Методический материал Личностно-ориентированный урок


ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК
Советы учителю по организации личностно-ориентированного обучения
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость
Проблема личностно-ориентированного обучения в современных образовательных учреждениях представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков.
Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
При осуществлении личностно-ориентированного подхода необходимо:
Помочь обучаемому в становлении его личности, в развитии его познавательных возможностей
Соблюдать один из основных принципов обучения – принцип индивидуального подхода Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.
Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.
Учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать» – так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.
Осуществление новой психологической установки для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного», вместо прежней психологической установки учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»
Обучаемого сделать центром педагогического процесса и источником собственного обучения
Соблюдать принцип природосообразностиПедагогу, осуществляющему личностно-ориентированный подход прежде всего необходимо обратиться к анализ научной литературы педагогов и психологов: Ш.А. Амонашвили, Н.А.Алексеев, М.Н. Берулава, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. ЯкиманскойОсобенности личностно-ориентированного урока
Анализируем урок как деятельность учителя и деятельность ученика. В дидактике такой подход называется бинарным, и в основе его лежит сотрудничество
Психологические требования к уроку:
направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся;
учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей;
воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению;
воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями;
соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм);
создание на уроке благоприятного психологического климата.
Цель личностно ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика.
Средствами ее достижения становятся:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма ее организации. Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность, а учитель, как мы отмечали выше, повышает свою квалификацию.
В личностно ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. И это является наиболее значимым показателем создания личностного поля развития. Последнее становится важным критерием успешности школы личностно ориентированного образовательного процесса.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку
Личностно-ориентированный урок – это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.
Целью урока является – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса;
стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
оценка деятельности обучаемых не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
поощрение стремления обучаемых находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
обсуждение с учениками в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с учениками в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Технология личностно-ориентированного обучения
Цель
создание условий для проявления познавательной активности учеников
Средства достижения учителем этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока,
Содержание
построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика;
Методика
диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом:
1) мотивации деятельности;
2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;
3) готовность к саморазвитию.
Методическая основа технологии
индивидуализация и дифференциация процесса
Условия эффективности педагогической технологии
1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя;
2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.
Позиция педагога:
стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика;
развитие индивидуальности;
признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.
Отличительные признаки
традиционной классно-урочной технологии и уроков личностно - ориентированного обучения.
Признаки лично-ориентированного обучения
Признаки традиционной классно-урочной технологии
Использование субъективного опыта ребенка
Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха
Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом
Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс
Для домашней работы применяют учебники
 
Урок в традиционной системе имеет следующие этапы.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление.
5. Вывод.
Урок в личностно-ориентированном обучении
Перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие.
Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше.
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию.
Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
Итог урока – рефлексия.
Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Сравнительный анализ
традиционной системы обучения и личностно-ориентированного обучения.
 
Традиционное обучение Личностно-ориентированное обучение
единая программа, требования
вариативность. от простого к сложному, от частного к целому.индивидуальный подход и проблемность.
Цель обучения
Дать определенный объем знаний Дать общее образование по единой программе. Развитие индивидуальных способностей Создание условий для развития личности.
Формирование ЗУН
Развитие нравственности и образованности
Позиция ученика
Пассивность. Активность
Отсутствие мотива к личностному росту. Интерес к деятельности.
Функция учителя
Выдать определенный объем знаний Научить мыслить
Развивать познавательную активность Научить учиться
Обучать, воспитывать Координировать и консультировать
Контролировать Организовывать
Формы обучения
Иллюстративно-объяснительные, информационные. Проблемные, поисковые, исследовательские.
Урок, лекция, беседа, объяснение. Игра, диспут, семинар, урок.
Стиль взаимодействия
Авторитарность и требовательность Сотрудничество и доверительность, открытость
Вывод: сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели – развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.
Отличие: в новой школе по-иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.
Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.
Личностно-ориентированный урок по литературе в 8 классе
Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках гуманитарных предметов чаще всего заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействии на уроке. Это приобретает форму:
- выражения отношения к изучаемому;
- актуализации эстетических переживаний;
- осознания собственных переживаний.
При этом от учителя требуется постоянное введение учащихся в состояние диалога с тем, чтобы:
- провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области;
- выявить проблемы, интересующие субъекты диалога;
- рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
На уроках литературы создание личностно ориентированной ситуации связано прежде всего с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей; с учетом особенностей внутреннего мира ученика и т.п. Эмоциональность литературы является фактором присвоения культурных ценностей субъектом. Литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя).
Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
Цели, ориентированные на развитие личности ребенка:
- развитие личностно смыслового отношения к учебному предмету: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
- развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
Накануне в классе произошла ситуация, когда один мальчик накинулся на другого.
Учитель обратилась к классу с вопросом, как они оценивают действия героев этой ситуации? Таким образом учитель обеспечила личностно значимую для учащихся постановку учебной задачи, организовала поиски и решения путем раскрытия субъективного опыта учащихся.
Потом учитель перевела разговор на обсуждение поэмы Лермонтова, предложив ребятам найти параллели этой истории с героями произведения.
Учащиеся легко определили эту связь и выделили эпизод кулачного боя между Кирибеевичем и Калашниковым.
Ребятам предлагается ряд вопросов, например:
Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме?
Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?
Из каких побуждений идет на бой Калашников?
Какой смысл вкладывает он в слова, называя Кирибеевича «басурманским сыном»?
Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя?
Правым ли считает себя Калашников, вступив в бой с Кирибеевичем?
Почему он просит братьев, чтобы они «помолились… за» его «душу грешную»?
Отвечая на вопросы, учащиеся осмысливают поведение героев, их личные качества, убеждения, что ведет к пониманию значения эпизода в произведении. Все это способствует развитию логического мышления учащихся, умения сопоставлять, сравнивать, выделять существенное. Развивается речь учащихся, их коммуникативные способности.
Заканчивая обсуждение, учитель предложил учащимся найти в тексте ключевые слова, выражающие народную оценку поступка Калашникова; а также высказать свою точку зрения, ответив на вопрос, как бы они поступили, оказавшись в наше время в схожей ситуации, и как они теперь оценивают поступок мальчика из класса, что-то изменилось в их отношении к нему или нет?