Должностные инструкции для работников(классный руководитель)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
МОУ «Средняя школа № 4»
_____________ Э.У.Еникеева
Протокол заседания профкома
№ ___ от 31.12. 2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ «Средняя школа № 4»
_____________ Е.Ю.Терентьева

«31» декабря 2014 г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № ___
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе требований, предъявляемым к должности учителя, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ( в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н). 1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.
1.4. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
1.6. Классный воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции классного руководителя.
Основные функции классного руководителя – аналитико-диагностическая; планово-прогностическая; организационно-координирующая; контрольно–корректирующая.
2.1. Аналитико-диагностическая функция проводится с целью прогнозирования результатов воспитательной работы, составления планов и программ воспитательной работы. Эта функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения   индивидуальных особенностей школьников данного класса .  В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики. В исследовании индивидуальных особенностей классному руководителю могут помочь беседы с родителями детей, учителями-предметниками, педагогом-психологом.
Аналитико-диагностическая функция направлена так же на изучение условий и принципов семейного воспитания детей.  Классному руководителю  необходимо обеспечить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. Одним из приемов регистрации полученных данных является «Карта семьи», которая представляет собой заполненную педагогом анкету. В анкете могут быть включены, помимо традиционных пунктов (ФИО ребенка, возраста, домашнего адреса, данных о родителях – возраст, образование, род занятий):-  сведения о составе семьи в целом, - ее виде (полная/неполная, интегрированная/дезинтегрированная, многодетная и т.п),-  среднем доходе на участника семьи(по желанию родителей), - жилищных условиях, - семейном укладе (указание на возможные неблагоприятные факторы  -  алкоголизм, пристрастие членов семьи к наркотикам, тяжелых больных и т.д.), - психолого-педагогической культуре родителей (уровень образования, наличие педагогических знаний, стремление учитывать интересы детей, умение анализировать мотивы ребенка, находить эффективные средства воспитания и т.п.), - состоянии здоровья ребенка, - уровне воспитанности, - самооценке, - увлечениях школьника, - необходимой помощи семье ,- и т.п.
Конкретные вопросы «карты семьи» может составить сам классный руководитель , прибегая к помощи психолога – специалиста в диагностике.
При реализации аналитико-диагностической функции важно также выявить коллектив класса, уровень его развития. От данного условия  зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся.
Без аналитико-диагностической функции успешная реализация планово-прогностической функции кажется весьма проблематичной.
2.2. Планово–прогностическая функция  включает  определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на образовательные (обучающие), воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет план своей работы, прогнозируя возможные результаты.
Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное  -  они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для использования, являться рабочими, а не формальными документами.
Планирование должно осуществляться классным руководителем совместно с родителями, детьми, что позволяет учесть интересы всех  участников педагогического процесса.  
2.3. Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников. На данном этапе реализуется план работы классного руководителя по тем направлениям, которые были определены, что не исключает внесение определенных корректив в сам план. Среди важнейших направлений:- организация и проведения увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка(не менее 1 раза в месяц);- созданий условий для совместной работы семьи и школы;- обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями—предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;- сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и т.п.);- тесная связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации);- организация питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;- сотрудничество со специалистами – сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;- ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках,  личных делах детей, составление планов работы, акты посещений, протоколы ученических и родительских собраний, фотодокументирование проведенных мероприятий и т.п.).
2.4. Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы  классный  руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат. Важно учесть проблемы, с которыми сталкивались классный руководитель и дети в процессе работы, определить их причины, учесть нереализованный потенциал и сделать выводы на будущее, скорректировав будущие цели и планы.
Основными направлениями деятельности классного воспитателя являются:
2.1. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;
2.2. формирование коллектива класса, работа над сплоченностью коллектива учащихся и родителей;
2.3. правовое воспитание и социализация учащихся;
2.4. формирование навыков здорового образа жизни;
2.5. профилактика правонарушений и преступлений, безнадзорности и беспризорности;
2.6. формирование ценностного отношения к своему здоровью;
2.7. профилактика травматизма(проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, пожарной и электробезопасности.
Классными руководителями ежегодно в сентябре и январе должны быть проведены инструктажи с учащимися класса с записью под роспись в журнале проведения инструктажей по 7 направлениям:
- пожарная безопасность;
- электробезопасность;
- правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;
- соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;
- безопасное поведение на воде, у водоема, в бассейне, на льду;
- профилактика негативных криминогенных ситуаций во дворе, на улице, дома в общественных местах;
- правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов, правила обращения со взрывоопасными предметами, веществами.
3. Должностные обязанности классного руководителя.
Классный воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
осуществляет воспитание и координацию обучающихся закрепленного класса с учетом их психолого-физиологических особенностей, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора профессии, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе индивидуально, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
планирует и осуществляет воспитательный процесс в соответствии с воспитательной программой школы, разрабатывает свои планы и программы по направлениям воспитательной деятельности, обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. планирует воспитательную работу в классе на год, четверть, месяц, оформляя и представляя планы и программы воспитательной работы заместителю директора по воспитательной работе на согласование и директору на утверждение не позднее 5 дней до начала планируемого периода;
ведет в установленном порядке документацию класса:
личные дела – не реже 2 раз в год,
классный журнал - ежедневно,
дневники учащихся(1 раз в неделю),
журнал учета проведенных мероприятий – по мере проведения согласно плану,
учет посещаемости учащимися учебных занятий - ежедневно, анализ посещаемости за неделю, четверть, полугодие;
ведомость учета посещаемости родительских собраний – согласно графику,
протоколы ведения собраний учащихся и родителей – по мере проведения,
накопительную папку классного руководителя – в течение периода работы классным руководителем,
характеристика обучающегося, класса – по требованию;
портфолио учащихся класса – не реже 1 раза в полугодие.
Обеспечивает оформление в закрепленном кабинете:
сменных стендов по охране труда и пожарной безопасности;
инструкций по охране труда в закрепленном кабинете и при организации воспитательной работы;
классного уголка, согласно требованиям, изложенным в локальных актах (совместно с родителями и обучающимися).
Обеспечивает контроль за сохранностью мебели и эстетическим оформлением, санитарным состоянием кабинета, закрепленным за классом.
Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образователь-ном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся – при наличии).
Оценивает эффективность и результаты обучения и воспитания обучающихся, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Проводит классные часы(согласно графику) и внеклассные воспитательные мероприятия(не реже 1 раза в месяц), опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Обеспечивает дежурство по школе, согласно графику дежурства класса; наличие у учащихся бейжиков(повязок) дежурных.
Обеспечивает соблюдение учащимися требований к внешнему виду, наличие спортивной формы и сменной обуви, выполнение Правил для учащихся.
При проведении воспитательных мероприятий и родительских собраний обоснованно выбирает методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе, его склонностей, интересов;
создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе,
способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями; учит правилам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций(с привлечением педагога-психолога);
направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности;
выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
содействует получению дополнительного образования обучающимися через пропаганду системы кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства;
обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;
соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;
поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);осуществляет индивидуальное и групповое консультирование родителей; проводит родительские собрания согласно утвержденной тематике и графику, но не реже 5 раз в год; обеспечивает присутствие родительской общественности класса на общешкольных собраниях и конференциях;
способствует посещаемости классных родительских собраний путем повышения заинтересованности родителей темами и проблемами, обсуждаемыми на собраниях(проведение анкетирования и т.п.);
обеспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного процесса;
оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;
проводит инструктаж обучающихся по технике безопасности перед проведением каждого воспитательного мероприятия, выезда группы, выхода за пределы школы с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
организует согласно требованиям изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;
участвует в работе Педагогического совета школы, методического совета и работы методического объединения классных руководителей;
проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в профессиональных конкурсах, деятельности методических объединений и других формах методической работы города;
своевременно заполняет классный журнал, ежедневно вносит данные об отсутствующих и следит за достоверностью данных об обучающихся и их родителях, в соответствии с инструкцией ведут переписку с родителями.
проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения всех воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в  журнале регистрации инструктажа или в классном журнале;
соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
Права
Классный руководитель имеет право:
4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы;
4.10. получать надбавки  за классное руководство, согласно действующей системе оплаты труда;
4.11. на поощрение в случаях образцового и результативного выполнения должностных инструкций и функциональных обязанностей.
Ответственность
5.1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, Классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодатель-ством. 
6.Взаимоотношения. Связи по должности
Классный руководитель:
6.1. работает по графику, составленному заместителем директора по воспитательной работе и утвержденному директором школы;
6.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих классных руководителей;
6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, месяц. План работы согласовывается заместителем директора школы по воспитательной работе и утверждается директором не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти, года;
6.5. получает от директора школы и его заместителей по УВР, ВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.7. осуществляет допуск администрации на классные часы, внеклассные мероприятия, представляя разработки и материалы проведения;
6.8. осуществляет допуск родителей на классные часы, внеклассные мероприятия(по согласованию с администрацией).6.9. работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, педагогом-организатором, библиотекарем, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
6.10. осуществляет взаимодействие :с заместителем директора по учебно-воспитательной работе - в вопросах посещаемости и учета \ анализа качества знаний обучающихся;
с заместителем директора по воспитательной работе - в вопросах планирования, анализа и организации работы с классом и родителями, составлении базы данных, социального паспорта школы, оздоровления и др. направлений работы;
с педагогом-организатором – в вопросах организации питания, подготовки и проведения общешкольных мероприятий, спортивных праздников и соревнований;
с медицинской сестрой – в вопросах санитарного просвещения учащихся и родителей, соблюдения санитарно-гигиенических требований, проведения медицинских осмотров и т.п.;
с библиотекарем – в вопросах повышения интереса к чтению, соблюдения требований к сохранности учебников;
с педагогом-психологом – по запросу;
с заинтересованными службами - по согласованию с администрацией. 
Разработал:
Директор школы Е.Ю.Терентьева
С инструкцией ознакомлены:
Дата ФИО работника Должность Роспись
Веретюк Ю.А. Замдиректора по УВР Краснобрыжая О.Г. Замдиректора по ВР Куцаева В.И. Педагог-организатор Скрипченко Н.Н. Педагог-психолог Идрисова А.А. Классный руководитель Лянцева Л.А. Классный руководитель Повейчук В.П. Классный руководитель Косьянова Е.Ф. Классный руководитель Гуменюк С.С. Классный руководитель Лифина Е.А. Классный руководитель Канцыпа К.С. Классный руководитель Еникеева Э.У. Классный руководитель Семилетова Е.Н. Классный руководитель Сайфулина А.Р. Классный руководитель Хашимова Ф.К. Классный руководитель Сень Е.В. Классный руководитель