Статья по логопедии на тему Структура речевого дефекта


Структура речевого дефекта.
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ЗПР и умственно отсталого ребёнка.
Нарушения речи у умственно отсталых детей и детей с ЗПР являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие у. о. и с ЗПР ребёнка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребёнка и ребёнка с ЗПР, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельностью, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
В связи с тем, что у умственно отсталых детей и детей с ЗПР ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков.
На занятиях с детьми мы произношение каждого звука тщательно анализируем с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком), зрительного, кинестетического образа. Сравниваем звучание, артикуляцию двух звуков, устанавливаем их сходство и различие, например, уточняем, что при произношении одних звуков участвует голос, а при произношении других - нет. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. На занятии я с детьми сравниваю отрабатываемый звук по его звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков. Широко использую на занятиях сравнение графических схем слов, нахождение в схемах одного или другого звуков.
С учётом характера нарушений речи также провожу работу над речевой системой в целом. На каждом занятии ставлю задачи коррекции нарушений не только фонетико - фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Например, коррекцию нарушения произношения звука с ( на этапе автоматизации) с учётом программы по русскому языку следует сочетать с работой над предлогом с ( с братом, с мамой), уточняю с детьми семантику предлога (значение совместности действия) выделяя предлог с как самостоятельное слово предложения.
В работе по развитию дифференциации звуков использую на занятиях картинки, названия которых с детьми анализируем , использую графические схемы слов, ребёнок выделяет звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточку , соответствующие тому или иному звуку.
В логопедической работе необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, ведь это связано с особенностью мыслительной деятельности детей. Также в своей работе использую максимальную и разнообразную наглядность.
Так, при постановке звука помогают зрительное восприятие (то есть ребёнок наглядно видит), тактильное восприятие (обводим пальчиком букву, лепим её из пластилина, конструируем из палочек или из шнурка), кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положения языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.В своей работе широко использую схемы правильной артикуляции звуков, разрезную азбуку, игровые упражнения, технические средства обучения.
На занятиях играем в разные игры, например, игра « Эхо», дети должны повторить за мной громко и чётко цепочки слогов в правильной последовательности. Любят дети отгадывать загадки, кроссворды, шарады на отрабатываемый звук. Для закрепления произношения того или иного звука, использую различные потешки, скороговорки, маленькие стихотворения, например для закрепления правильной артикуляции произношения звука к : Чоко- чоки- чоки- чок Запускаем мы волчок!
Закружился волчок,
Утомился волчок,
Лёг на правый на бочок,
Лёг на левый на бочок!
Также на занятиях использую речевой материал, это на различные звуки скороговорки, чистоговорки, потешки. И даже при проведении физкультминуток вместе с детьми повторяем стихотворный текст в слух, например при произношении звука –к-.
Четыре АнюточкиНе устав ни чуточкиПляшут третьи суточки,
Чок- чок , каблучок
Чуки-чуки, чуки- чокЧуки- чуки,чуки- чок,
Отвалился каблучок!
Полезными для развития фонематического слуха использую такие задания, которые требуют рифмовки уже знакомых слов. Например:
Течёт речка, подскажи словечко:
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке ( кости).
Мал ещё наш Филя- котик,
Ведь ему сегодня ( годик).
Играем с детьми в игры « Хлопни, топни», « Эхо».
Эффективно на этапе автоматизации сочинять с детьми и проговаривать в медленном, быстром темпе скороговорки:
Га- га- га в небе радуга дуга.
Гу- гу- гу – я сижу на берегу.
На каждом занятии выполняем с детьми упражения для развития артикуляционного аппарата. Очень любят дети выполнять пальчиковую гимнастику.
В образовании родительного падежа множественного числа существительных играем в игру « Один- много».
Один мак – много маков.
Одна тыква – много тыкв.
Придумываем с детьми предложения по картинкам, в которых есть например слова со звуками –с- и –ш-. Дополняем предложения словом. Предлагаю дополнить предложения словом используя в помощь картинку иллюстрацию.
Мама сварила вкусную … ( кашу).
Даша качает плюшевого … ( мишку).
Особенностью логопедической работы является индивидуализация коррекционно- логопедического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплён в речи.
Специфика логопедической работы проявляется и в планировании. Логопедические занятия я строю с учётом постепенного введения трудностей. Каждая задача, доступная нормальному ребёнку, максимально расчленяется на простейшие задачи. Ведь специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей и детей с ЗПР обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняем сначала на простом речевом материале, а затем, на более сложном.