Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов


Творческий проект«Учебно-методическое пособие по технологии для учителей начальных классов»Старикова Татьяна Николаевнаучитель начальных классовРуководитель: Л.А.Павлова, к.п.н.
Обоснование проекта Приоритетной целью современного начального образования является создание творческого потенциала для развития личности ребенка. Основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром. Технология – один из важных факторов развития ребенка. Основная ориентация учителя начальных классов должна быть направлена на воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.11.01.20152 Цели и задачи:Изготовить учебно-методическое пособие по технологии для учителей начальных классов.Развивать умение использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач.Способствовать развитию познавательной активности.Оптимизировать работу учителя начальных классов на этапе подготовки к урокам технологии.11.01.20153 Знания и умения, необходимые для выполнения проекта Знать: Федеральный Закон РФ «Об образовании»; Конвенцию о правах ребенка; Концепции модернизации российского образования;Государственный стандарт начального образования;Основные источники информации;Назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. 11.01.20154 11.01.20155 Уметь:Осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении практических задач; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;создавать модели несложных объектов из деталей. Реализация выполнения проектаобоснование проблемы и потребности;определение содержания пособия,подбор информационного и иллюстративного материала;выбор модели;выбор материалов и инструментов;конструирование, моделирование изделия;редактирование текста информационного сообщения;заготовка деталей;технологическая последовательность изготовления изделия.11.01.20156 Обоснование проблемы и потребности Опираясь на программу трудового обучения в начальных классах, учитель проводит беседы на различные темы. Многие темы очень обширны, а время на уроке ограничено, поэтому учителю необходимо иметь сборники с информацией по темам бесед. Мы предлагаем методическое пособие в электронном варианте, т.к. в нём можно разместить больше информации, которую можно увидеть наглядно и которая легко воспринимается. 11.01.20157 11.01.20158 Определение содержания Поиск и подбор иллюстративного и информационного материала из различных источников: журналов, книг, интернета, и т.д.Подбор иллюстративного и информационного материала Методическое пособие (презентация)будет содержать иллюстрации и краткую информацию11.01.20159 Требования программ по обработке бумаги В основу программ по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. В раздел учебника «Мы работаем с бумагой» включены различные этапы урока наблюдений; с последующим обобщением опыта, решением задач по совершенствованию технологического процесса изготовления изделия или его конструкции с последующим внесением изменений в технологический процесс. Младшие школьники учатся изготавливать следующие виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал, блокноты, книжки-малютки и др.11.01.201510 Выбор модели Модель 1 «Пушистый снеговичок» Модель выполнена из гофрированной бумаги трех цветов и пластилина в технике «торцевание на пластилине». Событие: Новый год 11.01.201511 Модель 2 «Чудо-ёлочка» Модель выполнена из цветной бумаги в технике «вырезание, моделирование». Событие: Новый год 11.01.201512

Модель 3 «Вращающаяся ёлочка» Модель изготовлена из гофрированной бумаги разных оттенков для веточек, картона коричневого цвета для основания. Для выполнения работы применили технику «бумагопластика». Событие: Новый год 11.01.201513

Модель 4 «Праздничный торт» Модель выполнена из гофрированной бумаги разных цветов в технике «гофротрубочки- скручи-вание трубочек из гоф- рированной бумаги. Для работы понадобятся: клей ПВА, клеящий карандаш, крупные спицы ограничи-телем на конце. Событие: праздник 11.01.201514


Модель 5 «Дед Мороз» Модель выполнена из бумаги формата А-4 разных цветов в технике «оригами модульное». Событие: Новый год 11.01.201515
Модель 6 «Маленькая ёлочка» Модель ёлочки выполнена из цветной бумаги разных цветов в технике «квилинг». Событие: Новый год 11.01.201516
Модель 7 «Снежный квилинг» выполнена в программе Microsoft Office Power Point – «Презентация в электронном варианте» 11.01.201517
r Из предложенных и описанных моделей мы выбрали модель 7.Она соответствует новым технологиям, удобна в использовании для демонстрации наглядного и информационного материала.Методическое пособие в данном варианте рассчитано для использования на длительный срок. Выбор материалов и инструментовДля выполнения модели потребуются:Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point.Компьютеры, мультимедийный проектор, сканер, фотоаппарат, электронный носитель.Работа может быть представлена в форматах:документ Wordпрезентация Microsoft Power Point11.01.201518
Конструирование и моделированиеСоздать слайдыВыбрать фонНайти необходимый материал (информационный и иллюстративный)Расположить иллюстративный материал в соответствии с информационнымПодобрать шрифтДобавить анимацию11.01.201519



Что надо знать о бумаге? Бумага – материал в виде листьев для письма, рисования, упаковки и т.п., получаемый из целлюлозы растений, а также из вторсырья. Была изобретена в Китае во II веке до нашей эры. Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Работа с бумагой развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Один из видов бумажного творчества – работа с бумагой в технике квиллинг.11.01.201520

Квиллинг (Quilling) Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.11.01.201521

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Самое широкое распространение это искусство получило, когда из Западной Европы «переехало» на Восток, где дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Англии многие творения знаменитых людей (принцессы Елизаветы) хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.11.01.201522
Цветочное панно в технике квиллинг11.01.201523

r Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги Европейские работы состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа любит быстрые техники. Восточные мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объемное кружево сплетается из сотен мелких деталей.11.01.201524

Разнообразие в технике квиллинг11.01.201525



Инструмент для квиллинга разнообразен В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Для детей можно использовать стержень шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мастера восточной школы предпочитают для скручивания тонкое шило, заменить его можно смастерив из толстой иглы и пробки. Дети могут использовать и зубочистку.11.01.201526
Очень тонкая работа11.01.201527

Все цвета радуги в технике квиллинг11.01.201528

Качества требующиеся для занятий квиллингом и развивающиеся в процессе бумагокрученияусидчивость терпениевнимательностьсосредоточенность аккуратность фантазия художественный вкус11.01.201529




Материалы и инструменты1. Белая бумага формата А-42. Тонкое шило или инструмент для наматывания с прорезью 3. Канцелярский нож4. Клей (оптимально - ПВА)5. Офицерская линейка (нужны окружности разного диаметра)6. Пинцет11.01.201530

Бумага для работы в технике квиллинг должна быть цветной с двух сторон. Перед началом работы необходимо нарезать полоски шириной от 3 до 7 мм11.01.201531

Чудеса в технике бумажной филиграни11.01.201532

«Снежный квиллинг» - снежинки к Новому году11.01.201533Подготовка бумаги1. Бумагу нарезаем под линейку канцелярским ножом на полоски шириной 3-7 мм и длиной примерно 25-30 см2. Нарезать бумагу можно резаком для обрезки фотографий


Технология изготовленияВозьми полоску бумаги двумя пальцами.Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.Загнутый кончик легче наматывается на шило. Плотно накрути несколько витков.11.01.201534

11.01.201535 Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.Вся полоска свёрнута.А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.Приклей конец полоски клеем ПВА.



Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.Это заготовки «капля» и «лепесток».11.01.201536


Закрытые формы Тугой ролл Ролл Капля Глаз Квадрат Ромб Треугольник Стрелка Полумесяц11.01.201537
Формы техники квиллинг11.01.201538
Симметрия векторных снежинок11.01.201539
rrrrr Симметрия построения снежинокС помощью специального шаблона удобно делать 6-ти и 8-ми лучевые снежинки 11.01.201540




Рекомендации по сборке снежинок Снежинку-подвеску можно делать состоящей из 1, 2, 3, 4 рядов Сначала нужно придумать такой узор, чтобы у соседних деталей была достаточная площадь соприкосновения для приклеивания Для каждого ряда нужно сделать по  6 одинаковых элементов11.01.201541


rr Последовательность сборки снежинкиВариант 11 ряд: шесть «Капель» склеить вместе боковыми сторонами 2 ряд: вклеить шесть «Стрелок» 3 ряд: приклеить к «Стрелкам» шесть «Квадратов».Вариант 2Снежинка из шести «Глазок», «Полумесяцев» и «Капель»11.01.201542




r
r
Разноцветный снегопад11.01.201543

Снежинки в технике квиллинг11.01.201544
rr

11.01.201545Кружась легко и неумело,Снежинка села на стекло.Шёл ночью снег густой и белый -От снега в комнате светло.Чуть порошит пушок летучий,И солнце зимнее встаёт.Как каждый день – полней и лучше,Полней и лучше Новый год… А. Твардовский
ЛитератураЛ.А.Павлова Творческие проекты на уроках технологии во 2-4 классах: методические рекомендации. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2000г.О. Снегова Техническое творчество.- М. «Молодая гвардия», 1991г.Интернет-ресурсы http://www.forum-grad.ru/rabota-s-bumagoii/12227-kvilling-osnovi-i-prostoii-master-klass.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_год11.01.201546