Конспект урока по письму в 3 классе коррекционной школы на тему «Звук и буква Д»


Конспект урока по письму
в 3 классе коррекционной школы
на тему «Звук и буква Д»
Хисамутдинова А. В.
Тема: «Звук и буква Д»
Цель: закрепить знания обучающихся о звуке и букве Д.
Коррекционно-образовательные:
-формирование представления об образе буквы у учащихся;
-формирование умения читать слоги со звуком «ц»;
-формирование представления о правильном графическом изображении буквы «Д», заглавной и строчной;
- формирование умения писать слова с буквой «Д»
-развитие навыков послогового чтения.
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического слуха;
-развитие связной устной речи при ответах на вопросы;
-развитие мелкой моторики при пальчиковой гимнастике;
-развитие зрительного восприятия при узнавании буквы
Коррекционно-воспитательные:
-развивать умение слушать учителя;
-формировать интерес к изучению родного языка;
Оборудование: изображение буквы «Д»
Ход урока
Этапы урока Содержание этапов и/д раб.
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем. 2. Проверка домашнего задания -Ребята, что вам было задано на дом по письму?
-Про какую букву вы вчера говорили на уроке?
( про букву «ц») 3. Объявление темы урока - А сейчас я вам буду описывать предмет, а вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать, о чем я буду говорить:
-У него есть крыша. Есть двери. Есть окна. В нем живут люди и мы каждый день от туда приходим в школу и туда уходим из школы.
-Что это?
(Дом)
-Правильно, это дом. (Картинка)
-На какой звук начинается слово дом? (на звук «Д»)
-Как вы думаете, какую букву мы будем повторять?
(Букву «Д»)
- Правильно, сегодня на уроке мы с вами повторим звук и букву «Д». 4. Артикуляция звука -Давайте сейчас произнесём звук «Д».
-Посмотрите на меня, как правильно произносить звук «Д».
-Губы напряжены и растянуты в улыбке. Рот открыт. Кончиком языка упираемся в верхние зубы. Спинка языка выгнута, боковые края языка зажимаются зубами. Выдохнуть воздух коротким толчком при одновременном отскакивании кончика языка от верхних зубов произнести звук «Д».
- Давайте теперь каждый по очереди произнесет красиво звук «Д».
- А сейчас произнесем чистоговорки. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:
Да-да-да, да-да-да — каша — лучшая еда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — из школы я домой иду.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды — дайте мне попить воды. Никита и Ярослав раскрашивают букву «Д»
5. Анализ изображения буквы по вопросам -Молодцы. А сейчас посмотрите на доску.
-Из каких элементов состоит заглавная буква «Д»?
(Заглавная буква «Д» состоит из трёх элементов)
-Правильно, посмотрите на доску, буква «Д» состоит из палочки, петельки и дуги
-Посмотрите, как правильно нужно писать заглавную букву «Д». Начинаем с палочки, ведем вниз, затем идет петелька, а потом ведем вверх, что бы получилась дуга.
-Хорошо. Теперь снова посмотрите на доску. На карточке изображена строчная буква «д», она маленькая. Из скольких частей она состоит?
(Она состоит из двух частей)
-Правильно, она состоит из овала и петельки. Посмотрите как правильно нужно писать строчную букву «д».
6. Закрепление буквы в кинестетических ощущениях - А теперь давайте рукой нарисуем заглавную букву «Д» в воздухе.
-Вытягиваем ручку вверх и рисуем большую букву «Д».
-Сейчас напишите заглавную букву «Д» пальчиком на руке соседа по парте.
-Теперь давайте поставит локоть на парту, сложим пальчики вместе и в воздухе нарисуем маленькую букву «д».
-Напиши её на руке своего соседа по парте.
-Хорошо, молодцы. 7. Пальчиковая гимнастика -Сейчас нам нужно размять пальчики, я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной:
(Руки сжаты в кулачки)Мы делили апельсин.(Крутим кулачками вправо-влево)Много нас, а он один!(Разгибаем пальцы по одному, начиная с большого)Эта долька для ежа,Эта долька для чижа,Эта долька для утят,Эта долька для котят,Эта долька для бобра,(Открытые ладошки поворачиваем вправо-влево)Ну, а волку – кожура.(Двумя руками показываем волчью пасть)Он сердит на нас – беда!(Складываем руки домиком)В домик прячемся – сюда! 8. Работа в тетради - А сейчас, ребята открываем свои тетради и пропишем заглавную букву «Д». Ярослав и Никита 4 раза, а все остальные 6 раз.
- А кто мне скажет, о чем в начале урока была загадка? (Про дом)
- А сейчас пропишите слово «дом» у себя в тетради до конца строки.
-Какие слова вы знаете со звуком «Д»?
(ответы детей, дерево)
- Коля, выходи к доске составим слово … (дерево) из букв.
- А сейчас Данил выйдет к доске, и напишет слово «Дерево».
-Спишите это слово в тетрадь.
-Сейчас внимательно посмотрите на доску. На карточках написаны слова. Эти слова нужно прочитать и разделить на два столбика. В первом столбике должны быть слова, в которых есть буква «Д», а во втором столбике слова, в которых буквы «Д» нет.
(По одному выходят к доску, читают любое слово и определяют столбик)
(дым, подарок, огород, урок, парта, школа, стол)
-Молодцы, Ксюша, прочитай все слова из первого столбика. А теперь запишите эти слова в тетрадь. 9. Физ. минутка Мы писали, мы писали.
Что-то очень мы устали.
(Встряхиваем кисти рук)
Мы сейчас потопаем, 
(Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. 
(Хлопки в ладоши.)
Раз присядем, 
(Приседания.)
Быстро встанем, 
(Повороты туловища. Ходьба на месте.)Улыбнемся,
Тихо сядем. - Ребята, посмотрите на доску, здесь написаны предложения, но в них пропущено по одному слову. Предложения нужно прочитать, вставить подходящее слово, в котором должен быть звук «д» и переписать в тетрадь.
(Папа построил большой …….) дом
(……….. выросло большим) Дерево
-Руслан, прочитай первое предложение.
-Какое слово можно вставить?
(Можно вставить слово дом)
-Правильно, выйди к доске, запиши слово дом.
-Запишите это предложение в тетради.
-Ксюша прочитает второе предложение и вставит слово.
-Запишите это предложение к себе в тетради.
Дополнительное задание
-Вставьте на карточке пропущенные буквы:
Пого...а, ..ом, по..ушка, огоро.., моло..ец10. Итог -Ребята, чему мы сегодня учились на уроке?
-Какую букву и звук мы с вами повторяли? (букву Д)
- Какие слова писали с буквой «Д» 11. Домашнее задание Дома вам нужно будет переписать текст в тетрадь и подчеркнуть букву «Д»
Домашнее задание
Даша пришла домой. Достала дневник. Она будет делать уроки. 12. Оценивание Ребята, сегодня за урок я поставлю 5 - Данилу, Ксюше, Руслану и Коле. Вы хорошо работали, исправляли свои ошибки, отвечали на мои вопросы полными предложениями.
А Никите, Ярославу и Юре я поставлю 4, потому что вы допускали ошибки при составлении предложений, затруднялись с ответами на вопросы.