Мастер-класс Оценивание мтапредмтного результата Учебное сотрудничество


Королёва Лариса Тихоновна, учитель начальных классов
МКОУ «Каменская СОШ№2»
Презентация методики оценивания метапредметных результатов «Умение организовывать учебное сотрудничество».Оценка умения совместно готовиться к выступлению.5 класс
Цель : Познакомить с процедурой оценивания метапредметного результата «Учебное сотрудничество»; умения совместно готовиться к выступлению(5 кл.)
Модель проведения мастер-класса
Приветствие, вступительное слово, необычное начало мастер-класса
-Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите начать нашу с вами работу словами китайского мудреца Конфуция : «Есть три ошибки в общении людей:
первая-это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая-застенчивость не говорить когда это нужно;
третья- говорить, не наблюдая за вашим слушателем»
-Надеюсь, в нашем сегодняшнем общении мы избежим этих ошибок.
А общаться мы с вами будем на тему учебного сотрудничества.
А что такое «учебное сотрудничество»?
Презентация педагогического опыта (теоретическая часть).
Сотрудничество – способность человека осуществлять совместную деятельность (трудиться совместно). Сотрудничество позволяет людям решать задачи по масштабу затрат, сложности, трудоемкости превышающие возможности одного индивида. Способность к сотрудничеству является одним из наиболее востребованных результатов общего образования. Сегодня я хочу вас познакомить с системой оценивания данного метапредметного результата и тема моего выступления «Модуль системы мониторинга метапредметного результата «Умение организовать учебное сотрудничество»
Представление системы оценивания метапредметного результата «Учебное сотрудничество»
Формирование способности к сотрудничеству начинается еще в начальной школе, поэтому в основной школе эта компетенция должна продолжать развиваться с учетом социального и психологического возраста ребенка.
Какие же умения по данному модулю надо формировать?
5 -6 классы- Умение совместно готовиться к выступлению.
6-7 классы – Принятие общего решения в группе
7-8 классы – Групповое взаимодействие со сверстниками при решении учебных задач
-Принятие согласованного решения через групповую дискуссию
- Ролевое взаимодействие в группе
Учебное (деятельностное) сотрудничество означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы.Умение сотрудничать проявляется и формируется при работе в паре или в группе.
При работе группы выделяются 3 стадии: 1) формирование группы; 2) решение групповой задачи (элементом которого может быть индивидуальная работа по решению части задачи); 3) предъявление и отстаивание группового решения.

Поэтому общая схема мониторинга базируется на конкретизации этих трех основных аспектов способности к учебному сотрудничеству.
Проведение имитационной игры с последующим представлением результатов
-Сейчас мы с вами проиграем процедуру оценивания сформированности метапредметного результата «Ученическое сотрудничество»-умение эффективно организовать совместную учебную деятельность. Для параллели 5-х классов акцент следует сделать на процедуре распределения функций в группе при совместной работе, т.к. оценивается именно умение организовать совместную учебную деятельность. Следовательно, при выборе материала для работы в группе важно не столько содержание, сколько объем информации, предлагаемой для обработки: он должен быть не под силу одному учащемуся для обработки за указанный срок.
Объект оценивания
Процесс организации совместной учебной деятельности по подготовке к выступлению.
Процедура оценивания
1. Учащиеся класса случайным порядком делятся на группы по 5 человек. Это может быть жребий (при входе ребенок вытягивает карточку с изоб-раженной геометрической фигурой и сразу садится за стол с аналогичным крупным изображением) или расчет на 1 – 2 – 3 – 4 ( в зависимости от ко-личества учащихся в классе).
2. Каждая группа получает пакет с зданиями. Для 5-х классов это может быть набор 5 разных стихов по одной теме, к примеру, стихи о Родине. (Единая тема может не столь четко просматриваться). Для 6–х классов, например, это могут быть притчи о дружбе.
3. На выполнение задания группе отводится 15 минут – в 5-х классах,
4. Выступление групп.
5. Процесс работы группы записывается на камеру для последующего раз-бора экспертами. В данном модуле оценивания экспертом выступает учитель. В случае технических трудностей к процессу оценивания работы групп целесообразно привлечь еще педагогов для фиксации всех этапов работы всех групп
Техническое задание
Определите общее слово , отражающее смысл высказываний Конфуция.
«Воспитанного человека легко узнать по его манерам»
«Воспитанный китаец со всеми вежлив , он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше.»
«Воспитание на своём примере.»Выберите текст от группы, наиболее глубоко, на ваш взгляд, отражающий данную тематику и представьте его. Способ представления (один, двое или все участники группы) группа определяет самостоятельно.
Выступление группы
Моделирование
Процедура оценивания данного метапредметного результата.
В данном модуле оценивания экспертом выступает учитель.
Критерии оценивания группы
Ниже приведен лист наблюдения, который эксперт заполняет в ходе групповой работы. Все участники группы получают одинаковое количество баллов.
Критерии Показатели Результаты
1.Распределение функционала Совместно договариваются о распределе- нии функций 7
Распределяет один с учетом интересов и пожеланий участников группы 5
Распределяет один, без учета интересов и пожеланий участников группы 3
Распределения функций нет, задания вы- полняются произвольно, хаотично 1
Функции не распределены, один участник выполняет всю работу 0
2.Обсуждение общего решения Общее решение принято с учетом позиций всех участников 7
Наличие аргументированного мнения участников, но при решении они не учиты ваются5
Обсуждения нет, решение принимает один участник группы самостоятельно 3
Мнение одного или нескольких участников игнорируется 1
Высказывание аргументов с некорректной, оскорбительной ссылкой на личности участников группы 0
3.Выступление группы Выступает несколько участников, вклад каждого оценен и важен группе 6
Выступает один участник, остальные заинтересованы в результате выступления (со переживают, активно наблюдают, поддерживают во время и после выступления) 4
Выступает несколько участников группы, но есть негативная оценка кого-то из участников 2
Выступает один частник от группы, при нейтральной либо негативной наблюда- тельной позиции остальных участников группы 1
Выступлений нет 0
Высший балл-20
Если группа набирает 10 и более баллов, то можно говорить о том, что умение совместно готовиться к выступлению в группе сформировано.
Рефлексия
В чем сложности оценивания метапредметного результата?
Что Вы ожидали от участия в данном мероприятии и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
-Хотелось бы закончить наш мастер-класс словами Конфуция:
«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.»Принятие согласованного решения через групповую дис-куссиюЕсли же результат достигнут, то учащиеся
уверенно высказывают идеи;
аргументируют свою идею;
адекватно принимают чужое мнение;
умеют находить согласованное решение, принятое на основе работы группы.
Ролевое взаимодействие в группе
Учащиеся 7 класса:
понимают, какую роль они смогут выполнить для решения данной задачи;
умеют аргументировать свой выбор;
исполняют выбранную роль;
могут договориться в группе.
Учащиеся 8 класса:
умеют самостоятельно организовываться в группу;
определяют ролевой набор для решения определенного типа учебных задач;
свободно выражают свои мысли (аргументируя их);
уважают мнения других;
работают в ролевой кооперации, выполняя определенный функционал роли.