Открытый урок по познанию мира во 2 классе Тема: Дикие и домашние животные.


Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Открытый урок по познанию мира во 2 классе
Тема: Дикие и домашние животные.
Цели: расширить и обогатить представление детей о жизни, повадках диких и домашних животных, научить ухаживать за домашними животными, в частности за кошкой и собакой; развивать способность школьников анализировать текст, несущий учебную информацию, способность сравнивать различные явления и предметы; воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.Оборудование: таблица с изображением диких и домашних животных и пищи, которую они употребляют; иллюстрации с изображением комнатных растений, кошек и собак различных пород; таблица с изображением жилищ животных (берлога, нора, дупло, бобровая хатка, гнездо); стихотворение М.Карема «Вы видали?»; двухминутный отрывок из фильма ВВС «Загадочные кошки».
Ход урока:
1.Повторение изученного материала
-Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. Из каких частей состоит растение? ( Корень, стебель, листья, цветок.)
-Посмотрите вокруг, как можно назвать одним словом растения, растущие в классе? (Комнатные.)
-Расскажите об условиях, необходимых для жизни растений. (Для жизни растений необходима плодородная почва, вода, воздух, свет, тепло.)
-Зачем нужно поливать комнатные растения? (Вместе с водой растения получают полезные вещества.)
-Как можно доказать, что в состав растения входит вода? (Срезать листочек, на срезе образуются капельки воды.)
-Почему комнатные растения чаще всего ставят на подоконник? (Это самое светлое место в комнате.)
-Расскажите, как вы дома ухаживаете за своими комнатными растениями? (Удобряем почву, поливаем, ставим в светлое тёплое место, удаляем с растения пыль.)
-Как вы удаляете с комнатных растений пыль? (Аккуратно снимаем с листьев пыль мягкой влажной тряпочкой.)
-А если у растения узкие листья, как удалить с них пыль? (Нужно сбрызнуть их водой.)
-Какие комнатные растения вы знаете? (Фиалка, герань, алоэ, кактус, кислица и т.д.)
-Какие комнатные растения живут у вас дома?
2.Работа над новым материалом
-Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьёзные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их…(животные).
-Правильно, и темой нашего сегодняшнего урока будут животные. Каких животных вы знаете? (Дети называют.)
-Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, лягушек, змей, насекомых и даже человека. На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
-Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, в воде, под землёй.)
-Кроме того, животные могут жить в воздухе и даже в растениях, в теле животных и человека. Как вы думаете, что необходимо животным для жизни (Пища.)
-Посмотрите на таблицу. Каких животных вы на ней видите? (Обезьяну, кабана, оленя, кошку, зайца, мышь.)
-Внизу таблицы вы видите различную пищу, которой питаются животные. Скажите мне, чем питается каждое животное? (Обезьяна – бананами, кабан – желудями, олень – травой, кошка – рыбой, заяц – капустой, мышь – зерном.)-Как вы думаете, почему растения и животные не исчезают с Земли полностью? (И растения, и животные приносят потомство.)
Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё. Это дикие животные.
-А как мы называем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные.)
-Подумайте, где дикие животные ищут защиту от врагов, суровых природных условий для себя и своего потомства? (В своих жилищах.)
-Посмотрите на таблицу. Как вы думаете, чьи жилища здесь изображены? (Медведя, лисицы, бобра, белки, ласточки.)
Жизнь в дикой природе трудна, поэтому животные по – разному приспосабливаются к природным условиям. Одни обитают в воде, другие – на суше. Некоторые животные могут летать, другие хорошо прыгают по земле. Иногда животные предпочитают не строить себе жилище, а при малейшей опасности спасаются бегством.
-Как вы думаете, какие животные хорошо бегают? (Заяц, лось, косуля, волк, тигр и др.)
Правильно. Многие животные развивают высокую скорость при беге. Однако если заяц так спасается от хищников, то волку скорость нужна для того, чтобы догнать свою добычу и не остаться голодным. Есть даже такая пословица: «Волка ноги кормят». Многие хищники умеют бесшумно подкрадываться к своей жертве.
-Как вы думаете, а как приспособился к жизни в природных условиях медведь? (За лето он нагуливает жир, а потом впадает в спячку.)
-Подумайте, как приспособилась белка? (В дуплах делает запасы орехов, а зимой питается этими запасами.)
Безусловно, различные способы приспосабливания к природным условиям не могли не сказаться на внешнем строении животных. Так, к примеру, заяц – беляк ,который живёт в тайге и которому приходится в зимнее время передвигаться по глубокому снегу, широкие лапы. К зиме на них отрастают длинные жёсткие волосы, которые не дают зайцу проваливаться.
-Как вы думаете, почему у лося длинные ноги и широкие копыта? (Чтобы быстрее бегать.)
Однако ноги и копыта нужны лосю не только для бега. Лось живёт в болотистых местах. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по топким местам. Благодаря высокому росту за счёт длинных ног лось легко достаёт с деревьев молодые зелёные побеги, листву и кору.
-Какие ещё животные могут приспосабливаться к природным условиям? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? (Чешуёй.)
Именно чешуя не намокает, защищает рыб в воде и позволяет им быстро плавать.
-Как приспособились к полётам птицы? (Их тело покрыто перьями.)
-А что отличает зверей от других животных? (Они покрыты шерстью.)
-Вспомните, как меняется окраска зайца летом и зимой? (Зимой у зайца белый мех, летом серый.)
-Некоторых птиц трудно заметить среди листвы и ветвей деревьев. Какое животное меняет свою окраску в зависимости от того, на какой поверхности он находится? (Хамелеон.)
Сейчас мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку.
Вы видали верблюда, который летит,
Не касаясь земли ни одним из копыт?
(Имитируют движение крыльев птиц.)
В нашем городе вы леопарда видали,
Что привык ночевать под скамьёй на вокзале?
(Делают несколько наклонов вперёд.)
Вы видали, что в луже сидит бегемот,
Как девчонка, кривляясь весь день напролёт?
(Делают несколько приседаний.)
Вы видали у нас во дворе попугая,
Что летает под окнами, в мячик играя?
(Выполняют прыжки.)
-Мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Собака, кошка, корова, коза, куры, свинья и др.)
-Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, строя для них жилища, заготавливая корм.)
-Скажите, а для чего нужны человеку домашние животные? (Они дают человеку пищу, шерсть, некоторые животные помогают людям в работе, к примеру, собаки – пограничники.)
Не всегда животное приносят какую – нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нём У нас на доске висят фотографии ваших питомцев. На перемене вы можете подойти поближе и посмотреть их.
-Скажите, у кого дома живут домашние животные?
-Отгадайте загадки.
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
(Собака.)
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
(Кошка.)
-Сегодня мы с вами более подробно поговорим о наших любимых питомцах кошках и собаках. Посмотрите на доску. Что вы видите? (Фотографии кошек и собак.)
Давайте немного поиграем. Сейчас мы разделимся на две группы По очереди группы описывают своё животное: первая – кошек, вторая – собак. Побеждает группа, которая больше знает о своём животном.
(Учащиеся по очереди говорят, к примеру: кошка – независимое существо, собака – самое преданное существо, кошка привыкает к месту, собака привыкает к хозяину, кошка ловит мышей, собака охраняет жилище и т.д.)
-Давайте вспомним, какие породы собак мы с вами знаем.
«Ох, кошмар, какая пасть,
Можно в обморок упасть!»
Отовсюду слышно: «Ох!»
Коль на улице… (бульдог).
Нет чудеснее подарка,
Чем немецкая …(овчарка).
Хвостик колечком,
А ну, угадай – ка,
Кто я? Вот умник,
Конечно же,… (лайка).
Белизною шерсти тонкой
Покоряет всех…(болонка).
-Какие ещё породы собак вы знаете? (колли, терьер, такса, пудель, борзая и др.)
-у кого дома есть собака. Расскажите, как за ней нужно ухаживать? (Кормить два раза в день, выгуливать, делать прививки, выделить место в доме для собаки, давать физические нагрузки, расчёсывать длинношерстные породы.)
-Какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская и др.)
-Расскажите за особенностями ухода за кошками. (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчёсывать длинношерстные породы, устроить кошачий домик.)
-Сейчас мы с вами посмотрим фильм о кошках. Подумайте, права ли главная героиня фильма (Смотрят фильм.)
-О чём фильм, который мы с вами сейчас посмотрели? (О бездомных кошках.)
-Почему кошки откликаются на зов женщины? (Она их кормит.)
-Кем она является для бездомных кошек? (Другом, спасением.)
-Почему? (Без неё многие кошки просто бы погибли зимой.)
-Как вы думаете, права ли женщина, подкармливающая бездомных кошек? Жалко ли вам этих животных?
-Подумайте, что нужно сделать, чтобы бездомных животных не было вообще?
Правильно, мы должны помнить, что щенок, котёнок, канарейка – это не игрушка, а живые существа, о которых мы должны заботиться, раз уж взяли к себе домой.
3.Подведение итогов
-О чём мы с вами говорили на сегодняшнем уроке? (О диких и домашних животных.)
-Каких диких животных вы знаете? (Волк, медведь, лиса, заяц, песец, лось, тигр и др.)
-Каких домашних животных вы знаете? (Корова, овца, собака, куры, кошка, лошадь и др.)
-Как животные приспосабливаются к суровым природным условиям? (Некоторые животные живут в воде, некоторые на суше, некоторые в земле, животные строят себе жилища, некоторые животные быстро бегают, некоторые впадают в спячку и т.д.)
-Отражается ли как – то образ жизни животных на их внешнем облике? (Да, звери покрыты шерстью, рыбы – чешуёй, птицы – перьями, у некоторых животных меняется окраска в зависимости от времени года.)
-Какие домашние животные стали настоящими друзьями человеку? (Собаки и кошки.)
-Как нужно ухаживать за собаками? (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчёсывать длинношерстные породы, устроить кошачий домик.)
-Как нужно ухаживать за кошками? (Кормить, менять туалет, делать прививки, расчёсывать длинношерстные породы, устроить кошачий домик.)
Домашнее задание
Прочитать по учебнику параграф о диких и домашних животных. Придумать рассказ о своём домашнем питомце, об особенностях ухода за ним.