Презентация Личностно-ориентированный классный час


Личностно – ориентированный классный час: особенности организации и содержанияУчитель начальных классов Максимова Н.А. КЛАССНЫЙ ЧАС это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспита­тельной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Личностно-ориентированный подходэто общепедагогическая технология, которая дает возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности Воспитательные идеи и принципыидею развития личностиобщечеловеческие принципы гуманизмаидею демократизации педагогических отношенийуглубление индивидуального подходаидею активизации учащихся Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсновныеКомпонентыклассного часаТрадиционный классный часЛичностно-ориентированный классныйчасЦелевойНаправленность на усвоение учащимися принятых в общест­ве ценностей, норм отношений и образцов поведения, т. е. на формирование в личности ре­бенка социально типичногоЦелевые установки связаны прежде всего с развитием ин­дивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизне-деятельно­сти {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсновныеКомпонентыклассного часаТрадиционный классный часЛичностно-ориентированный классныйчасСодержательныйСодержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправленияСодержание классного часа яв­ляется личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсновныеКомпонентыклассного часаТрадиционный классный часЛичностно-ориентированный классныйчасОрганизационно-деятельностныйГлавным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часаУчащиеся являются полно­правными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъектные отношения, диалоговые формы общения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОсновныеКомпонентыклассного часаТрадиционный классный часЛичностно-ориентированный классныйчасОценочно-аналитическийПри анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимисяВ качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе Подготовка и проведение личностно-ориентированного классного часа Первый шагсоставление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год  ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ 1. Методы социологического опроса 2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис» 3. Составление цветограммы 4. Методика «Строим новый классный дом» 5. Метод «мозгового штурма» 6. Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир дел» 7. Методика «Памятник проблеме века» Второй шаг уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению  ПРИЁМЫ И МЕТОДЫметодика «Куча мала»блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа (что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п.) Третий шагвыбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов ПРИЁМЫ И МЕТОДЫметодика КТД (И.П. Иванов)формы взаимодействия организаторов инициативной группы, совета дела, творческой группысоблюдение принципов добровольности и интереса Четвертый шаг это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ«Викторина»«Реклама» «Сюрприз» Пятый шагсоставление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа  подумать и найти ответы на вопросы: 1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности? 2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы? 3. В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности? 4. Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе? 5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию? Шестой шаг проведение классного часа ПРИЁМЫ И МЕТОДЫактуализации («вызова») субъектного опыта учащихсядиалоговые и полилоговые формы общениясоздание максимального количества ситуаций для проявления обучающимися своей индивидуальности и творческих способностей мини-конкурсы с творческим заданиямипрезентации интересов и увлечений учащихсясмотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельностипсихолого-педагогические тренинги умений и личностных качествупражнения для самопознания и саморазвития школьников Седьмой шаганализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению Критерии результативности личностно-ориентированного классного часаличностная значимость для учащихся;комфортность, благоприятный психологический климат;возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;обогащенность жизненного опыта учащихся;духовно-нравственная ценность;вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа; 5 правил личностно-ориентированного подхода при проведении классного часа: 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее. 2. Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях. 3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка. 4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих. 5. Завоевывать уважение и доверие учеников. Педагог должен верить и доверять ученикамСпасибо за внимание!