.
Привет
Как дела Отсутствие знаков препинания в конце предложения. Экономия количества знаков в SMS.
Я делаю уроки а ты сделал историю?
Котенок чем занимаешься? Отсутствие знаков препинания в ССП.
Отсутствие знаков препинания при обращениях Экономия количества знаков в SMS или ошибка?
Чё делаешь?
Я даже не знаю че учить то по ней надо!
С улицы щас только зашел Использование просторечия. Просторечие – это интересно.
Когда придёш?
Ты сможеш прислать фотку?
Привет! Чем занимаешся? Пропуск ь после шипящих на конце глагола. Экономия количества знаков SMS или ошибка?
Если я реально незнаю во сколько освобожусь! Правописание частицы не с глаголами. Незнание правила.
Если не сдам то пойду, а экзамены надо сдавать: обшество, русский с литрой физру Использование сокращений.
Неправильное построение предложений.
Экономия количества знаков SMS
Да всякую фегню. Использование жаргонной лексики. Это прикольно.
ПоздравляюсНовым годом! Отсутствие пробелов между словами. Экономия количества знаков в SMS.
ПОМОГИ!!! Написание всего слова заглавными буквами. Эмоциональное выделение слова.
Привет :)Жаль : (((Использование символов, не предусмотренных правилами русского языком. Для выражения эмоций.
Затем для сравнения с помощью учителя были проанализированы тетради для контрольных работ и по развитию речи учащихся 10-11 классов на предмет выявления ошибок, перечисленных выше.
Такие ошибки, как отсутствие знаков препинания в конце предложения, отсутствие пробела между словами, написание всего слова заглавными буквами, сокращений в работах учащихся отсутствуют
Нет в сочинениях и просторечий «чё», «щас». И уже тем более не встретились в работах смайлики.
Были обнаружены в работах такие ошибки, как отсутствие ь после шипящих в глаголах, не с глаголами, знаки препинания в ССП, выделение обращения. (Но эти учащиеся имеют по русскому языку отметку «3»).

Заключение.
В результате исследования я пришла к выводу, что своеобразное написание текстов SMS прямого негативного влияния не оказывают на общую грамотность учащихся 10-11 классов МОУ «Саловская СОШ». Это можно воспринимать как молодёжный сленг.
Учащиеся осознают, что они не всегда соблюдают правила русского языка, общаясь с помощью SMS, что следить за грамотностью при создании сообщений непринципиально, так как главное – передать информацию, а писать грамотно иногда не позволяет «недостаток денег на счету».
Считаю, что цели, поставленные в работе, выполнены. Данное исследование можно предложить учащимся 8-9 классов для ознакомления с этикетом написания и использования SMS-сообщений, их лингвистическими особенностями, а также познакомить с коллекцией наиболее используемых смайликов.
Список литературы
1. Болдушева О.А., Григорова Н.А., Задояный В.И. Лингвистические особенности оформления SMS-сообщений.- Москва. - «Академия», 2000г., с134-167.
2. От письма к SMS-сообщению. //Журнал «Русский язык в школе».- 2008г, №6, с.25-28.
3. Статья М.Ю.Сидорова "Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?", (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва), с.43-44.
Сайты в Интернете:
1.Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
2.Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
3.Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– (http://lib.socio.msu.ru.).

Приложение №1
Семантика смайлика.
Без носа С носом Значение
:) :-) Улыбка, шутка
:( :-( Грусть, разочарование
=) =-) Открытая радость
:> :-> Усмешка, хихиканье
:] :-] Улыбка во весь рот
:D :-D Смех
:} :-} Сарказм
;) ;-) Подмигивание, заигрывание
:Х :-Х Молчание
8(8-(Удивленное разочарование
B-о Изумление
%) Радостное удивление
|-o Зевота
:S :-S Смущение
:| :-| Равнодушие или скука
:/ :-/ Недоверие, сомнение
:ь :-ь Дразнящее показывание языка
:* :^*
или
:-Ф Поцелуй
:0) Шалость, дурачествоСмайлики со вспомогательными средствами
Символ Значение Вспомогательное средство
:-‘ Все равно, плевать Слюна
:’) Трогательная радость Слезинка
:’( Печаль Слезинка
:-E Могу укусить Зубы
>:( Злость Брови
~:0 Ужас (волосы дыбом) Волосы