Конспект урока по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные.


Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 592
Невского района г.Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО)
НА ТЕМУ: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
2 В КЛАСС
Учебник: А.А. Плешаков
УМК «Школа России»
по новому образовательному стандарту
(ФГОС)
Учитель начальных классов:
Новикова Анастасия Михайловна
г. Санкт –Петербург
2014
Урок окружающего мира во 2 классе.
УМК: «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Авторы учебника: А.А. Плешаков
Авторы методического пособия: А.А. Плешаков
Тема урока: Дикие и домашние животные. Слайд 1
Тип урока: изучение нового.
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
• находить связи в природе, между природой и человеком.
• сравнивать объекты природы, делить их на группы.
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
• выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
• выполнять действия по образцу.
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
• строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
• развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
• осознание необходимости учения.
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
• работать над осознанием ответственности за общее дело.
• учиться выражать свое мнение.
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедиа.
3. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь»
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь!
Начинаем наш урок.
Каждый день – всегда везде.
На занятиях в игре.
Смело четко говорим.
И тихонечко сидим.
На прошлом уроке мы узнали, что растения можно разделить на две большие группы в зависимости от того: растут они сами по себе или за ними ухаживает человек. Какие это группы? Проверим, как вы усвоили урок.
Блиц – опрос «Закончи предложение»
•Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).
• Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).
• Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен, хлопок.
• Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют... (зерновыми).
• Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья).
• Помидор, огурец — ... (травянистые) растения.
• Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными).
• Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными).
• Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения.
Молодцы, так много знаете о растениях.
Работа с ребусом (корова, лиса) Слайд 2
- Расшифруйте ребусы и скажите: кому будет посвящен наш урок? 


-Вспомните, на какие группы делятся животные?
(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные.)
-Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.
II.Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Подготовка к открытию нового знания.
- Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.
Работа с загадками
Загадки о домашних животных.
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я ...(коза) Слайд 3

Кто там очень громко лает,
Никого в дом не пускает?
Злая видимо, однако,
Ведь зовут её – (Собака) Слайд 4

Любит в луже искупаться,
Сочной травкой наслаждаться.
И на солнышке лежать,
Громко хрюкать и визжать.
Ну, конечно же, не львёнок,
А капризный....(поросёнок) Слайд 5

- Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.) Слайд 6
- Объясните название домашние животные.
- Назовите этих домашних животных.
- На какие две группы можно разделить этих животных? Слайд 7
- Каких домашних животных разводят в наших краях?
- На какие ещё две группы вы могли бы разделить домашних животных? Слайд 8
- Для чего человек выращивает домашних животных?
Демонстрация слайдов 9 - 11
- продукты питания
- шерсть
- транспортное средство
- охрана жилища
- декоративное значение
- Как человек заботится о животных?
Проблемный вопрос: А как появились домашние животные? Слайд 12
- Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Физкультминутка.
- А какие еще есть животные?
Загадки о диких животных.
Живёт в дупле, живёт - в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.
(Белка)Слайд 13

Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет.
(Заяц) Слайд 14

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь) Слайд 15

- Как назовём этих животных?
Кто заботится об этих животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Дети выясняют, что им необходимо, чтобы разделить всех животных на две группы.
(Называют группу диких и группу домашних животных).
Ребята объясняют, что значит домашние животные (Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы и т.д.. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.)Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.
- Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73.
- (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.) - (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.) Чтение «Странички для любознательных» с.74-75
Дикие животные.
Ребята рассуждают о диких животных.
Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.
III. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 1 (с. 50).
(Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних. Проверка в парах) №2 (с. 50).
(Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)
Ответы детей.
Выполнение задания на карточках и интерактивной доске.
Работа в парах.
Соедините линиями.
- Чьё жилище? Слайд 16
- Найди детёныша. Слайд 17
IV. Рефлексия.
- Чему научились?
- Было интересным…
- У меня получилось…