План урока на тему Биологическая роль алюминия


Класс: 9
Дата:
Тема:Биологическая роль алюминия, сплавы алюминия. Производство и прменение сплавов алюминия в Казахстане
Цель: систематизировать знания учащихся об алюминии и его соединениях, показать их практическое значение;
сформировать понятие о химии как науке, её роли в жизни и деятельности человека;
показать роль алюминия для предупреждения коррозии металлов;
Задачи: 1. Формирование понятия о химии как науке, её роли в жизни и деятельности человека;
2. Развитие критически-логического мышления;
3.Воспитание ответственности, интереса к предмету;
Тип: комбинированный
Методы: Фронтальный опрос, решение задач и уравнений, работа в группе.
І. Организационный момент
(деление на 3 группы, соединения влюминия)
«Я желаю тебе сегодня на уроке ...»
Выбирают лидера группы, раздаются листы оценивания.
ІІ. Опрос домашнего задания
1.«Химическое домино»
2. Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакцией.
1 Al  + O2 → А AlCl3 +H2
2 Al  + Fe2 O3→ Б AlCl3
3 Al  + Cl2 → В Al(OH)3 +Na
4 Al  + HCl→ Г Al2O3
5 Al  + NaOH → Д Al2S3
6 Al  + S → Е Al2O3 + Fe
3.принести изделия из алюминия, описать.
ІІІ. Новая тема
Переходим к теме биологическая роль алюминия, сплавы, производство.
(показ видеоролика).
Исходя из видео начнем работы в группе.
1-группа: Сплавы алюминия
2-группа: Производство алюминия в Казахстане
3-группа: Биологическая роль алюминия в организме человека.
(готовяться 10 мин, защита постера).
(физминутка).
Задачи:
1. Как рассчитать массу газообразного водорода (H2), который выделится, если растворить 2,7 грамма  алюминия в соляной кислоте (HCl)?


(масса водорода)
2. Какой объем водорода (H2) при нормальных условиях выделится при растворении 36 грамм алюминия (Al)  в растворе серной кислоты (H2SO4)?




V (H2) = 4 ∙ 22,4 / 2= 44,8 (л).
ІV.Закрепление
Оценивание (лидеры групп оценивают свою группу, учитель подытоживает).
2 звезды одно пожелание
Я крылатый элемент,В небеса лечу на керосине,Провожу тепло и ток,Нахожусь в природе в глине. (Алюминий)
«Да» «нет»-ка.
Боксит — горная порода, из которой получают алюминий.
Сплавы алюминия широко используют в качестве конструкционного материала.
Алюминий обладает высокой коррозионной стойкостью
Проверь свои знания!
Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.
1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния. нет
2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое. нет
3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у кремния. да
4.Алюминий s-элемент. Нет р
5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот. нет
6. Алюминий подвергается коррозии. нет
7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется. да
8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры. да
9.Алюминотермия – получение алюминия. нет
10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл. нет
11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами. да
Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакцией.
1 Al  + O2 → А AlCl3 +H2
2 Al  + Fe2 O3→ Б AlCl3
3 Al  + Cl2 → В Al(OH)3 +Na
4 Al  + HCl→ Г Al2O3
5 Al  + NaOH → Д Al2S3
6 Al  + S → Е Al2O3 + Fe
1. Как рассчитать массу газообразного водорода (H2), который выделится, если растворить 2,7 грамма  алюминия в соляной кислоте (HCl)?
2. Какой объем водорода (H2) при нормальных условиях выделится при растворении 36 грамм алюминия (Al)  в растворе серной кислоты (H2SO4)?
1. Как рассчитать массу газообразного водорода (H2), который выделится, если растворить 2,7 грамма  алюминия в соляной кислоте (HCl)?
2. Какой объем водорода (H2) при нормальных условиях выделится при растворении 36 грамм алюминия (Al)  в растворе серной кислоты (H2SO4)?
Биологическая роль
При избыточном поступлении возможно развитие негативных эффектов.
Пищевые источники алюминия
Как и для большинства минеральных веществ, основным источником алюминия являются продукты растительного происхождения (содержат в 50-100 раз больше алюминия, чем продукты животного происхождения). Также возможно загрязнение пищевых продуктов и при использовании посуды, изготовленной с использованием алюминия, особенно если в такой посуде пищевые продукты проходят термическую обработку.
Наиболее важными источниками алюминия являются такие пищевые продукты, как: чай, морковь, некоторые травы и плавленые сыры. Дополнительным источником поступления алюминия является также питьевая вода, где его содержание может составлять до 2-4 мг/л. Помимо этого источниками алюминия являются лекарственные вещества (например, антациды), а также такие часто используемые вещи, как дезодоранты, бумажные полотенца и салфетки, а также продукты, контактирующие с алюминиевой фольгой.
В сутки в организм человека поступает около 2-3 мг алюминия, при этом с мочой алюминий может выводится со скоростью до 10-15 мг/сутки, а при дополнительной нагрузке до 500 мг/сутки. Такой физиологический механизм препятствует накоплению алюминия в организме человека.
Дефицит алюминия
Не наблюдается (невозможен)
Избыток алюминия
Причины избытка алюминия
Избыточное поступление алюминия с пищевыми продуктами (в частности при использовании алюминиевой посуды для приготовления пищи);
Высокое содержание алюминия в окружающей среде (путь поступления – ингаляционный);
Чрезмерное поступление алюминия с лекарственными препаратами, а также косметическими средствами (например, дезодорантами);
Хроническая почечная недостаточность, препятствующая выводу алюминия из организма, что, соответственно, способствует накоплению алюминия;
Острые отравления соединениями алюминия на производстве.
Последствия избытка алюминия
Выделяют два основных негативных эффекта избыточного поступления алюминия в организм человека:
Нейротоксичность и энцефалопатия (нарушения памяти, нервозность, наклонность к депрессии, трудности в обучении в детстве и прогрессирующее старческое слабоумие и т.д.);
Остеомаляция (размягчение костей), а также связанные с ней переломы и др. заболевания опорно-двигательного аппарата.
Также иногда наблюдают:
Кардиотоксичность.
Нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта;
Нарушение функции почек;
Развитие алюминоза (профессиональное заболевание работников металлургии) c характерными изменениями в легочной ткани;
Нарушение обмена железа, фосфора, магния, кальция, цинка, меди.
Суточная потребность в алюминии: не установлена
Химическое название:  Al