Статья на тему Исследование на пришкольном участке


Статья на тему: «Исследование на пришкольном участке»
Стремительные социально-экономические преобразования, которые происходят в обществе, приводят к изменениям во всех сферах жизни. В современном мире модернизация и инновационное развитие определены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как единственный путь развития, который позволит обществу стать конкурентоспособным.
В настоящее время в системе образования пересмотрены ценностные ориентиры, целевые установки и педагогические средства. Постиндустриальное общество утвердило ценности индивидуальности, саморазвития личности, обеспечило широкие возможности творческого труда, что потребовало необходимость перехода от классической к новой образовательной парадигме [67].
Новая парадигма современного отечественного образования ставит перед школой задачи воспитания творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, к практическому применению полученных знаний и умений. Современность требует от системы образования оперативного и гибкого реагирования на запросы общества, с учетом основных тенденций его развития.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессионально ориентированное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Работая над проектом, школьник проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет школьникам приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
М. М. Поташник, в частности, утверждает, что «проектная деятельность делает всех еѐ участников (учителей, руководителей, детей, родителей) субъектами собственной жизни, судьбы, работы, учебы, побуждает тех, кто занимается проектированием, думать, изобретать, творить, фантазировать, мечтать, поступать сообразно своим убеждениям, искать новые пути развития, саморазвития, новые пути изменения своей жизни. В этом очень важное… значение проектной деятельности» [52].
Поэтому важным считаю реализацию проектов практико - ориентированных, несущих учебную нагрузку. Представляю вашему вниманию проект «Исследование на пришкольном участке».
Пришкольный участок является базой для опытнической работы обучащихся. Работая на пришкольном участке, происходит закрепление, углубление знаний по биологии.
 Цель проекта: организация работы на пришкольном участке нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растений, а также  на  экологическое и экономическое образование.
Задачи:
- Развитие  практических  умений  и  навыков закрепление  теоретических  знаний;
- Трудовое, экологическое  воспитание;
Пришкольный участок, его назначение
1.                 Пришкольный участок создан в МКОУ  «Атагайская  СОШ»  для проведения в I – IХ классах уроков по трудовому обучению,  природоведению, биологии; организации общественно - полезного, опытнической и природоохранительной работы; экологического воспитания, профориентации, социализации детей.
2.  На пришкольном участке школы организованы   отделы: овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, начальных классов. Площадь участка равна
3. Отдел начальных классов  школы (, на котором учащиеся I – IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по технологии и окружающему миру.4.   В отделе и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны.
5.   В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
6.   В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, для школьной столовой. Защищенный грунт создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады, декоративных     растений. Он состоит из  теплицы.
7.  В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь.
8.  Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации и  удешевления  питания обучающихся в школьной столовой.
 
Организация работы обучающихся   на пришкольном участке
1.  Основными направлениями деятельности обучающихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных, биологических опытов. Для работы на участке из обучающихся каждого класса формируются группы.
2.  Обучающиеся работают на участке в процессе освоения программ трудового обучения,  природоведения, биологии, внеурочной деятельности. На участке организуются общественно-полезный, производительный труд, трудовая практика школьников, внеклассная работа, опытническая работа. Режим труда учащихся на учебно – опытном участке определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленным нормами Сан- Пина3.  Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. В него  включены такие разделы:
-         планировка территории учебно-опытного участка
-         содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке; тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между группами; календарные сроки и порядок выполнения обучающимися работ; график работы учащихся в процессе общественно-полезного, производительного труда,  в том числе в период летних каникул);
-         руководство работой обучающихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей, график их работы в период летних каникул);
4.  Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится Праздник урожая, участие в муниципальном конкурсе Урожай.
 Тема 1. Первые шаги в физиологии растений
Изучение условий прорастания семян. Дыхание растений. Испарение растений. Движение воды по стеблю. Влияние силы тяжести на рост растения. Вегетативное размножение. Влияние света на рост растения. Ландшафтный дизайн. Декоративные растения.
Практические работы.
Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастания семян. Проведение опытов: дыхание листа; движение воды по стеблю растения; испарения растений; выращивание моркови из верхушек моркови; перьев лука из луковицы. Влияние света на рост растения. Выполнение проекта «Наш школьный двор» дает возможность попробовать ученикам себя в роли ландшафтного дизайнера. Планируется оформление цветочно-декоративного отдела.
Раздел 1. Исследовательская практика
Тема 1. Первые шаги в физиологии растений.
№ темы Кол-во часов Название темы Теория Практика
1 1 Исследование влияния температуры, света, влаги. Условия прорастания семян. Опыт. 0,5 0,5
2 1 Дыхание листа. 0,5 0,5
3 1 Движение воды по стеблю. 0,5 0,5
4 1 Влияние силы тяжести на рост растения. 0,5 0,5
5 1 Вегетативное размножение. 0,5 0,5
6 1 Испарение в растении. 0,5 0,5
7 1 Влияние света на рост растения. 0,5 0,5
8 2 Проект «Наш школьный двор». 1 1
итого 9 4,5 4,5
Эксперименты на пришкольном участке
№ темы Название темы Теория Практика
1 Одновременный посев сухих, замоченных, и пророщенных семян 1 *
2 Влияние густоты посева на урожай корнеплодов 1*
3 Посев декоративных растений (реализация проекта наш школьный двор) 1*
4 Влияние приема прополки на урожай моркови 5 Влияние пасынкования на ускорение зацветания и размер соцветий георгинов.
1*
6 Влияние пасынкования на урожайность томатов. 1*
1* опыт закладывается, ведется дальнейшее наблюдение с соответствующим оформлением результатов. Данные работы учащихся могут выставляться на НПК. При проведении опыта ведется фенологический дневник наблюдений.
Тема 5. Эксперименты на пришкольном участке
Пример закладки опытов на пришкольном участке
   Опыт .  Тема:  Влияние пасынкования на урожайность томатов.
    1 вариант – контрольный, не пасынковать
    2 вариант – удалить все побеги в пазухах листьев, оставив на кусте 1-2 стеблей.
     IV.  Отдел цветочно-декоративных культур
 
   Опыт. Тема: Влияние пасынкования на ускорение зацветания и размер соцветий георгинов.
I вариант II вариант
Контрольный вариант
не пасынковать Удалить все пасынки из пазух листьев, оставив 3-4 пары верхних веток
Зацвел  августа
Диаметр цветка ~ см Зацвел июля
Диаметр цветка ~ см Опыт с морковью.
Морковь – двулетнее растение из семейства зонтичных: в первый год жизни образует корнеплод, а во второй – выгоняет цветоносный стебель и дает семена.
Агротехнический план опыта.
1. Подготовка семян.
2. Подготовка почвы. На делянку 10 м2 равномерно внести 8-10 кг перегноя или минеральные удобрения (0,2 кг сульфата аммония, 0,4 кг. суперфосфата, 0,3 кг КСl. Почву перекопать на глубину 20-25 см. Забороновать в два следа (25-27 апреля)
3. Посев. Посеять семена на глубину 2 см. Расстояния между строчками 25 см (25-30 апреля)
4.  Прополка и рыхление. (15-20 мая)
        5.  Прореживание. Расстояние между растениями оставить 3-4 см (1-5 июля).
        6. Подкормка. (15-20 июля)
        7. Уборка. (сентябрь)
Каждый класс закладывает опыт
Опыт . Тема: Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность.
1 вариант – контроль, нормальный посев семян. На 10 м2 – 4-5 гр. Между семенами 1-2 см.
2 вариант – густой посев семян, на 10 м2 – 10-12 гр. семян.
Ожидаемые результаты:
Регулятивные УУД обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия;
-адекватно воспринимать оценку своих действий;
Познавательные УУД обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной, дополнительной литературы, а также ресурсами Интернета;
- использовать простейшие модели, таблицы для решения познавательных задач и представления результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, установление причинно-следственных связей);
- проводить наблюдение и фиксировать результаты;
- знать методы научного познания; структуру эксперимента;
Коммуникативные УУД обучающийся научится:
- учитывать разные мнения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение.
Приложение 1
ТЕМЫ ОПЫТОВ НА УОУ ( карточки-задания на летний период)Для учащихся 5-6 классов1. Грунтовые посевы цветочно-декоративных растений.2. Влияние удаления увядших цветов на продолжительность цветения анютиных глазок, календулы, бархатцев, портулака.3. Влияние срезки всех отцветших соцветий на удлинение периода цветения львиного зева, люпина.4. Изучение биологии цветения у цветочно-декоративных растений.Для учащихся 7-8 классов1. Удлинение периода цветения флокса многолетнего путём весенней срезки части побега.2. Увеличение размеров цветов у георгинов путём прищипки части бутонов.3. Влияние пасынкования на ускорение зацветания.4. Изучение дикорастущих цветочно-декоративных растений местной флоры.Для учащихся 9-го класса1. Влияние укороченного дня на зацветание георгинов.2.Улучшение имеющихся сортов цветочно-декоративных растений путеминдивидуального отбора. 3. Улучшение качества семян.ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ1. Формирование ландшафта на пришкольном участке.2. Использование видового состава растений пришкольного участка для проведения наблюдений и опытов в природе.
3. Изучение экологического состояния пришкольного участка;4. Кресс-салат, как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.5. Сравнение рассадного и безрассадного способов выращивания астр.6.Сравнение всхожести семян цветочно-декоративных растений различных фирм.7. Наилучшие сроки посева семян календулы.8. Применение стимуляторов роста при выращивании растений.9. Растения охраняют растения (биологические способы защиты)
Список литературы:
1. Клив В.К., 200 экспериментов/ М.: «АСТ-пресс». 19933. 
2. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / М.: «Сентябрь», 2003.
3. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы // Одаренный ребенок. –  2003. – № 1.
4. Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 2.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать?  Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Смирнова Н.З. «Полевая практика по методике преподавания биологии», КГПУ,1993г