Программа элективного курса по биологии Тело человека


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одинцовский лицей №2
“Утверждаю”
директор ОУ
Прохоренко О.Н.

“------” -------------2013 г. “Согласовано”
зам.директора по УВР
Тренисова Т.Е.
“------”--------------2013 г. Рассмотрено
на заседании М.О. протокол №
Шевченко И.Е.
“------”--------------2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год
Предмет:биология (Элективный курс «Карта тела человека»Класс:8 – Э класс
Учитель:Борисова Нелля Михайловна
ОДИНЦОВО
2013 год.
Пояснительная записка
Тело человека – это сложное и восхитительное образование, анатомия которого интересна не только учёным и медикам. Произошедшая в последние десятилетия популяризация естественно – научных знаний, признание альтернативной медицины, привели к повышению интереса человека к вопросу о том, как устроен наш организм. Этим объясняется актуальность элективного курса «Человеческое тело».
Изучение элективного курса основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках биологии в 5-8 классах средней школы. Он рассчитан на учащихся, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.
Содержание курса и описание приведённых в программе вопросов дано с учётом современной классификации и терминологии, придерживается рамок Международной анатомической номенклатуры (1995). Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое.
Восприятие материала значительно облегчается благодаря использованию многочисленных иллюстративных пособий. Рекомендуется применение на занятиях дидактического материала, видеофрагментов, ТСО, мультимедийных электронных пособий, Интернет ресурсов и т.п. Также предусмотрены обязательно практические работы, которые проводятся одновременно с подробным изучением теоретического материала по вопросу или после того, для закрепления. Но далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных работ, поэтому в программу курса включены такие практические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.
В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 34 часа.
Цели:
ознакомить учащихся с основами научных знаний о сложности и целостности организма человека; охватить каждый орган, систему органов человека;
познакомить с историей развития знаний в области анатомии;
создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самореализации ученика.
Задачи:
изучить строение организма человека и функций его органов и систем;
познакомить с основными анатомическими терминами и понятиями;
раскрыть особенности строения и функционирования различных систем организма;
заложить основы умений и навыков использования знаний анатомии на практике.
Учебно-тематический план
Наименованиеразделов Всего часов В том числе Формаконтроля
Теорет. Практ. семинар Введение. Вводное занятие 1 1     Упр. «План действий»
Раздел I. Строение тела человека 1 0,5 0,5   Тестовые задания, сводная таблица
Раздел II. Скелет и соединения костей 3 1,5 1,5   Сводная таблица
Раздел III Мышцы 3 1,5 1,5   Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом
Раздел IV. Внутренние органы и системы 8 4 4   Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом
Заключительное занятие 1     1 Активное участие в «круглом столе»
Итого: 17 8,5 7,5 1  
Учащиеся должны знать:
основные этапы истории развития анатомии человека, фамилии выдающихся учёных – анатомов;
основные термины и понятия курса, свободно владеть ими;
клеточное строение организма, строение животной клетки, функции органоидов клетки;
строение и значение различных типов тканей; основные группы тканей, из которых образованы органы систем человека;
органы и системы органов, основные структурные группы и их особенности;
основные функции органов и систем органов в организме в целом.
Учащиеся должны уметь:
осмысленно владеть языком предмета;
описывать строение отдельных органов и систем;
раскрывать функции и взаимосвязь органов и систем органов;
распознавать и находить на рисунках, таблицах, муляжах, моделях, микропрепаратах части и органы, типы тканей, органоиды клетки;
работать с готовыми микропрепаратами тканей человека и животных
работать с различными микроскопами;
оформлять конспект;
работать с текстами, таблицами, схемами;
анализировать, сравнивать, делать выводы;
применять знания в практической жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ ппНазвание темы Кол-во час. 1 История развития анатомии 1 2 От обезьяны к человек 1 3 Клетки и ткани человека 1 4 Кости и мышцы 1 5 Позвоночник, череп 1 6 Скелет конечностей и поясов конечностей 1 7 Пр.раб. «Изучение скелета человека» 1 8 Пр.раб. «Мышцы тела человека» 1 9 Суставы 1 10 Осанка 1 11 Кровь, лимфа 1 12 Имунная система 1 13 Круги кровообращения. «Третий круг кровообращения» 1 14 Пр.раб. «Строение сердца человека» 1 15 Движение крови по сосудам 1 16 Пр.раб «Измерение кровяного давления. Измерение скорости кровотока» 1 17 Пр.раб. «Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях 1 18 Дыхание. Строение органов дыхания 1 19 Строение гортани. 1 20 Профилактика инфекционных и хронических заболеваний дыхательных путей 1 21 Влияние состояния атмосферы на состояние дыхательной системы 1 22 Заболевания дыхательной системы и их профилактика. Приемы реанимации 1 23 Особенности строения пищеварительной системы 1 24 Особенности правильного питания 1 25 «Мы есть то, что мы едим» 1 26 Наши зубы. Правильный уход за ними 1 27 Обмен веществ и энергии. Пр.раб. «Составление примерного меню на день с учетом сбалансированного питания» 1 28 Витамины 1 29 Кожа. Особенности ухода в подростковом возрасте. 1 30 Заболевания кожи. Профилактика этих заболеваний 1 31 Польза закаливания. Особенности закаливания. 1 32 Нервная система. Как избежать стрессов в наше сложное время 1 33 Органы чувств. «Пока я чувствую – живу» (Гомер) 1 34 Заключительный урок. Обобщение по курсу 1