Доклад на тему Личностно — ориентированный классный час

Личностно ориентированный классный час.

Боркова Людмила Альбертовна,
классный руководитель 9 класса
МБОУ ОШ с.Грудцино.


Мечтой практически любого классного руководителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого воспитанника, развитие его индивидуальности. Призвание педагога - находить пути к реализации этой мечты.
Важную роль в этих поисках играет личностно ориентированный подход.
В практике моей воспитательной работы вполне освоенной является технология личностно- ориентированного классного часа.
Личностно- ориентированный подход является на сегодняшний день вполне традиционным, но актуальным. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России среди основных принципов и подходов организации нравственного уклада жизни обучающихся указывается принцип индивидуального- личностного развития как один из важнейших в современном образовании.
Чтобы выявить характерные черты личностно ориентированного классного часа, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Классный час- это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися с целью содействия формированию классного коллектива и его членов.
В процессе подготовки и проведения классных часов возможно решение следующих задач:
- Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
- Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности
- Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка
- Содействие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей.
-Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Основное предназначение личностно ориентированного классного часа связано именно с решением 4-ой задачи, т.е. с содействием становлению и проявлению индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей.
Если сравнить личностно ориентированный классный час с традиционным, можно выявить отличительные черты.

Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Основные компоненты классного часа
Традиционный классный час
Личностно ориентированный классный час

Целевой
Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного
Целевые установки связаны прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный
Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления
Содержание классного часа является личностно значимым. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

Организационно- деятельностный
Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения является педагог. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа. Преобладают субъект - объектные отношения
Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Преобладают субъект - субъектные отношения

Оценочно- аналитический
При анализе внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность в классном часе.


Личностно ориентированный классный час можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:
1. Составление педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год.
2. Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
3. Определение цели, содержания, выбор формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
4.Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
5.Составление сценарного плана классного часа.
6. Проведение классного часа
7. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Именно следуя такому алгоритму совместной деятельности классного руководителя и учеников я со своими воспитанниками подготовила и провела личностно ориентированный классный час «России лучшие сыны». Так как моя воспитательная программа называется «Бесценный дружеский союз», то с первого шага по подготовке и проведению личностно ориентированного классного часа соавторами классного часа были педагоги, учащиеся и родители. Итак, мы определили тему классного часа, обсудили, о каких конкретно исторических личностях поведем разговор. Ребята предложили остановиться на подвиге Минина и Пожарского.
На втором этапе подготовительной работы мы использовали методику псковских педагогов «Куча-мала». Это был блиц-опрос учащихся по проблеме организации предстоящего классного часа.. В течение одной минуты учащиеся отвечали на вопросы: что, где, когда, для кого будет проводится классный час.
На третьем этапе мы сформировали сообщество организаторов классного часа, причем соблюдался принцип добровольности и интереса. Любители литературы взяли на себя задачу найти соответствующие теме патриотизма стихи, подобрали соответствующее название классного часа, подготовили стихи собственного сочинения; учащиеся, склонные к творческому самовыражению, решили проинсценировать эпизод воззвания Минина к нижегородцам; ученица, занимающаяся в краеведческом кружке, подготовила исследовательскую работу по истории села и происхождения его названия. Инициативная группа ребят реализовала проект «Духовное наследие» по оказанию помощи в восстановлении местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Ребятам, которые не решаются на публичные выступления, было предложено подготовить соответствующие теме слайды презентации. Таким образом, из 12 учащихся класса каждый выбрал поручение, интересное именно для себя.
На четвертом этапе я как классный руководитель и заместитель директора по воспитательной работе исполняли роль консультантов и координаторов совместных усилий по подготовке классного часа, стараясь создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Главное назначение основного этапа- это создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе у нас были 1)и мини-конкурсы с творческим заданием(воссоздать маршрут второго ополчения на листах ватмана), 2) разгадывание кроссворда с ключевым словом «патриотизм», мини- размышление на тему «Моя гражданская позиция», составление памятки «Что значит любить Родину?». Таким образом, создавались ситуации, позволяющие каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком- либо состязании.
Последним этапом был анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке. Если при проведении обычного классного часа ребят можно разделить на «наблюдателей», «участников» и «активистов», то на этом классном часе каждый ребенок чувствовал себя «звездой».
Я применяю на практике технологию личностно- ориентированного классного часа с2007- 2008 учебного года.
К каким же положительным результатам мы пришли?
Данная технология личностно- ориентированного классного часа, её обращённость к каждому способствовала в общем личностному росту учащихся.
Поскольку ведущим направлением ВР в нашей школе является духовно – нравственное, по результатам мониторинга был выявлен рост уровня духовно- нравственных ценностей: понимание общечеловеческих ценностей, осознание патриотизма как любви к своей Родине и народу, умение поддерживать дружбу и товарищество в коллективе, взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе и семье.
Кроме того, степень сплочённости коллектива по методике А.Н. Лутошкина со стадии «Мягкая глина» возросла до степени «Алый парус», что многие наблюдали на конкурсе «Самый классный классный».





Я знаю легенду о доблесном Данко,
Он сердцем своим вышел путь осветить.
Вот также и классный руководитель
Пытается в каждом светило открыть.
Ведь в каждом ребёнке спрятано солнце-
Только дайте ему светить!




Список использованной литературы.
Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/ Под.ред.Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.





























13PAGE 15


13PAGE 14515