Конспект урока по окружающему миру на тему Что у нас над головой? (1 класс)


1 класс. Окружающий мир.
Тема « Что у нас над головой?»
Цели:- уточнить знания о дневном и ночном небе, сообщить элементарные представления об облаках, Солнце, Луне, созвездии Большой Медведицы;
- развивать представления о формах и размерах предметов;
-воспитывать интерес к различным природным явлениям.
Куб, тарелка, мяч (у учителя).
Картинки с изображением Мудрой Черепахи, Муравьишка.
Компьютер.
Экран.
Учебник “ Мир вокруг нас” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику (у каждого ученика).
Электронное приложение к учебнику “ Мир вокруг нас” А. А. Плешакова 1класс
Ход урока
1. Организационный момент.
Есть волшебные слова:Скажешь, сразу тишина.Повнимательней, дружок,Начинается урок
2. Актуализация знаний
Муравьишка принёс вам в конверте вопросы. Помогите ему ответить на них.
- Как называется наша страна
-Какие народы живут в России?
-Чем различаются представители разных народов?
-Что такое столица?
- Какие достопримечательности есть в Москве?
-Что мы называем малой родиной?
- Какие новые сведения вы узнали о нашем городе?
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
-Муравьишка, как и вы отдыхал в выходные. Он лежал на пригорке в лесу и смотрел вверх. Как вы думаете, что он мог увидеть? ( дети перечисляют: Солнце, небо, облака, звёзды, Луну)-Молодцы, вы правильно ответили. Муравьишка решил обо всём этом узнать подробно и обратился к Мудрой Черепахе. А о чём мы с вами будем узнавать на уроке? ( Что у нас над головой?)
Слайд №1-Дети ещё раз читают тему урока.
Отгадайте, о чём Муравьишка спросил сначала у мудрой Черепахи?
Слайд №2
Белая вата плывёт куда-то( облака)
Слайд №3
-Посмотрите, на что похожи эти облака? (на горы, на волны)
- Такие облака называются кучевыми. Когда на небе такие тучи темног цвета, то может пойти дождь.
Слайд №4
- Что напоминают эти облака? ( полоски, пешеходный переход, перья)
Слайд № 5
- Вы правильно заметили, что они похожи на перья. Эти облака называют перистыми.
Слайд №6,№7
-Как расположены эти облака? ( друг над другом)
-Их расположение напоминает слои в торте. Эти облака называются слоистыми.
Прав ли был Муравьишка, сравнивая в загадке облака с ватой? ( Да, они похожи)
-А из чего состоят облака на самом деле?(облака –это пар)
Откройте рабочие тетради на стр.10. Отметьте, какие облака сегодня на небе. Как они называются?( Кучевые облака)
Следующий вопрос от Муравьишки
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар
А как выпустит из рук
Станет вдруг светло вокруг( Солнце)
Слайд №8
-Кто знает, что такое Солнце? ( это звезда, большой огненный шар)
Слайд №9
-Прочитайте, что такое Солнце.
-Солнце-огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли
-Посмотрите на предметы, которые у меня на столе(тарелка, кубик, мяч)
- Какой из этих предметов похож формой на Солнце ( дети называют предметы, объясняют свой выбор)
-Какие ещё предметы формой похожи на Солнце ( воздушный шар, снежок, апельсин)
4. Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.Поднимаем руки мы по команде “раз”А над нами весело шелестит листваОпускаем руки мы По команде “два”.
- Отгадайте следующую загадку:
В голубой станицеДевица круглолицаНочью ей не спится-В зеркало глядится.( Луна)
Слайд №10
-Как называют Луну, когда мы её видим не всю, а лишь небольшую часть? ( Месяц)
Слайд №11
-Светит ли Луна сама, как Солнце? (ответы детей)
-Вы правы, ребята, сама Луна не излучает свет, она, как зеркало отражает свет Солнца.
- Что же это такое?
Рассыпалось ночью зерно,Глянули утром – нет ничего.( Звёзды)
Слайд №12
-Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).
Чтение учителем описания ночного неба (Атлас-определитель “От земли до неба”, стр. 206, 1абзац).
-Звёзды, как и Солнце, огненные шары. Они находятся ещё дальше от нас, поэтому мы их видим маленькими, сверкающими точками. Некоторые звёзды на небе расположены близко друг к другу. Такие скопления, объединения звёзд называют созвездия.
Слайд №13
- На что похожи яркие звёзды на слайде? ( ответы детей)
- Многие из вас правильно подметили, что похожи на ковшик. Есть такая загадка:
Из какого ковша Не пьют, не едят,А только на него глядят?
- Правильно это созвездие называется Большая Медведица. В него входит много звёзд, но чтобы найти его на небе, надо сначала отыскать ковш.
Слайд №14
-Вам, наверно, интересно, как на небе очутилась медведица. Послушайте древнюю сказку:
Жила-была  прекрасная Каллисто и её сын Аркас. Злая волшебница превратила Каллисто в медведицу. Она стала жить в лесу среди других зверей. Её сын вырос и стал охотником. Однажды он, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но добрый волшебник не допустил преступления: превратив сына также в медведя, он перенес обоих на небо. На небе есть созвездие Малой Медведицы и Большой медведицы.
Слайд №15,16
-На небе много красивых созвездий. Одно из них- созвездие Орион. Его легко увидеть на небе по трём ярким звёздам. Это пояс охотника Ориона. Попробуйте вечером вместе с родителями отыскать на небе эти созвездия.
5. Закрепление полученных знаний.
-Мудрая черепаха хочет проверить, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.(Выполнение тестов и повтор сведений по электронному приложению к учебнику)
6. Самостоятельная работа
-На стр.10 в рабочей тетради соедините звёзды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.
7. Итог урока.
Во время урока вы узнали о том, что у нас над головой. Что же? (Ответы детей).
О каких созвездиях вы узнали? Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой!