Брейн-ринг по русскому языку по теме Глагол (4класс)

ринг
по русскому языку
4 класс

Цели: развивать умение различать части речи, правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас детей, учить анализировать свою речь и речь одноклассников с точки зрения её соответствия литературным нормам, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, слайды, таблицы, презентация, эмблемы командам, наградной материал.
Ход занятия
-Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн- ринга. Я приглашаю вас принять участие в увлекательной и полезной игре. Но для начала отгадайте загадку и узнайте какому учебному предмету посвящена наша игра:
Всегда мы слышали о нём,
Что он богат, красив, умён.
Так дай скорее нам ответ:
Что это будет за предмет?
(Русский язык). (слайд 1)
-Итак, главный гость сегодня- его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. - Освоить родной язык- трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы проводим игру «Брейн – ринг» Брейн переводится, как мозг, а ринг – площадка для состязаний.
Брейн – ринг – это игра, в которой побеждает более эрудированная команда, т.е. та, которая правильно ответит на наибольшее количество вопросов за 1 минуту.
-За правильно выполненные задания, команды получают баллы, которые суммируются и подсчитываются в конце игры.Если одна команда ответит не правильно, то вторая команда может тоже ответить и получить балл. А баллы будет выставлять жюри.( слайд 2)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам. (глагол)

Тема сегодняшней нашей игры «Глагол», но мы будем говорить не только о глаголе, но и о других частях речи.
В нашем брейн- ринге участвуют 2 команды.
Пожелаем им удачи и познакомимся поближе. Что же это за команды.
Дети разделились на две команды, придумали названия своим командам и приветствие. Было одно условие: ваше название должно быть связано с русским языком. Итак приветствие команд.
Приветствие команд:
«Слово»: Победу, а не поражение
Мы вам желаем, «Предложение»!

«Предложение»: У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово»:
«Соперник наш, не позабудь:
К победе очень труден путь!»
1 конкурс «Блиц- опрос» (слайд 3)
-Команды по очереди быстро и устно отвечают на 3 вопроса. За каждый правильный ответ получают по баллу.

Вопросы для 1 команды
1.Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)
2. Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
3. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? что сделать?)

Вопросы для 2 команды
1.Какая часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что будет делать? (глагол)
2.Перечислите времена глаголов. (наст., прош., будущ.)
3. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (прилагательное)

2 конкурс – «Глаголы в стихотворениях» (слайд 4)
Каждой команде раздаются листочки со стихотворениями, в которых они должны найти и подчеркнуть глаголы.
3. конкурс- «Меткое слово» (слайд 5)
-Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко вырвалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Кто догадался , что это за слова?
(Фразеологизмы.)
-Что такое фразеологизмы?
(Это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.)
-Поэтому их можно заменить одним словом, менее выразительным. Что вы и должны сделать в следующем задании. (слайд 6)


1.Дать стрекоча - ____________(убежать)

2.Чесать языки - ____________(болтать, разговаривать)

3.Зарубить на носу - __________(запомнить)

4.Водить за нос - ______________(обманывать)


4. конкурс- «Придумай слова» (слайд 7)
-Самуил Яковлевич Маршак говорил: «Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во Вселенной». Вы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались. Первая команда получает лист со словом «аккуратность», вторая «картофель». Используя буквы этого слова , вы должны за минуту придумать и записать как можно больше слов.(нос, рать, куртка, тон, сота, карта, кость, нота, рука), ( ель, мак, рот, кот, пора, крот, факт, торф, кафе, кофта, катер, трель, кафель, форель, лекарь, токарь)
5. конкурс- «Найди глаголы» (слайд 8)
-Вы должны найти глаголы, которые спрятались в этой таблице по горизонтали и вертикали.
к
й
к
о
н
й
и
п
н
щ

м
п
о
н
п
к
е
е
й
к

л
е
т
е
т
ь
с
т
н
а

о
р
с
и
д
е
т
ь
о
н

в
е
р
т
е
т
ь
р
т
а

и
х
а
з
й
о
т
и
д
о

т
о
г
п
р
л
н
о
ш
п

ь
д
а
р
и
т
ь
д
м
л

л
и
п
и
с
н
п
ю
в
ы

р
т
а
с
м
д
т
о
я
т

м
ь
н
о
с
т
о
я
т
ь

( По горизонтали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
По вертикали: ловить, переходить, есть, петь, плыть)
6. конкурс- «Составь словосочетания» (слайд 9) Каждая команда получает лист, на котором записаны имена существительные. Вы должны подобрать к ним глаголы. (слайд 10)
_________ Кофе
__________ Тюль
________ Шампунь
_________ Эскимо
__________ Мебель __________ Письмо



7. конкурс «Отгадай кроссворд» (слайд 11, 12)

8. конкурс – «Отгадай пословицу» (слайд 13)
-Одной из ценностей русского языка является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков. В них выражена народная мудрость, и употребление их в нашей жизни поможет сделать её более яркой, интересной. Они обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Я предлагаю вам вспомнить пословицы и дописать глаголы к ним. (слайд 14)
Труд , а лень (Труд кормит, а лень портит.)
По одёжке , по уму (По одёжке встречают, по уму провожают.)
9. Видео –вопрос (слайд 15)
Задаёт ученица 4 класс Ситниковской школы Седунова Саша на видео. Составьте предложения из глаголов: лаять, мяукать, бегать, дружить.

Подведение итогов и награждение. (слайд 16)
-Вот и закончилась игра.Подводить итог пора.
(Подводятся итоги, победители награждаются грамотами.)
Наш брэйн – ринг окончен. Вы постарались, как смогли.
Мы снова ждем все с вами встречи. До новой встречи игроки!
Рисунок 215