Конструкт урока по математике для 3 класса по теме: «Прямоугольный параллелепипед»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока по математике
для 3 класса по теме: «Прямоугольный параллелепипед»
Разработчик:
Марамзина А.,
Студентка 3 «Б» группы.
Методист:
Мадыгина Т.А._______________
Учитель:
_____________________________
Камышлов, 2016
Тема: «Прямоугольный параллелепипед»
Класс: 3
Дата:
Цель: познакомиться с понятием и элементами прямоугольного параллелепипеда (ребра, вершина, грани)
Задачи:
Личностные:
Формировать понимание практической значимости данной темы для собственной жизни;
Формировать желание решать задачи исследовательского плана;
Развивать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
Метапредметные:
Познавательные:
Формировать специфические для математики логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, построение рассуждений);
Развивать умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема);
Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
Регулятивные:
Развивать умения самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Развивать умения выполнять проверку вычислений, ответа задачи;
Формировать умения располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному чертежу или описанию;
Формировать умения проводить рефлексию своих действий;
Коммуникативные:
Развивать логическое, эвристическое и алгоритмическое мышление.
Развивать умения корректно формулировать свою точку зрения;
Развивать умения оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
Предметные:
Формировать умения находить изображение прямоугольного параллелепипеда, его элементов (рёбра, вершины, грани);
Формировать умения преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда, дорисовывая недостающие элементы;
Развивать навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
Формировать умения выполнять разметку по линейке;
Развивать математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышать внимание к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формировать навыки учебного труда;
КУМО: наглядный материал, тетрадь, листы с заданием.
Ход урока
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Методы и приемы
Организационно-мотивационный 1 мин. - Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Алексеевна, сегодня я буду проводить у вас урок математики. Присаживайтесь, пожалуйста.
Математика-наука,Хороша и всем нужна,Без нее прожить нам трудно,Без нее нам жизнь сложна.
Приветствуют учителя.
Присаживаются за рабочее место.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
-выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое.
Коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышать. Словесный метод (слово учителя). Фронтальная форма
Актуализация знаний. 5 мин. - Прежде чем приступить к познанию нового, предлагаю вспомнить некоторые геометрические фигуры, которые нам знакомы.
- Кто знает, что это за фигура? (Показываю прямоугольник)
- Что вы знаете про прямоугольник? (Сколько у него углов, какие они?)
- Это плоская или объёмная фигура? Почему?
- А что вы скажете про эту фигуру? Она плоская или объёмная? (Показываю куб)
- Правильно, объёмные фигуры «возвышаются» над листом бумаги.
- А кто знает, что это за фигура? Мы знакомы с ней? (Показываю прямоугольный параллелепипед).
- Давайте попробуем её описать. Она объемная или плоская? На какую фигуру она похожа?
- Чтобы узнать, как она называется, решите примеры на карточках (Приложение 1) и в таблицу ответов впишите соответствующие буквы. Давайте разберем первый пример совместно. Сколько будет 8 умножить на 5 и прибавить 45? (85). Найдем в нашей таблице число «85» и впишем первую найденную букву нашего слова. Работу выполняйте в паре.
Когда закончите выполнять задание поднимите руку, чтобы я увидела кто все сделал. На работу вам дается 3 минутки.
Отвечают по поднятой руке:
- Прямоугольник
- Четырехугольник, у которого все углы прямые
- Плоская, т.к. укладывается на одной какой-либо плоскости. Все её точки принадлежат этой плоскости.
- Это куб – объёмная фигура – её точки не располагается на одной плоскости.
- Нет
- Она объёмная, похожа на куб
Слушают задание, выполняют работу в парах.
П 8*5+45 (85)
Л 12:2+5 (11)
Е (28-23)*6 (30)
П 18:9 (2)
А (20-8):2 (6)
А 5*2 (10)
Р 16:2 (8)
И 7*10+5 (75)
П 8*8+6 (70)
Е 50:5*10 (100)
Д 100+10*2 (120)
Л 3*(18:2) (27)
Е (24+16):2 (20)
Л 8*2 (16)
2 6 8 10 11 16 20 27 30 70 75 85 100 120
па ра л л е л е пи пе д
Регулятивные: -проведение
учащимися анализа своих действий;
Познавательные:
мотивировать учащихся к выполнению пробного действия.
Личностные:
-развитие познавательных интересов и учебных мотивов.
Словесный метод (слово учителя), практический метод (работа с карточками), наглядно-демонстрационный метод.
Фронтальная форма, работа в парах
Постановка темы и задач урока. 3 мин - Что у вас получилось ребята?
- Значит, о какой фигуре мы будем говорить на уроке?
- Правильно! Тема нашего сегодняшнего занятия «Прямоугольный параллелепипед». Обратите внимание, что слово параллелепипед пишется с двумя буквами «Л»
- Ребята, я предлагаю, чтобы каждый из вас проговорил нашу тему: «Прямоугольный параллелепипед». Давайте попробуем проговорить её все вместе по слогам «ПРЯ-МОУ-ГО-ЛЬНЫЙ ПА-РА-ЛЛЕ-ЛЕ-ПИ-ПЕД». А сейчас проговорим нашу тему по цепочке с первого ряда, первой парты.
- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?
- А что, на ваш взгляд, мы сегодня научимся делать?
- Молодцы! - Параллелепипед
- Прямоугольный параллелепипед
- Что такое прямоугольный параллелепипед
- Как называются элементы параллелепипеда
- Где в жизни мы встречаемся с пр. параллелепипедом.
- Показывать элементы пр. пар.
- Рисовать пр. пар. Метапредметные:
Понимание цели и задач урока;
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи;
Умение обосновывать своё мнение; Словесный метод (слово учителя, беседа). Фронтальная форма
Открытие нового знания 15 мин - Кто помнит первую нашу задачу?
- Давайте попробуем дать определение нашей новой фигуре (вопросы-подсказки: Какая это фигура? (геометрическая), Эта фигура объемная или плоская? (объемная), Из чего состоит данная фигура? (из прямоугольников)).
возьмём в руки эту фигуру (у каждого на столе).
- А теперь посмотрим, какое определение пр. п-ду даётся в словаре.
Прямоугольный параллелепипед — объёмная фигура, у которой шесть граней, и каждая из них является прямоугольником.
(Расскажите друг другу это определение)
- Молодцы, а кто мне скажет нашу вторую задачу?
- Одним из элементов параллелепипед являются грани. Прямоугольники, из которых составлен параллелепипед, образуют грани пар-да.
- Давайте посчитаем, сколько граней есть у нашей фигуры.
У каждой грани есть границы, проведите пальцем по границам каждого прямоугольника – это рёбра пар-да.
- Сколько же ребер у нашего параллелепипеда?
Концы ребер (углы) – вершины пар-да
- У какой ещё геометрической фигуры такое же число граней, рёбер и вершин?
Это главное сходство этих фигур.
- А в чём их различие?
Т.е. куб – это тот же пар-д, у которого все грани равны.
- А есть ли равные грани у пр. пар-да? (рассмотрите внимательно верхнюю и нижнюю, правую и левую, переднюю и заднюю грани по отношению к вам).
- Что вы заметили?
- А как называются эти грани?
- Какой вывод можно сделать? - Понятие прямоугольного параллелепипеда.
- Это геометрическая фигура, объёмная фигура, состоит из прямоугольников
Рассказывают друг-другу определения
- Элементы параллелепипед.
- 6 граней
- 12 ребер
- 8 вершин
- У куба
- У куба все грани равны
- Да
- Они попарно равны
- Противоположные
- Противоположные грани пр.пар-да равны Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. Словесный метод (слово учителя, беседа), наглядно-демонстрационный метод. Фронтальная форма.
Физминутка
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
Первичная проверка понимания 3 мин - Следующая наша задача порассуждать о том, где в жизни мы встречаемся с пр. пар-дом.
- Сейчас мы поработаем в парах, обсудите с соседом по парте, где в жизни вы встречались с параллелепипед, а затем по цепочке каждая пара назовет один или два примера. Вам дается 1 минута, можете начинать обсуждение. Обсуждают в паре, отвечают на вопрос (дом, комната, коробка, холодильник, кирпич, микроволновка, телевизор, шкаф). Регулятивные: построение учащимися нового знания с использованием предметных действий с моделями на основе задания, вызвавшего затруднение; Словесный метод (слово учителя), практический метод (упражнение). Фронтальная форма, работа в парах
Первичное закрепление 10 мин - Я предлагаю вам убедиться в том, что вы поняли содержание и можете проявить свои знания при выполнении упражнения. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату и классную работу.
- У вас на партах лежат листочки с заданием. Кто-нибудь хочет прочитать первое задание вслух для всего класса? __________читает, а все остальные внимательно слушают.
- На какой вопрос мы должны ответить?
- Давайте постараемся вспомнить сколько у параллелепипеда вершин. Кто помнит, что такое вершина? Покажи пожалуйста всем ребятам вершины на параллелепипеде.
- Правильно, кто помнит сколько вершин мы насчитали? (Давайте посчитаем еще раз.) Запишите ответ в пустой клетке, то есть в пропуске на карточке.
- Мы только что сказали, что вершина- это углы параллелепипеда, то есть концы ребер. Давайте же вспомним, что такое ребра параллелепипеда? Сколько же у нашего пар-да ребер? Не забудьте записать ответ.
- Молодцы, мы еще раз вспомнили, что такое ребра. А что же такое грани? Покажи ребятам грани на параллелепипеде. Сколько граней? Давайте запишем это число в пропуске.
- Кто мне скажет на какой вопрос в этом задании мы еще не ответили?
- Кто может ответить мне на этот вопрос? Запишите ответ.
- Второе задание вы должны выполнить самостоятельно. Для начала составьте пример у себя в тетради, не забудьте прописать букву около ответа, а затем пропишите соответствующие буквы в порядке возрастания ответов в примерах.
На выполнение вам дается 3-4 минуты.
- Итак, ребята, какое слово у вас получилось? Открывают тетради, записывают дату и классную работу.
Один ученик читает задание, все остальные внимательно слушают.
- Сколько вершин, граней и ребер у параллелепипеда. Параллелепипед, у которого все грани равны, - это.
- Вершина - это углы параллелепипеда (концы ребер). 8
-Ребра – это границы пар-да. 12
- Грани- прямоугольники, из которых составлен наш параллелепипед. 6
- Как называется параллелепипед, у которого все грани равны.
- Куб.
- Молодцы! Регулятивные: фиксация нового знания в речи;
Коммуникативные:
-овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи.
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Познавательные:
-применение нового знания.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод, практический (упражнение). Фронтальная форма.
Рефлексия 3 мин - Правильно ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке, и поэтому вы огромные молодцы.
- А Кто хочет продолжить предложения, записанные на доске?
1. Сегодня я узнал(а)…
2. Мне было интересно…
3. Мне было трудно…
- Вы сегодня порадовали меня. Молодцы! Теперь давайте запишем домашнее задание ____________________. Продолжают предложения.
Записывают домашнее задание. Регулятивные:
-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
-осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
-оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод. Фронтальная форма.