Технологическая карта по химии на тему УГЛЕРОД И ЕГО СВОЙСТВА.БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ УГЛЕРОДА. (9 класс)


Грайворонский район, МБОУ Добросельская ООШ, Учитель химии и биологии Лямцева Э.А.
Технологическая карта по химии
Тема урока :УГЛЕРОД И ЕГО СВОЙСТВА.БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ УГЛЕРОДА.
Класс : 9
Цели урока (по Шаталову М.А.):
1 . Деятельностная : продолжить формировать универсальные учебные действия на примере изучаемой темы.
2 . предметно-дидактическая : сформировать представления о свойствах углерода ,уметь составлять схемы строения атома , аллотропии и его биологической роли .
Планируемые образовательные результаты :Личностные : устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом , усваивать содержание , обеспечивать личностно-моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные : анализировать и сравнивать изученное понятие , осуществлять коммуникацию в группах , с учителем ,уметь использовать различные источники информации ,оценивать достигнутые результаты своих действий ,составлять план изученного материала .
Предметные : давать : 1. характеристику атома углерода на основе ПСХЭ , 2.характеристикуфизических и химических свойств углерода как простого вещества, 3Аллотропия углерода: алмаз и графит. Древесный активированный уголь. Адсорбция и ее применение. 4 Химические свойства углерода. Взаимодействие с кислородом, металлами, водородом, с оксидами металлов. Карбиды кальция и алюминия. Ацетилен и метан.5 Круговорот углерода в природе
Тип урока : Изучение и первичное закрепление нового учебного материала и способов деятельности. (по Шамовой Т. И. )
Методы обучения : объяснительно- иллюстративный
Средства обучения : презентация, ПК, проектор.
Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
Адсорбция (древесный уголь, таблетки карболена, растворы чернил, сока свеклы, одеколон. Стеклянная трубка диаметром 1,5 – 2 см, штатив, вата, речной песок, стакан, колба) ,противогаз.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Оценивание ЭОР
Организационный момент
Приветствие, отметка отсутствующих учеников, готовность к уроку. Настрой на работу. Приветствие учителя, подготовка к работе на уроке. Регулятивные –умение настроиться на работу
Коммуникативные–слушание учителя Проверка домашнего задания
1.Устный опрос.
2.Письменный ответ на карточки у доски: написать формулы азотных и фосфорных удобрений и назвать их.
3. Составить формулы реакций практически осуществимых. 1. отвечает один ученик.
2.два ученика отвечают у доски на карточки.
3. остальные письменно в тетрадях составляют реакции, затем взаимопроверка. Познавательные-умение выражать свои мысли, умение сконструировать знания,
Коммуникативные-умение сотрудничать с учителем Контроль правильности ответов обучающихся
Самоконтроль и взаимопроверка выполнение заданий. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определяет тему урока, привлекает учащихся к постановке цели урока
Мотивирование познавательной деятельность учащихся.
Вопрос:
-Почему на основе углерода строится жизнь?
-Почему же все-таки углерод стал «началом всех начал»? Участвуют в целеполагании
Анализируют вопрос, определяют, что они должны сделать в конце урока..Регулятивные -
целеполаганиие,
организация учащимися своей учебной деятельности.
Коммуникативные -постановка вопросов
Личностные- ценностно-смысловая ориентацию,
какое значение, смысл имеет для меня тема урока. Слайд-1,2
Актуализация знанийОрганизует деятельность по актуализации понятий: 1.периодический закон, периодическая система, физический смысл порядкового номера, номера группы, металлы или неметаллы.
Задание.
- Дать характеристику элемента
углерода по положению в ПСХЭ до простого вещества;
2.определение явлению аллотропии и аллотропных модификаций
Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток алмаза, графита
-Предположите исходя из строения кристаллических решеток разницу в прочности химических связей в простых веществах алмазе и графите.
3. Учитель просит сделать сообщение о графите /строение, физические свойства, применение/.
4. Учитель просит сделать сообщение об алмазе /строение, физические свойства, применение/.
5. Учитель объясняет явление адсорбции аморфного углерода.
Демонстрация опытов адсорбции
-Какие еще области применения углерода вы можете назвать?
Учитель вместе с учениками выводит химические свойства углерода:
Взаимодействие с кислородом, металлами, водородом, с оксидами металлов.
Карбиды кальция и алюминия.
7. Работа с учебником по теме «Круговорот углерода в природе» и задает вопрос:
-Перечислите участники углерода участвующие в круговороте его в природе. Составление опорного конспекта на доске и в тетрадях.
отвечают и вспоминают известные аллотропные модификации кислорода, серы и фосфора
Конспектируют, выдвигают гипотезы и доказывают их, относительно прочности связи в алмазе и графите.
Сообщение 2 учеников о графите и алмазе
Наблюдают, делают выводы относительно адсорбирующей способности активированного угля и отвечают на вопрос.
Конспектируют в тетради.
Самостоятельно читают текст и отвечают на вопросы. Познавательные - давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию
Регулятивные – планирование последовательности действий в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные-
воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные всем выказывания.
Личностные - понимать единство естественнонаучной картины мира.Слайд-
Слайд-
Слайд-
Слайд-
Первичное усвоение новых знаний
Привлекает к обсуждению вопросов. Задаёт вопросы по изученной теме:
1-Перечислите физические свойства.
2-Какое строение углерода по положению в ПСХЭ до простого вещества
3- какие аллотропные модификации вы знаете?
4-Почему на основе углерода строиться жизнь?
5.-Почему же все-таки углерод стал «началом всех начал»?
Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся. Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные -ценностно-смысловая ориентация
Регулятивные-организация учащимися своей учебной деятельности
Познавательные-поиск и выделение необходимой информации. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов. Первичное закрепление Дает задание и контролирует результаты самостоятельной работы. Предлагает определить продукты реакций. Закончить уравнения реакции и расставить коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса
C + O2 →
C + H2 →
C + Ca→
C + Al→
Выполняют задание для всего класса, проверяют в парах, обсуждают результаты. Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
Личностные- нравственно-этическая ориентация усвояемого результата,
Коммуникативные-продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками
Контроль правильности ответов обучающихся
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнение заданий. Слайд-
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дает задание в тетради на печатной основе: с.175-176, № 1-4. Самостоятельное выполнение заданий Личностные-адекватно понимать границы собственного знания и «незнания»,
Регулятивные-умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учитель информирует учащихся о домашнем задании, кратко инструктирует их по выполнению заданий дома.
§ 29 выучить, письменно упражнения № 1-2 для всех, №5-8,для сильных обучающихся.
Творческое задание: написать сочинение на тему: «Начало всех начал». Осуществляют осознанный выбор домашнего задания.
Регулятивные– планирование своих действий
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель вместе с учащимися отвечает на вопрос: «Справились ли с поставленными целями и задачами урока?»
Подводит итоги урока, выставляет и комментирует оценки. Обсуждают итоги урока. Познавательные-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)Коммуникативные-продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные-
умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.
Список используемой литературы.
Габриелян,О.С. Химия. 9 класс :учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.: Дрофа, 2008 -267, [5] с. : ил.
Габриелян,О.С Настольная книга учителя химии. 9 класс», М.: «Блик и К0», 2001 -213 с.
CD: «Химия–9 («Просвещение»)», мультимедийное учебное пособие нового образца.
Иллюстрации : ресурсы сети Интернет.