Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью


Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью
учителя физической культуры Асиновсковой О.Н.
Важное место в коррекционной работе занимает разработка индивидуальных корреционно - развивающих программ. Содержание этого вида деятельности рассмотрим на конкретном примере.
Определение ведущей проблемы.
Мальчик Кирилл Р., 10 лет, 3 «а» класс начал обучение в школе-интернате в 2012г.
Родители у мальчика имеют среднее образование. В дошкольном возрасте Кирилл отличался внешней моторной неловкостью, в силу излишнего веса, что связано с эндокринными нарушениями. Отличался излишней возбудимостью, с детьми играть не умел.
Анамнез. Родился от второй беременности, которая протекала без патологии.
Диагноз: F70 легкая степень умственной отсталости.
По типу поведения мальчик возбудимый, умственная отсталость осложнена нарушением нейродинамики.
Результаты медицинского осмотра:
1) гипоталамическое ожирение IV степени;
2) плоскостопие.
Физическое состояние: общее состояние костно-мышечной системы в норме, явных деформаций не наблюдается. Мышечная система и двигательные способности развиты слабо. Мальчик подвижен, но движения нескоординированные. Может переключаться с одного движения на другое, но не всегда так быстро, как требует ситуация. Быстро утомляется, эмоционально, иногда агрессивно реагирует на ситуацию неуспеха.
Диагностирование уровня развития двигательной сферы.
На уроках физической культуры были проведены тестовые задания, которые выявляют уровень развития основных физических качеств: координации, силы, быстроты, гибкости, прыгучести, меткости.
На занятия лечебной физической культуры были проведены специальные тестовые задания, которые выявляют уровень развития следующих параметров: равновесие (статическое и динамическое), динамометрия кисти (правой и левой), определение ЖЕЛ, подвижность суставов позвоночного столба, уровень силы мышц туловища, верхнего плечевого пояса.
Результаты такой диагностики дают полное представление об уровне развития двигательных способностей, нарушениях и дефектах двигательной сферы ребенка.
Аналитическая работа.
При анализе уровня развития двигательных способностей необходимо учитывать и степень их физического развития, так как на характер и глубину двигательных нарушений влияют самые различные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата, тонуса мышц и пр.
Двигательные нарушения ребенка с интеллектуальной недостаточностью, тесным образом связаны с отклонениями в их физическом развитии – это понимание важно при разработке программы коррекции недостатков двигательной сферы.
Качественный анализ движений в основных локомоция ученика 3 «А» Кирилла Р.
Параметры Результат
ходьба сбивается с ритма, дискоординированные движения рук и ног
бег «падающий бег», вызывает затруднения,
отклонения от прямой линии, неравномерность шагов
прыжок дискоординация рук и туловища, в финальный моментотталкивался одной ногой
метание взадании сделать двумя руками старался метнуть одной рукой, не мог скоординировать движения рук и туловища, отчего не получалось финального усилия в броске и мяч летел то вверх, то низ.
упражнения с предметами слабо развита мелкая моторика, падение мяча, неправильный захват и т.п.
жизненная емкость легких (л) 1,6
равновесие в момент выполнения стойки с закрытыми глаза, сразу терял равновесие
функциональное состояние мышечного корсета слабые мышцы спины и брюшного пресса
гибкость и подвижность позвонков испытывает трудности при принятии позы, в силу избыточного веса, при наклоне вперед-вниз способен дотянуться только до колен.
При планировании коррекционной работы необходимо учитывать соматическое здоровье, структуру основного дефекта, и двигательные возможности ребенка.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя адаптивной физической культуры с учащимся «3 А» класса Кириллом Р.
Цель: формировать базовые двигательные способности, повышая уровень физического развития.
Задачи:
Учить выполнять основные виды упражнений.
Развивать двигательные способности.
Воспитывать интерес к занятиям физической культурой; формировать положительное отношение к занятиям, раскрывая их сущность и значение.
Корректировать дефекты двигательной сферы.
Планируемые сроки реализации: учебный год, с периодичностью занятий 3 раза в неделю по 40 минут.
Нарушения Содержание работы
Недостаточная жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Упражнения на дыхание; ходьба, медленный бег,передвижение на лыжах – за одно занятие до 10-15 мин.
Плоскостопие Специальные упражнения для стопы с предметами и без них.
Недостаточный уровень развития становой силы, силы кистей рук Упражнения для развития мышц рук и ног: приседания с отягощением и без, прыжки, выпрыгивания, сгибания-разгибания рук, работа с эспандером; для развития мышц спины и живота: поднимание туловища в различных и.п.
Слабые координационные способности в прыжках, беге и метаниях Прыжки на одной, на двух ногах, в длину с места и с разбега; с ноги на ногу (всегда с приземлением на мягком покрытии); повторный бег в среднем темпе; метания одной, двумя руками обычных и набивных мячей.
Недостаточное развитие гибкости позвоночного столба Упражнения на растягивание, маховые, упражнения на гибкость позвоночного столба.
Имеется нарушения в развитии функции равновесия Упражнения в стояние на одной ноге с закрытыми глазами; ходьбе по прямой, по скамейке с заданиями.
Недостаточная манипулятивная и мышечная точность Упражнения в передачах мячей (разного диаметра) на точность различными способами, упражнения «Школы мяча» сжимание ручного динамометра, пальчиковая гимнастика.
Примечание: а) у Кирилла ожирение VII степени, поэтому необходимо его строго ограничивать в прыжках, кувырках, упражнениях на быстроту;
б) бег на 60м и упражнения на выносливость не применять на первом году обучения.
Отражение коррекционных направлений во взаимодействии педагог в учебно-воспитательном процессе.
Предполагаемая форма занятий:
Урок адаптивной физической культуры 2 раза в неделя Учитель адаптивной физической культуры
Занятие лечебной физической культурой 1 раз в неделю Учитель адаптивной физической культуры
Спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия в соответствии с общешкольным планом Учитель адаптивной физической культуры, классный руководитель
Утренняя гимнастика ежедневно Воспитатель, родители
Физкультминутки, гимнастика для глаз на общеобразовательных уроках Учитель начальных классов
Диета ежедневно Школьная диет. медсестра, родители
Методические рекомендации для планирования и проведения уроков адаптивной физической культурой:
Учитывать неустойчивость внимания и нарушения в поведении.
Неумение пользоваться инструкцией (доступность инструкции).
Неумение доводить дело до конца (контроль за выполнением задания).
Низкая работоспособность (соответствие нагрузки физическому развитию и соматическому здоровью).
Планировать учебный материал, опираясь на принцип научности, доступности и системности.
Рекомендации родителям:
В каникулярное время соблюдать режим дня и диету.
В летний период активно закалять мальчика при помощи естественных сил природы: солнечные и воздушные ванны, купание в открытых водоемах, прогулки (хождение) босиком по песку, гальке и траве.