Урок по литературному чтению на тему Тимур и его команда


Мануленко Виктория Владимировна 
ГУ « Люблинская средняя школа»
Учитель начальных классов 1 категории
Литературное чтение 4 класс
Тема: А. Гайдар « Тимур и его команда»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок - исследование.
Аннотация к уроку литературного чтения.
Урок литературного чтения по теме « А. Гайдар. Тимур и его команда» изучается в 4 классе в разделе « Мои друзья». На уроке использована групповая форма работы. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию навыков критического мышления, по развитию кругозора и речи учащихся. Использованы элементы проблемного обучения и проектной технологии. Большое внимание уделяется работе с текстом. Урок имеет большое воспитательное значение.
SMART- цель : к концу урока учащиеся осмыслят нравственно- эстетическое содержание повести.
Ресурсы урока: портрет А.Гайдара, рефераты учащихся, набор картинок для коллажа, листы для проекта чердака, клей, рабочая тетрадь, листы для писем и кластера, карточки для диаграммы Венна, оборудование для сценки по усмотрению учителя.
Ход урока
1 Организационный момент
Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
- Сегодня вы работаете в группах. Вспомните правила работы в группе.
Учащиеся проговаривают правила.
1 Говорить тихо и спокойно2 Соблюдать очередность
3 Работать дружно
2 Сообщение темы урока
Учитель использует подводящую беседу.
Выразительное чтение отрывка из стихотворения Льва Ошанина
-Мир становился чудесным и новым,Сердцу хотелось взлететь самому,Когда молодым удивительным словомАркадий Гайдар прикасался к нему.
-Сейчас мало тех, кто знает писателя Аркадия Гайдара. Его произведения пылятся на книжных полках, его книги не читают. И поэтому многие не знают его знаменитых героев: Тимура, Чука и Гека, пионера Сережу и многих других.
-Но нам повезло встретиться с его героями! На прошлом уроке мы познакомились с произведением Аркадия Петровича Гайдара « Тимур и его команда».
Учащиеся называют тему урока.
-Сегодня продолжим работу над произведением.
-К окончанию урока вы осмыслите нравственное содержание повести; сможете противопоставлять поступки и характеры героев произведения.
3 Проверка Д/З
Учитель организует проверку д/з.
-Дома вы ещё раз его прочитали повесть и подготовили биографию автора.
Учащиеся сдают рефераты учителю.
Прослушивание 1 реферата.
4 Работа по теме урока
1)Картинный план
Учитель предлагает стать исследователями.
- Сейчас вы должны внимательно посмотреть на картинки и расположить их в такой последовательности, в какой происходили события, изображённые на картинке, т.е. восстановить последовательность событий.
( на доске картинный план в разбросанном виде)

Учащиеся восстанавливают события и исследуют текст.
- Молодцы! Вы восстановили события. А теперь обратимся к тексту. Наша задача: найти в тексте описание эпизода, изображённого на картинке.
2) Размышления
Учитель предлагает установить причинно- следственные связи.
- Ребята, как вы думаете, почему группу Тимура автор называет – командой, а группу Мишки Квакина – шайкой?
- Можно ли через эти два термина почувствовать отношение автора к Тимуру и Мишке? Какое это отношение?
Учащиеся размышляют и дают ответ.3)ФизминуткаУчитель предлагает движения.
Учащиеся выполняют движения.– Команды, слушайте меня! Поднимите руке те, кто хотел бы быть как Тимур. Встаньте те, кому понравились поступки тимуровцев. Попрыгайте те, кому не нравятся поступки Мишкиной шайки. Похлопайте в ладоши те, кому нравится повесть Аркадия Гайдара « Тимур и его команда» .Молодцы! Присаживайтесь.
4) Поиск путей практического выхода.
Учитель предлагает продумать о применении знаний и навыков в жизни.-Как вы думаете, нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев сейчас? А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи? Учащиеся продумывают пути помощи тем, кому нужна помощь: открытки и поздравления ветеранам войны, физическая помощь, помощь игрушками, вещами и т.д.) 5)Характеристика героев: составление кластера Учитель организует работу в группах.
1 группа характеризует Тимура Гараева2 группа характеризует Мишку Квакина
Учащиеся работают с индивидуальными рабочими листами.
Отчёт каждой группы.
6)Сравнительная характеристика: диаграмма Венна ( все вместе) на карточках.
Учитель организует коллективную работу .Ученики противопоставляют, делают вывод.
Общее: ровесники, мальчики, лидеры
- Является ли Тимур для вас примером для подражания? Хотели бы вы быть похожим на Мишку?
7) Дискуссия. 
Учитель включает новые знания в систему знаний.Учащиеся рассуждают , учатся применять новые знания.-Как называются люди, думающие только о себе и живущие только для своего удовольствия? (эгоист) Легко ли жить рядом с такими людьми? -А кто знает, как называются люди, которые думают о других и помощи им больше, чем о себе и своих потребностях? ( альтруист) -Как же можно назвать Тимура, а как – Квакина? -А как вы думаете, для самого человека лучше быть эгоистом или альтруистом? -Каждый имеет право на своё собственное мнение. Я думаю, что жизнь с течением времени поправит, а может, и совсем изменит мнение некоторых . 
8)Составление синквейна
Учитель организует работу в группах и объясняет выполнение задания.
- Составьте синквейн о Тимуре.
Учащиеся выполняют работу на рабочих листах.
Прослушать синквейны обеих групп.
9) Групповое письмо литературному герою
Учитель организует работу в группах и объясняет выполнение задания.
- Сейчас вы напишете групповое письмо Тимуру Гараеву.
Учащиеся работают с индивидуальными рабочими листами.
Прослушивание писем обеих групп.
10)Работа в группе «Проект чердака».
Учитель организует проектную деятельность. Проводит ТБ при работе с клеем.
- Составить коллаж « Проект чердака».
Т/б при работе с клеем.
Учащиеся выполняют работу.
Проверка. Коллажи вывешиваются на доску. учитель читает отрывок- описание чердака, а ученики слушают и делают вывод , чья работа приближена к авторской версии.
12)Творческий проект - сценка ( отрывок из поэмы): собрание на чердаке.
Учитель организует и смотрит сценку.
Учащиеся проигрывают отрывок из повести «Тимур и его команда» (Собрание на чердаке).
5 Подведение итогов урока. (1мин)
Учитель подводит к осознанию учащимися учебной деятельности, подводит итог.-Давайте попробуем определить, что же хотел сказать нам автор, создав эту повесть? Чему он нас научил?Учащиеся рассуждают и делают вывод.-Если сегодня вам удалось услышать других людей, попытаться подумать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах, это значит, что наш с вами урок прошёл не зря. Это значит, что за это короткое время урока ,вы повзрослели и стали ещё более милосердными. 6 Д/З написать отзыв о повести в тетради.
Учитель объясняет выполнение д/з. Учащиеся записывают в дневники.
7 Оценки за урок.
Учитель предлагает оценить свою работу в оценочных листах.
-Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!
- Оцените свою работу на уроке в оценочных листах и обоснуйте свой выбор оценки.
Учащиеся оценивают свою работу в оценочном листе.
моя оценка почему?
5 всё делаю правильно, очень активно работаю, всё понимаю
4 допускаю ошибки, активно работаю, могу лучше
3 не со всей работой справляюсь, не очень активно работаю, нужно постараться
2 ничего на уроке не сделал(а), работаю не активно
8 Рефлексия.
Учитель предлагает высказать своё мнение об уроке.
-Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
Заверши любое предложение:
На уроке мне понравилось ...
На уроке мне не понравилось ...
На уроке меня удивило ...
Учащиеся высказывают своё мнение.
-Всем спасибо за работу на уроке!