План конспект урока по биологии 6 класс Эндокринная система животных. Ростовые вещества растений


Урок 24: Эндокринная система. Ростовые вещества растений.
Цели деятельности
учителя Способствовать формированию представлений о роли эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности сложноорганизованных животных, о влиянии гормонов на обмен веществ в организме, о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции. Создать условия для формирования умений работать с учебной литературой с различными источниками информации, решать проблемные задачи, делать схемы, рисунки.
Тип, вид урока Комбинированный
Личностные
(УУД) Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новомуматериалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Предметные результаты Научатся характеризовать влияние гормонов на обмен веществ в организме и взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Получат возможность научиться объяснять роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности сложноорганизованных животных; работать с различными источниками информации.
Метапредметные
универсальные
учебные действия Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.
Образовательные
ресурсы урока Мультмедийная презентация по теме.
Электронное приложение к учебнику (начиная с 10 кадра.): www.drofa.ru
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Оргмомент
II. Мотивация к изучению нового материала
Объявление темы урока и совместная с учащимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная настройка учащихся на урок. Мотивирует – кто отлично работает, тот получает оценку и освобождается от тестирования по теме и получает звание «Лучший эндокринолог». Слушают и осуждают тему урока. Пытаются формулировать цели урока. РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения. Работают по плану. Сверяясь с целью.
III. Актуализация опорных знаний урока
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Что такое чувствительность?
2. Как реагируют простейшие на соль?
3. Есть ли у простейших животных НС? А у растений?
4. Есть НС у гидры? Какого типа?
5. Какая НС у дождевого червя? У насекомых и моллюсков?
6. Каково строение НС у позвоночных животных?
7. На какие отделы делится головной мозг позвоночных животных?
8. А что же будет, если нарушится НС? Работают по карточкам.
Применяют ранее полученные знания. ЛУУД формируют собственное мировоззрение о целостности мира.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Фронтальная подводящая беседа.
1.Регуляция – важнейший процесс. Одна система – ненадёжна, должен быть надежный партнер!
Смысловое чтение и запись тезисов в тетрадь.
2. Что такое эндокринная система – её способ регуляции химические вещества – гормоны. Которые выделяются ЖВС.
3. На что влияет ЭС?
Питание
Обмен в-вРост и развитие
Различные превращения (работа с рисунками).
Изменение окраски в зависимости от среды (работа с рисунками).
4. Эндокринная система у высших позвоночных животных представлена железами внутренней секреции:
А. Щитовидная железа – влияет на рост и развитие.
Б. Гипофиз – маленькая железа ГМ – вырабатывает более 10 гормонов – влияет на обмен веществ, рост и другие процессы (работа с рисунками).
5. Ростовые вещества растений- это химические вещества, которые влияют на обмен веществ растений:
- усиливают или замедляют рост и развитие клеток;
- влияют на закладку и развитие почек;
- много ростовых веществ на верхушке побегов и кончике корня (Работа с рисунками на странице 109).
6. Рефлексы:
А. Безусловные - врожденные (отдёргивание руки от горячего предмета).
Б. Условные – это рефлексы, приобретённые в результате жизненного опыта.
В. Нервный импульс – волна возбуждения, которая распространяется по нерву. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Приходят к выводу об открытости живых систем.Работают с рисунками учебника, составляют схему. Рассматривают рисунки, видеоролики. ПУУД представляют информацию в виде схем. КУУД излагают своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по плану, сверяясь с целью.
ЛУУД осознают целостность мира.
V.Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Что такое раздражимость? Является ли это свойство обязательным для любого существа? Приведите примеры проявления раздражимости.
2. В чём заключается роль НС?
3. Что такое рефлекс? Какие бывают рефлексы?
4. Почему врожденные рефлексы называют безусловными. А приобретенные – условными? Продемонстрируйте безусловный и условный рефлексы, объединившись в пары.
5. Приведите примеры условных и безусловных рефлексов с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
6. С чем связано различие в строении ГМ у различных позвоночных?
7. Почему тигров дрессировать легче, чем крокодилов?
8. Как связаны понятия «рефлекс» и «Инстинкт»?
9. Что такое гормоны?
10. Сравните нервную и эндокринную регуляцию по следующим параметрам (составление сравнительной таблицы):
Параметры Нервная регуляция Эндокринная регуляция
Способ передачи информации Нервный импульс Гормоны- химические вещества
Скорость передачи информации высокая низкая
Быстрота реагирования на раздражение быстрое медленное
Длительность действия короткая длительная
Анализ таблицы, построение выводов.
11. Приведите примеры нервной и эндокринной регуляции своего организма.
12. Сравните регуляцию растений и животных.
13. Можно ли искусственно вызвать линьку и спячку зверей для которых они характерны? Ответ поясните.
Работа с электронными тестами. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. КУУД излагают своё мнение. ПУУД переводят одну знаковую систему в другую. Анализ таблицы.
ПУУД строят логические рассуждения, доказывают свою правоту.
VI. Рефлексия учебной деятельности
В целом на уроке мне работать было…
Мне мешало….
Лучше всех работали…. Т.к.
Я сам работал….
Мне было интересно…..
Я теперь понял…
Но мне не совсем понятно…. Анализ работы на уроке класса, самооценка. ПУУД делают выводы. ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.
VII. Подведение итогов
Координация и регуляция жизнедеятельности организмов осуществляется благодаря работе нервной и эндокринной систем. В основе деятельности НС лежат рефлексы. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью НС. В основе работы ЭС лежит действие химических веществ – гормонов. Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока. ПУУД анализируют и делают выводы. КУУД принимают чужое мнение.
VIII. Домашнее задание
Учить §14 – весь. Особое внимание на эндокринную систему. . Уточняют и записывают домашнее задание.